Служили два товарища…

Президент Украины назначил Юрия Черкасова первым заместителем госсекретаря МВД – начальником Главного управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП). До последнего времени эти должности занимал Николай Джига, уволенный с поста 19 октября. Таким образом, УБОП стал подконтрольным лично Юрию Смирнову – Юрий Черкасов его правая рука и самый близкий друг.

Так сложилось в жизни, что нынешний министр внутренних дел Юрий Александрович Смирнов 26 лет жил и работал в Харькове (с учетом 4 лет учебы в местном юридическом институте). Он начинал следователем в 1970-ом, потом 13 лет провел в аппарате УВДшного отдела кадров. В 1985-м вернулся к оперативной работе: несколько лет возглавлял уголовный розыск и следственное управление. С 1994 стал начальником луганской милиции. С 1997 – днепропетровской. В мае 2000-го прибыл в Киев. В общем, типичная, неторопливая милицейская карьера.

Когда он попал в столицу – начальником киевской милиции, то имел не так много людей, которые теоретически могли бы составить группу поддержки. Из харьковчан здесь занимали высокие посты прокурор города Юрий Гайсинский: до избрания народным депутатом УССР в 1990 г. – прокурор одного из харьковских районов. Тогдашний заместитель председателя ВР Богдан Гавриш (профессор кафедры уголовного права юридической академии) и Александр Маркович Бандурка (до депутатства – ректор университета внутренних дел). Вот, пожалуй, и все…

Впрочем, главный кадровый потенциал Юрий Александрович привез с собой, когда возглавил столичный главк. Этим потенциалом и стал Юрий Эрикович Черкасов. Харьковчанин. Боевой первый заместитель и (как утверждают в милицейских кругах) лицо особо приближенное к Смирнову.

Они вместе работали в Харькове, Луганске и Днепропетровске. И всюду оставили о себе впечатление неразлучного, взаимодополняющего тандема: компромиссный, скромный начальник и волевой, проницательный, прекрасно разбирающийся в людях заместитель.

Если смотреть биографическую справку, то Черкасов занимал должность замгоссекретаря МВД с декабря 2001 года. До этого с июня 2001 он работал на должности заместителя министра внутренних дел Украины по Северо-восточному региону, начальника управления МВД в Днепропетровской области. В 2000 году был назначен первым заместителем начальника ГУ МВД Украины в Киеве, а до этого занимал аналогичную должность в УМВД Днепропетровской области.

Говорят, именно Черкасов помогал Смирнову поддерживать хорошие отношения с руководителями областей, где он работал. Потому он может рассчитывать на доброе слово в свой адрес днепропетровского губернатора Николая Швеца и особенно председателя луганского облсовета Виктора Тихонова.

Вторым первым замом (извините, за канцелярский парадокс) друзья пригласили днепропетровского коллегу Николая Астиона: в Киеве он возглавил УБОП. С УБОПа и начался малозаметный для непосвященных, но существенный для его участников конфликт главка и министерства, который мы описали в статье «Милицейская история».

Но не Астион, а Черкасов руководил нашумевшей «чисткой» рядов столичной милиции. В одном из интервью Юрий Эрикович сказал (цитата): «Мы эту «чистку», точнее наведение порядка, начали с Троещинского и других рынков города. Все, кто работают там в милиции, будут заменены. Чтоб не сращивались! Некоторые сотрудники годами ничего не делали, неплохо отъелись и чувствовали себя превосходно. Половину уже поменяли, и остальные не удержатся. Это, так сказать, первый этап…». После внутренней «чистки» прошла наружная: «шерстили» рынки, вылавливали вымогателей, сбытчиков «травы», прочий уголовный элемент. Многих взяли. Но сказать, что после «прочесывания» рынки стали стерильными, я бы не решилась. Хотя бы потому, что такова их природа.

Кстати, что касается «чистки» рядов. Это полезное дело не придумано новым министром. Еще Юрий Федорович Кравченко прославился тем, что, переодевшись потерпевшим, пришел в провинциальный райотдел и увидел разгильдяйство «личного состава» в самом ярком проявлении. Так и массовые операции на рынках столицы: за пять лет пребывания Юрия Федоровича в руководящем кресле подобных «облав» было с полсотни: операции «Акциз», «Зброя», «Антикиллер». Ну и что?

К чему я веду? К тому, что в милицейском плане, в смысле методики охраны порядка в стране принципы Смирнова и Кравченко очень схожи. И Черкасов

как раз является сторонником тех методов, которыми удачно наводил порядок в стране Юрий Федорович.

Другое дело, что на фоне недовольства министра УБОПом вообще и Джигой в частности, вызвавшего к жизни разговоры о переподчинении борцов с оргпреступностью милицейскому руководству, назначение Черкасова означает ряд вещей. УБОП не расформируют, т.е. структурной революции не предвидится, но руководить его деятельностью будет лично министр. Во всяком случае, до тех пор, пока министром внутренних дел остается Смирнов. Кроме того, глава МВД получает полный доступ к информации и оперативным разработкам, которые имеет в своей базе данных УБОП. Таким образом решается болезненная проблема воссоединения милиции и УБОПа в одну правоохранительную вертикаль, одна из которых занимается «уголовкой», бомжами и семейными дебошами, а другая собирает агентурную информацию о бандах, отлавливает уголовных авторитетов. Но делают они это уже не порознь, а сообща…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам