Дорога призрачного счастья

Сегодня, 23 сентября 2002 года, нефтяные аналитики сделали в своих ежедневниках две записи. На Сангачальском терминале «Азербайджанской международной операционной компании» (АМОК) начались практические работы по строительству экспортного трубопровода «Баку–Тбилиси–Джейхан». А в Киеве в это время закончился срок подачи заявок от стратегических инвесторов, желающих вложить деньги в трубопровод «Одесса–Броды». Эти два события взаимосвязаны: торжества по поводу закладки первого камня трубопровода из Баку в Джейхан можно считать «похоронами» идеи альтернативного пути из Одессы в Гданьск.
Трубопровод познается в сравнении

Накануне субботней церемонии закладки первого камня в строительстве экспортного трубопровода «Баку–Тбилиси–Джейхан» ведущая польская газета «Жеч Посполита» в своем пятничном номере разнесла в пух и прах идею «Одессы–Броды–Гданьск». На первой полосе газеты вышла статья, где утверждается, что заявления некоторых польских политиков о поддержке проекта не являются результатом экономических анализов. А люди, которые отвечают за проект с польской стороны, грубо говоря, получили взятки от лоббистов проекта… Естественно, польский президент Александр Квасьневский вынужден был как-то реагировать и на следующий день сказал журналистам, что будет «серьезно рассматривать критику позиции его правительства относительно сотрудничества с Украиной в проекте построения нефтепровода «Одесса–Броды–Гданьск».

В то время как польский президент давал не слишком приятные для него комментарии, окружение другого главы государства – Гейдара Алиева – праздновало в Баку самую большую политическую победу своего патрона. На торжестве по случаю начала строительства трубопроводной линии присутствовали министр энергетики США Спэнсер Абрахам, президенты Турции Ахмед Неждят и Грузии Эдуард Шеварднадзе, бывший советник по вопросам национальной безопасности президента Соединенных Штатов Збигнев Бжезинский, руководители нефтекомпаний-операторов азербайджанских нефтегазовых проектов, официальные представители правительств Норвегии и Великобритании. Никто из них не вспоминал, что за 11 лет, которые прошли с начала изучения трассы нефтепровода, его несколько раз объявляли бесперспективным, а залежи нефти в Азербайджане – сильно преувеличенными. Все изменилось в тот момент, когда английские «нефтяные ищейки» разнюхали еще одно, ранее неизвестное месторождение, и выяснили, что «черного золота» в Азербайджане в несколько раз больше, чем заявляли самые смелые бакинские пиарщики. Тогда американцы и надавили на руководителей западных компаний, которые считали джейханский маршрут слишком дорогим и не торопились его осуществлять (кстати, первое межправительственное соглашение между Азербайджаном и Турцией по поводу возможного экспорта каспийских энергоресурсов в Джейхан было заключено еще в 1993 году).

Собственно, США с Японией и собираются стать основными потребителями каспийской нефти и возить ее из турецкого Джейхана танкерами в свои порты. На фоне угрозы исламского терроризма более-менее спокойные в этом отношении Азербайджан и Турция являются надежными альтернативными источниками нефти для сильных стран мира сего, и потому несколько завышенные тарифы на перекачку нефти этим маршрутом (по сравнению с альтернативным путем через непредсказуемый Иран) их не пугают.

Как бы там ни было, но украинским «Бродам» вовек не видать такой спонсорской группы, которую собрал проект «Баку–Джейхан». В Лондоне была учреждена трубопроводная компания «BTC Co», где доли нефтекомпаний распределены следующим образом: крупнейшей корпорации в Британии и одной из крупнейших нефтеперерабатывающих групп в мире British Petroleum принадлежит 32,6%; Госнефтекомпании Азербайджана – 25%; крупной американской нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей компании Unocal – 8,9%, норвежской нефтяной компании Statoil – 8,71%; ведущей итальянской фирме Agip – 5%; франко-бельгийской компании TotalFinaElf – 5%; японской нефтяной компании Itochu – 3,4%; турецкой нефтяной компании TPAO, которая уже инвестировала в проект $100 млн. – 6,53%; датской компании «Амерада Хесс» – 2,5%.

200 млн. грн. для зарывания в землю?

Украинский трубопровод из Одессы в польский порт Гданьск всегда рассматривался его идеологами как один из путей поставки нефти из Азии в Европу и считался альтернативным более дорогому джейханскому маршруту. Его отличие от последнего заключалось в том, что ни источников нефтяного изобилия, ни богатого потребителя у польского маршрута не было. Была надежда и авантюризм. Надежда (которая, как известно, умирает последней) на американскую политическую поддержку маршрута «в пику» России. И авантюрное желание оторвать немного денег на «проекте века»: тут главными фигурантами можно назвать отечественную «Укртранснефть» и польскую Golden Gate. Ну и, конечно, СНБО, принявшее в свое время решение дать «зеленую улицу» созданию консорциума по управлению одесским терминалом и трубопроводом. Сначала в эту компанию пытались привлечь ЛУКойл, но в начале июня Вагит Алекперов дипломатично съехал с данной темы и целиком сосредоточился на каспийских месторождениях. Потом – казахов, которые обещали нефть, но дальше обещаний не продвинулись. Наконец, не найдя желающих на стороне, «Укртранснефть» сама закупила 30 тысяч тонн каспийской нефти и привезла их на танкере компании ChevronTexaco из Новороссийска в Одессу. Проверить, как работает терминал.

Оказалось, что работает. И нефть перекачивает. Правда, цена на нефть получается неконкурентно высокая для потенциальных потребителей – поляков со словаками. А наши американские друзья не такие идиоты, чтобы возить к себе нефть из Польши. Не говоря уже о друзьях японских… Поэтому как транзитный маршрут «Одесса–Броды» помер окончательно и бесповоротно. Когда это стало очевидным, авторы несостоявшегося «проекта века» высказали новую небанальную мысль.

В субботу, в интервью «Би-Би-Си мэр Львова и экс-генеральный директор «Укртранснефти» Любомир Буняк (возглавлявший госпредприятие магистральных нефтепроводов «Дружба») сказал, что «Одеса–Броды» вообще-то построено… для диверсификации обеспечения нефтью Украины. Дескать, чего уж разглагольствовать о транзитных путях: раз никто не хочет, будем пользоваться сами. Так получилось, что эту новость я узнала, сидя в офисе одной российской нефтяной компании. Надо сказать, народ там повеселился. Не могу передать всех непечатных комментариев, высказанных импульсивными нефтеторговцами, но их суть сводилась к одному: где это пан Буняк собирается переработать 6 млн. тонн нефти в год, если большинство НПЗ куплено российскими компаниями, у которых есть свое сырье? На Надвирнянском НПЗ? Не смешите! А сколько будет стоить бензин с учетом перевалки в одесском порту, не подсчитали? Короче говоря, сказали российские нефтяники, не дорос еще украинский бюджет до того, чтобы возить импортную нефть танкерами.

Потому не будем лукавить – трубопровод строился исключительно для экспортной перекачки нефти на Запад. Но ни нефти, ни западных потребителей нет, а есть зарытые в песок почти 200 млн. грн. И это реальный тупик, в который уперлась дорога призрачного счастья из Одессы в Броды и дальше в Гданьск…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам