"Пражская" осень

При небольшом количестве депутатов, значительном числе экспертов и огромной массе студентов Института международных отношений представители исполнительной и законодательной власти на вчерашних парламентских слушаньях, посвященных сотрудничеству Украины и НАТО, страстно и не очень говорили о положительных аспектах вступления страны в Североатлантический альянс. Монотонное обсуждение серьезной и важной темы приятно оживляли народные избранники, которые в зависимости от своих политических пристрастий то пылко призывали к скорейшей подаче заявки, то истерично – к роспуску «агрессивного блока»…

В общем, доводы тех, кто говорит о необходимости вступления Украины в НАТО, сводятся к следующему. После Пражского саммита, а он должен состоятся 21 ноября, Украина, равно как и Молдова, единственные из стран Восточной Европы, не будут входить ни в один из блоков. Ни в НАТО, существующий на западе, ни в Договор о коллективной безопасности, существующий на постсоветском пространстве.

Но сегодня большинство стран отказались от дорогостоящей концепции обеспечения обороны только собственными силами, предпочитая вступать в относительно дешевую систему коллективной безопасности. И поскольку украинский выбор – Европа, то следует вступать в европейскую систему коллективной безопасности. А она основывается на НАТО.

Не был забыт и такой важный фактор, как Россия. По мнению приверженцев идеи вступления Украины в Альянс, процесс евроатлантической интеграции вовсе не является антироссийским, поскольку на сегодняшний день Москва в своих отношениях с НАТО сделала такой рывок, что Киеву надо очень постараться, чтобы ее догнать. А это сделать необходимо. В противном случае, Украине грозит все время плестись позади и оставаться и далее субъектом международной политики…

И, наконец, хотя об этом и не говорилось прямо с парламентской трибуны, но подразумевалось, что Киев, связанный узами обязательств перед Альянсом, станет более активно и последовательно проводить экономические и политические реформы. Например, так, как это произошло в ситуации со вступлением и членством Киева в Совет Европы. Кстати, именно внутриполитические факторы, декларативность заявлений представителей исполнительной власти выступавшие на слушаньях эксперты и парламентарии называли основными препятствиями на пути страны в Альянс.

Противники же вступления в НАТО, а это, как правило, были коммунисты, все больше эмоционально обращались к историческому прошлому, взывали к памяти предков и называли Альянс атавизмом времен «холодной войны».

По большому счету, подобные слушанья ориентированы больше не на внутреннего потребителя, а на внешнего. В первую очередь, на страны Североатлантического альянса и Европейского Союза, и уж затем – на Россию и страны СНГ. (Кстати, представителей посольств тех и других стран в сессионном зале Верховной Рады было предостаточно.) И проводятся они с тем, чтобы украинская дипломатия получила еще один аргумент в своих переговорах с представителями НАТО в Праге, где, с учетом решения украинского Совбеза 23 мая, будет выработан новый формат сотрудничества Украины с этой политико-военной организацией. Дескать, вот мнение парламентариев, тех, кто репрезентирует мнение украинского общества. Вот в Верховной Раде есть серьезная поддержка этого курса, который вовсе не является прихотью исполнительной власти. Кстати, любопытная деталь: по самым приблизительным подсчетам, сегодня в парламенте только четвертая часть депутатов (коммунисты и часть социалистов) выступает категорически против вступления страны в НАТО. А по соцопросам Центра Разумкова, поддерживает вступление в Альянс страны около трети украинцев (притом, что еще около трети – не определились).

Между тем, перед Прагой ситуация складывается для Украины не очень хорошо. «Нам не ждать в Праге «Пражской весны», – так, несколько пессимистично очертил на слушаньях украинские перспективы на саммите Альянса член парламентского комитета по международным делам Игорь Осташ. Увы, но надо признать: депутат прав.

Кризис в украинско-американских отношениях, связанный с обвинениями в адрес Украины и ее президента о поставках РЛС «Кольчуга» Ираку, бумерангом ударил по украинской евроатлантической политике. Он создал неблагоприятный фон для реализации евроатлантических желаний Киева и затруднил подготовку к Пражскому саммиту. И в результате, отношения Киева и Брюсселя могут на длительное время оказаться неопределенными. Ситуация усугубляется еще и тем, что не все в НАТО в восторге от того, что Украина стремится к полноценному членству в этом престижном «клубе».

Формально работа над подготовкой документов, которые должны быть приняты в Праге, продолжается. Насколько известно, готовятся три документа, которые должны заложить новый фундамент в украинско-натовских отношениях. Это План действий Украина–НАТО (документ, который разрабатывается с учетом положений Национального плана действий по получению членства в НАТО и будет реализовываться одновременно с проведением интенсифицированного диалога), совместная декларация и меморандум о взаимопонимании в отношении стратегических авиаперевозок. Сейчас первые два документа находятся в состоянии «утряски».

Но эти документы – лишь верхушка того айсберга проблем, которые имеют Киев и Брюссель. Сегодня под вопросом стоит проведение заседания комиссии Украина–НАТО (КУН) на высшем уровне. Опять же, формально все остается по-прежнему: члены Альянса пока не планируют собраться вместе и отменить свое решение, которое предусматривает приглашение Украины на Пражский саммит и проведение заседания КУН. И, тем не менее, общая атмосфера такова, что существуют большие сомнения в том, что он таки состоится… Окончательно все – и формат, и количество принимаемых документов, да и прочие вопросы – должно решиться 8 ноября, когда состоится очередное заседание КУН на уровне послов.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам