Английская бомба – 2

Итак, 24 сентября правительство Соединенного Королевства опубликовало свою «оценку программы Ирака касательно оружия массового поражения». По странному стечению обстоятельств (разумеется, «чисто случайному» – в евроатлантической дипломатии по плану в последнее время, похоже, вообще ничего не происходит) в тот же день уже правительство США объявило, что «официально подозревает» Украину в «окольчуживании» ПВО Ирака. Мотивировка известна: пленки дезертировавшего в США бывшего сотрудника управления госохраны Мельниченко и возможность (?!) того, что такая система у Ирака все-таки имеется.

Первое наказание за упомянутую возможность – замораживание американской помощи Украине на сумму $54 млн. (фактически – все 150 млн., т.к. «замороженные» деньги – только первый транш из более обширного пакета). Но «кольчужная» сторона дела уже получила более чем широкое освещение в СМИ. А вот целый ряд, в общем-то, анекдотических моментов, содержащихся в британском правительственном компромате на Багдад, почему-то внимания пока не привлек. А зря…

Начнем с того, что досье, судя по всему, предстало перед публикой в сильно усеченном виде. Так, по некоторой неофициальной информации, первоначально в «папке Блэра» должно было содержаться не 55, а все 70 страниц. Причем в «вырезанной» части находилось то, что англичане решили объявить доказательствами соучастия «разных нехороших» стран, компаний и организаций в тайном вооружении иракского режима.

В пользу этой гипотезы свидетельствуют как многочисленные предварительные утечки в британскую прессу, так и длительная PR-кампания перед публикацией досье, когда явно готовили общественность к появлению некоей сенсации, готовой чуть ли не «потрясти мир». Что отнюдь не соответствовало фактическому содержанию документа, к которому куда больше применимо выражение «гора родила мышь – хорошо, что не таракана». Наконец пресс-служба британского посольства категорически отказалась комментировать эту версию, сославшись на то, что там «не имеют на это права». Странная позиция, если бы версия об «усекновении в последний момент» была бы простой нелепостью или слухом…

Впрочем, и без раздела «персональных обвинений» власти Альбиона сообщили немало откровенных приколов. Чего стоит один «ракетный» раздел досье. Здесь ударным компроматом назначено «незаконное хранение до 20 ракет «Аль-Хусейн» с радиусом действия в 650 км, способных нести боеголовки с химическим и биологическим оружием (?)» (очевидно, авторы официального перевода имели в виду заряд, но простым сотрудникам посольства, военный атташат которого возглавляет далекий от ракетных дел морской офицер некоторую техническую безграмотность).

Интересно, однако, что против Ирака не выдвигалось обвинений в тайном сохранении пусковых установок для этого оружия. Между тем, многотонная оперативно-тактическая ракетная система – не та вещь, которую можно запускать с сошки или с колена. Загадка объясняется просто: «Аль-Хусейн» – ракета, хоть и созданная на основе компонентов мобильной Р-300, все же имеет стационарное базирование. Все 30 стартовых комплексов, предназначенных для боевых и испытательных пусков как этой системы, так и более дальнобойной (но оказавшейся неудачной) «Аль-Аббас» были полностью уничтожены ударами авиации антииракской коалиции еще в январе-феврале 1991 г. Разумеется, и речи быть не могло, чтобы при том плотном разведывательном контроле, под которым находится территория Ирака, удалось восстановить или вновь построить столь крупные инженерные сооружения, как стационарные стартовые позиции, да еще и хранить это в тайне на протяжении длительного времени (благо, бомбят военные объекты местных вооруженных сил с завидной регулярностью).

Похоже, «Аль-Хусейн» выбран англичанами в качестве пугала по двум причинам. Во-первых, если бы эта система действительно имелась сейчас у багдадского маршала, с ее помощью можно было бы «достать до Европы» (что оказывает «мобилизующее влияние» на местную общественность). А во-вторых, «Аль-Хусейн» – это именно то оружие, по которому Британия может сфабриковать практически любые доказательства. Потому что эта ракета была создана с помощью ее специалистов.

Немного истории. В 1988 году на Британские острова прибыл «с частным визитом» один из родственников иракского диктатора, генерал Абдель Хасан, входивший впоследствии в число руководителей иракской ракетной программы. Впрочем, тогда Хасан был только полковником, а дальнейшее служебное признание приобрел именно благодаря успеху проекта «Аль-Хусейн».

Задача у него была, несмотря на «неограниченный кредит», весьма непростой – приобретение технологического оборудования, необходимого для создания национальной иракской оперативно-тактической ракеты на базе имеющихся китайских и северокорейских модификаций советской Р-300. Разумеется, необходимо было заручиться и содействием британских специалистов в проведении работ хотя бы по монтажу закупленных станков и прочего добра, ибо на то время практически никакого опыта в области создания ракетной техники в Ираке не имели и без такого содействия – дорогостоящее оборудование представляло бы только металлолом по цене золота.

К сожалению, ничего не известно, как удалось скромному, но энергичному полковнику выполнить свою задачу. Известно только, что возвратился он «с победой» – оборудованием и технической помощью. И уже в том самом году состоялся первый испытательный запуск «600-километровой ракеты», а еще через год, незадолго до агрессии против Кувейта, первые батареи встали на боевое дежурство.

Тайна вокруг операции была столь плотной, что о визите Хасана стало известно лишь через два года после того, как он состоялся. Причина «конспиративного успеха» тоже была простой. Британские «компетентные органы» знали о подлинной цели визита родственника иракского диктатора и не препятствовали ему. А может, и не только не препятствовали…

Англичане знают об этой системе все. И естественно, не замедлили воспользоваться богатой информацией для своих целей. Была допущена только одна ошибка. Вот уж не знаю, кто в Объединенном разведывательном комитете при министерстве обороны Соединенного Королевства имел наивность решить, что про эту полудетективную историю по давности лет забыли, но он сильно ошибался. И правительство Тони Блэра, обвиняя Ирак в совершенно ненужном ему (за отсутствием пусковых установок) хранении иракско-английских (или даже англо-иракских) «Аль-Хусейнов», уподобляется той гоголевской унтер-офицерской вдове, которая «сама себя высекла».

Впрочем, о некомпетентности принимавших участие в составлении иракского досье британских спецслужб можно было бы говорить очень долго, если бы это не было слишком скучно. Поэтому немного коснемся и «морально-политических обоснований» предстоящей агрессии США и Великобритании на Среднем Востоке.
Вся третья часть разоблачений Тони Блэра посвящена рассказу о том, какой «злой, вероломный и агрессивный» багдадский маршал. Чистая правда! Вот только… применение химического оружия против курдов (действительно являвшееся одним из наиболее гнусных преступлений багдадского режима), неоднократно имевшее место и в 80-е годы (получая, кстати, широкую огласку), ни в коей мере не мешало Великобритании сотрудничать с Ираком как в военно-технической области, так и в области «технологий двойного назначения», вплоть до августа 1990 года… То же относится и к пыткам и к другим гнусным вещам. А объемы этого сотрудничества составляют, по самой «консервативной» оценке, сотни миллионов фунтов стерлингов. Которые, как известно, «потяжелее» доллара будут.

Конечно, возможно, что такой подход и нельзя назвать попустительством агрессору, циничным лицемерием и отчаянными попытками скрыть свою долю ответственности за преступления Багдада, следуя классическому лозунгу «война все спишет». Вот только, что тогда является циничным лицемерием и попытками «маленькой победоносной войной» покрыть собственные кровавые грехи?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам