Европейский выбор

В конце сентября в Брюсселе соберутся министры иностранных дел Евросоюза. Среди прочего, они будут говорить и об отношениях Европейского Союза с будущими соседями – Украиной, Молдовой, Беларусью. Этим трем странам Брюссель намерен предложить специальный статус «европейского соседа». Прокомментировать эту евросоюзовскую инициативу «Версии» попросили директора Центра мира, конверсии и внешней политики Украины Александра Сушко.

– Для начала несколько общий вопрос: какие тенденции сегодня можно наблюдать в отношениях Киева и Брюсселя?

– Отношения Киева и Брюсселя находятся под действием одной детерминанты – неуклонного приближения дня, когда Украина станет непосредственным соседом Европейского Союза, и западная граница Украины станет восточной границей ЕС. Во всяком случае, со стороны Брюсселя именно этот факт является определяющим в его политике по отношению к Киеву.

Для Украины фактор расширения ЕС тоже важен. Но он не определяющий. Существует очень много мотивов, обстоятельств, которые обуславливают содержание евроинтеграционной политики, проводимой Киевом.

В результате, несмотря на то, что уже давно провозглашен курс евроинтеграции, тема адаптации Украины к стандартам Евросоюза находится на периферии внимания ведущих украинских политических сил и центров принятия решений. С одной стороны, курс как бы есть. С другой стороны, интенсивной работы в этом направлении практически не ведется. Пожалуй, единственный институт, который активно и постоянно работает на европейском направлении – это МИД. Но дипломатичекие усилия в данном направлении не могут подменить собой дефицит общей политической воли.

– И как же оценивает Брюссель проводимую Киевом политику по интеграции в ЕС?

– С нашей стороны, наполнение содержанием отношений Украина–ЕС – это, в основном, только более или менее эффективные политические шаги. Тогда как Европейский Союз и та часть европейской элиты, которая в принципе готова рассматривать в перспективе членство Украины в ЕС, ожидают от Киева несколько других шагов – повседневной, кропотливой работы законодательной и исполнительной власти по приближению к европейским нормативам ведения политики, построения экономики и общества. И только комплексная реализация таких мер может служить сигналом для европейцев о том, что намерения Украины серьезны.

Если спроецировать то, как видят Украину европейцы, то, к сожалению, с их точки зрения, системные меры в Украине не предпринимаются. Многие отмечают даже усугубление тех негативных явлений, которые имеют место в Украине в течение долгого времени и связаны с неполнотой и непоследовательностью демократических и рыночных реформ.

– Если же вернуться к вопросу о тенденциях и нынешнем предмете переговоров Киева и Брюсселя…

– Что же касается тенденций последних месяцев, то в текущем году ЕС решил неким образом выразить и формально закрепить свое нынешнее отношение к Украине. И выражением этого намерения служит предлагаемая Европейским Союзом формула специального соседства.

По моему мнению, логическим шагом вперед в развитии договорно-правовой базы между Украиной и Евросоюзом был бы переход к ассоциативному соглашению, чего, собственно, и добивается официальный Киев. Но Брюссель не готов сейчас дать нам желаемый ответ, предлагая взамен статус специального соседа.

Но каким ответом является договор о соседстве? Каково будет наполнение этого документа? Чем конкретно будет отличаться проект предлагаемого договора, который якобы будет готов к концу этого года, от уже существующей договорно-правовой базы Украина-ЕС? Неизвестно. К сожалению, на сегодняшний день о содержании предполагаемого статуса «еврососедства» не знает никто, ни в Брюсселе, ни в Киеве.

И здесь существует набор возможностей для Украины. В конце концов, раз сосуд пуст, то он должен быть заполнен. И странно, если наполнять его, будет сам Брюссель, без участия Киева, и преподносить все это нам в готовом виде. И Киев посредством представительства Украины при ЕС, МИДа, министерства экономики и по вопросам европейской интеграции, может принять в этом участие. Но дипломатических усилий явно будет недостаточно…

– Что же должен предложить в таком случае Киев?

– В контексте разработки договора о статусе спецсоседа есть три сверхзадачи. Во-первых, либерализация торговли, сокращение торговых ограничений. Во-вторых, упрощение визового режима, возможно, исключение Украины из черного списка государств, с которыми Евросоюз имеет визовый режим.

В конце концов, режим Шенгенских соглашений предусматривает очень большую степень гибкости по отношению к странам, которые не входят в ЕС. В частности, можно упомянуть тот факт, что правом безвизовых поездок в страны ЕС обладают граждане таких стран, как Аргентина, Мексика, Бразилия…

И, наконец, в-третьих, я думаю, что реально ставить вопрос о формальном признании возможности членства Украины в Европейском Союзе.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам