Связь, курорты и бензин

Как сказал недавно посол РФ в Украине Виктор Черномырдин, сумма российских инвестиций в Украине на сегодняшний день составляет около $300 млн. В сферу интересов северных соседей входят преимущественно три вещи: НПЗ, мобильная связь и крымское побережье. Лучшее, что может предложить Киев, и самое ценное из того, что может взять Москва.

Нефтяные просторы

Особенностью нефтеперерабатывающей промышленности Украины является то, что она практически полностью зависит от импортного сырья. Объемы собственной добычи составляют лишь 25-30% от потребностей. Более того, 2,5-3 млн. тонн, ежегодно добываемых в Украине, настолько «богаты» серой, что загонять такое сырье на НПЗ – значит угробить тамошнее оборудование. Единственный завод, способный справиться с нашей нефтью – «Укртатнафта». Именно поэтому Кабмин пытался «рассмотреть вопрос» о создании интегрированной компании «Укрнафта» (т.е. вся внутренняя добыча) + “Укртатнафта” (т.е. все внутренняя переработка).

Украина имеет шесть нефтеперерабатывающих заводов, три из которых – Лисичанский, Херсонский и Одесский – принадлежат российским нефтяным компаниям. Заводы могли бы “закрыть” треть рынка. Но они почти не выпускают высокооктановых бензинов, а их собственники не всегда заинтересованы продавать переработанные из дорогой российской нефти ГСМ по низким украинским ценам. В результате в последние годы получалось так, что тот же “ЛУКойл” завозил свою нефть на Одесский НПЗ, перерабатывал и вывозил через Одесский порт. И только недавно стал активно строить собственные НПЗ. После назначения генеральным директором “ЛУКойл-Украины” крымчанина Александра Неруша нефтяной гигант поставил себе амбициозную задачу стать владельцем 30% всех украинских АЗС. В дополнение к этому контролируемое “ЛУКойлом” СП “ЛУКОР” купило нефтехимический гигант “Ориану” и подбирается к некоторым другим предприятиям. Впрочем, не будем отклоняться от темы.

Херсонский НПЗ с июня 2002 г. в любой момент может сменить владельца: руководство казахской госнефтекомпании «КазМунайГаз» (возникшей в результате слияния «Казахойла» с другой госкомпанией – “КазТрансОйл») заявило, что выйдет из данного проекта в Украине. В ноябре 2000 года госкомпания «Казахойл» выиграла приватизационный конкурс и через свои дочерние компании на Украине за $6,3 млн. приобрела 60% акций ОАО «Херсоннефтепереработка». Казахская компания взяла на себя обязательства по загрузке НПЗ нефтью в объеме 3,6 млн. тонн в год, а также по техническому перевооружению завода. Роль оператора проекта была возложена на российское ОАО «Группа Альянс». Эта компания в 2001 г. приобрела 24,9% акций «Херсоннефтепереработки» и заявила, что продолжит скупку до приобретения блокирующего пакета. Сейчас, по данным минэкономики Украины, «Альянс» контролирует 27,64% акций завода. Не секрет, что у завода большая кредиторская задолженность, а сам он нуждается в реконструкции.

“Тюменская нефтяная компания”, обосновавшаяся на “ЛИНОСе”, вопреки ожиданиям, не стала сразу грузить завод российской добычей, а завозила казахскую нефть. Свою нефть компания отправляла в Казахстан на “Павлодарский НПЗ”: Россия не возмещает НДС экспортерам нефти в Украину, поэтому они вынуждены возить свои “объемы” на переработку в Казахстан, а казахскую нефть – в Украину. Правда, в последнее время ЛИНОС начал активно строить заправки и чувствует себя неплохо во всем, за исключением… перспективы. Дело в том, что над заводом дамокловым мечом нависает угроза банкротства, о которой мы подробнее рассказывали в публикации “ЛИНОС” заболел”.

Что же касается еще двух НПЗ – “Галичины” и “Нефтехимика Прикарпатья”, – то их присутствие на рынке не особенно заметно. Возможно, из-за неопределенности в вопросе собственника: за обе структуры борется дочерняя компания российской “Альфа-групп” – “Альфа-нефть”, “двоюродная сестра” ТНК.

Бархатный сезон

Россия является самым крупным инвестором в Крыму. Одной из первых привлекла их внимание ялтинская гостиница «Ореанда». Все, что касается истории превращения этого здания в один из самых дорогих в мире пятизвездочных отелей (сутки проживания в скромнейшем номере стоят около 1000 грн, а номер получше обойдется в 5,5 тыс.грн.), покрыто мраком неизвестности. Абсолютно точная официальная сумма российских инвестиций в проект реконструкции ЗАО «Гостиница «Ореанда» составила $25 млн. Бизнес-план реконструкции гостиничного комплекса был разработан компанией ТИКСИ-К, входящей в Консорциум развития Крыма, и одобрен советом по вопросам территорий приоритетного развития и СЭЗ «Порт «Крым». Официально деньги вносила швейцарская компания Iventa (та самая, которая строит аквапарк в Лужниках). Но по разным данным она вложила в модернизацию «Ореанды» от $6 млн. до $12 млн. Как зовут российского инвестора, который вложил остальные «бабки» – вопрос, конечно, интересный…

Возможно, вскоре на Южном берегу Крыма появится еще один отель класса люкс, который будет работать под маркой Radisson. В России это – «Radisson-Славянская» в Москве и «Radisson-Лазурная» в Сочи. Несколько лет назад, 3 ноября 1996 года, Москву потрясло убийство пионера западных инвестиций, американского директора СП «Radisson-Славянская» Пола Тейтума, которое так и не было раскрыто. С тех пор российские журналисты написали много занимательных статей на тему, кому в действительности принадлежит популярный гостиничный брэнд, и какие непростые процессы разворачиваются в среде людей, получающих прибыли от гостиничного бизнеса. Если Radisson развернет грандиозный проект (а он оценивается в $50-70 млн.), этот вопрос может заинтересовать и украинскую читающую публику.

В феврале текущего года стало известно, что Национальный резервный банк России (НРБ), известный по операциям с валютными резервами НБУ, и его дочерний банк «НРБ-Украина» собираются возвести пятизведочный отельный комплекс в курортной окрестности Алушты «Профессорский уголок» и «Миндальная роща». Начало строительства комплекса, который будет включать центральную гостиницу на 500 номеров, конференц-зал на 1000 мест, комплекс открытых бассейнов, аквапарк, запланировано на 1 ноября 2002 года. Сам комплекс будет расположен на территории 10,3 га, отведенной решением сессии Алуштинского горсовета в аренду на 49 лет. Ведущим архитектором проекта является турецкий специалист Омэр Чамоглу. Подрядчиками по выполнению строительных работ выступают более 10 компаний, а генеральным подрядчиком является турецкая «Эрбек». Ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса с аквапарком намечен на 15 мая 2003 года, а полное завершение строительства планируется через 2,5-3 года. Стоимость данного проекта оценивается в $50 млн. Начало его реализации было положено приобретением НРБ старого кафе на набережной. На базе этого заведения был открыт элитный рыбный ресторан. Потом банк приглашал немецких специалистов с тем, чтобы открыть на базе пансионата «Море» медицинскую клинику европейского уровня. Наконец, остановился на дорогостоящей идее пятизвездочного отеля.

Партенит, известный своими военными санаториями, теперь стал зоной влияния нефтяной компании «ЛУКойл». На базе санатория «Крым» по проекту ЗАО «ЛУКойл-Крым» был создан оздоровительный центр и оборудованный пляж у подножья Медведь-горы. Не секрет, что нынешний руководитель «ЛУКойл-Украина» Александр Неруш несколько лет успешно развивал бизнес транснациональной компании на полуострове. Не только в смысле строительства заправок, а в плане «подгребания» собственности. Не секрет, что «ЛУКойл», подобно другим богатым российским компаниям, массированно скупает сочинскую недвижимость. И через дочернюю страховую компанию «ЛУКойл-Гарант» организовывает отдых своих нефтяников в санаториях Анапы. По сравнению с российскими курортами, украинские дешевле, а размеры «чаевых» у представителей ФГИ Крыма весьма либеральны.

В принципе, сказанное выше не претендует на полноту информации. Нет сомнений, что мы имеем весьма бледное представление об истинном размахе российских интересов в Крыму. О желании прийти в Крым уже заявили многие российские банки, в первую очередь – «Внешэкономбанк». По словам предсовмина Крыма Сергея Куницына, среди компаний, намеренных участвовать в приватизации крымских курортов, такие гиганты, как «ЛУКойл», ТНК, «НРБ-Украина».

С украинской стороны противостоять россиянам могут лишь мощные донецкие структуры типа «Индустриального союза Донбасса», проявляющие интерес к крымскому имуществу. Наиболее грандиозным проектом в этом плане можно считать покупку пакета акций ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-интурист» инвестиционной компанией «Керамет Инвест». Компания считается основным оператором донецкой группы на фондовом рынке и приобрела известность после истории со скупкой акций пивзавода «Оболонь». До этого она приобрела для региональных финансовых групп акции целого ряда металлургических заводов, включая «Азовсталь», Авдеевский коксохимический завод и т.д. Ориентировочно ИСД вложит в реконструкцию «Ялты-интуриста» свыше $20 млн. в сотрудничестве с туристической фирмой «САМ». Впрочем, пока это только проекты…

Связь без брака

В начале сентября норвежская телекоммуникационная фирма «Теленор» (совладельцем которой является российская фирма сотовой связи «Вымпелком») увеличила свою долю собственности в украинской компании мобильной связи «Киевстар GSM» до 61%. ОАО «Вымпел-Коммуникации» является одним из ведущих операторов сотовой связи России, оказывая услуги под торговыми марками «БИ ЛАЙН», и постоянно заботясь о расширении своего влияния на другие страны СНГ. Через месяц – в первых числах октября – компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) купила часть акций UMC. По некоторым данным, МТС прибрела, как минимум, контрольный пакет украинского оператора: выкупила 49% у трех европейских компаний (Royal KPN, TDC Tele Danmark и Deutsche Telekom), а также приобрела небольшой пакет у «Укртелекома».

Интересная деталь: летом этого года «Версии» обращали внимание на нежелательность «союза» UMC с предыдущим покупателем – немецким телекоммуникационным концерном Deutsche Telekom, находящимся в тяжелом финансовом положении. Тогда мы высказали мнение, что Deutsche Telekom хочет прикупить акции крупнейшей украинской сотовой компании для перепродажи московским «Мобильным ТелеСистемам», акционером которых является немецкий концерн. И задали вопрос: почему бы МТС самостоятельно не прикупить UMC. Тем более, что в случае, если Deutsche Telekom все-таки обанкротится, акции UMC могли бы оказаться в числе активов, грубо говоря, проданных с молотка за долги. Помню, эта публикация получила гневную отповедь отдельных чиновников среднего ранга. Но на более высоком уровне было принято политическое решение отказать немецкому «жениху». В результате чего на рынке связи Украины появился «российский след». И судя по всему, он будет становиться все отчетливей…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам