Эти коварные инвесторы

Нацбанк разослал коммерческим банкам телеграмму, в которой предупреждает о сомнительной инвестиционной деятельности оффшорной корпорации Global Invest на территории Украины. И просит банки сообщать о сомнительных действиях других иностранных инвестиционных компаний, действующих в стране. Это означает, что борьба с отмыванием денег приобрела несколько иную окраску: начинается ловля уже не отечественных, а западных компаний, легализирующих свои преступные капиталы в Украине. Что, тесно стало в Европе? Думали у нас найти тихое место? Нате-ка, выкусите, господа капиталисты…

Телеграмма, о которой идет речь, довольно лаконична. Национальный банк подозревает в мошенничестве корпорацию Global Invest Co, которая зарегистрирована в зоне свободной торговли США, и просит коммерческие банки сообщить о сомнительной инвестиционной деятельности корпорации на территории Украины. Как говорится в телеграмме, НБУ получил информацию от Министерства финансов Украины о том, что Global Invest Co предлагает в 2002 году инвестировать в экономику России и стран СНГ более $10 млрд. «Целью распространения этой информации могут быть противозаконные действия», – сказано в телеграмме НБУ. Нацбанк также просит банки сообщать о сомнительных действиях других иностранных инвестиционных компаний, действующих на территории Украины. Интересно, что в справочном материале о крупных западных инвестиционных компаниях подробная информация о Global Invest отсутствует. Кроме наличия одного американского телефонного номера, по которому с желающими поговорить беседует автоответчик.

В принципе, это первый подобный скандал в Украине. Россия переживала несколько таких историй. Самая громкая была связана с одним из крупнейших французских банков – Credit Agricole Indosuez – и его деятельностью на территории РФ. Следственное управление ГУВД Москвы совместно с оперативниками Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ провели выемку документов в московском отделении банка, мотивируя свои действия довольно модной в последнее время темой борьбы с утечкой капитала. Как стало известно, правоохранительные органы располагают информацией о причастности французского банка к незаконному перемещению $350 млн. за границы России. В результате деятельность банка в России была приостановлена. В отношении Credit Agricole Indosuez и его дочерних структур, ведущих операции в России, возбуждено уголовное дело «по факту покушения на хищение денежных средств и другого имущества у российских кредитно-финансовых организаций». Впрочем, тот скандал имел не столько криминальный подтекст, сколько оттенок хозяйственного спора насчет полмиллиарда баксов Национального резервного банка России (НРБ). И благодаря этому попал в прессу.

Другие скандалы остались вне зоны внимания журналистов. И, пожалуй, зря, поскольку, по данным Комитета по финансовому мониторингу Минфина России, попытки легализации преступных капиталов на территории РФ далеко не единичны. Когда Евросоюз в начале 1990-х годов начал вводить более жесткие требования к происхождению капиталов, криминальные организации Восточной и Западной Европы перенесли часть своей деятельности по отмыванию денег в свои перемещаемые в Восточную и Центральную Европу “открытые” компании. Используя неадекватность законодательства, включая отсутствие законов, гарантирующих государственным агентствам функцию контроля и расследования, и слабый контроль местной развивающейся современной банковской и финансовой системы, криминальные группировки осуществляют контрабанду денежных масс с целью легализировать огромные суммы прибылей. Т.е. в то время, когда пресса трубила о перекачке через счета «Bank of New York» $7 млрд. коррупционных денег из России и обсуждала, как «Citibank» «пропустил» в оффшоры $1,5 млрд. по счетам, открытым российским эмигрантом Ираклием Кавеладзе на множество подставных фирм, зарегистрированных в «оффшорном» штате США Делавэр, западные кампании инвестировали грязные прибыли в экономику стран СНГ и Восточной Европы. FATF подсчитало, что только в одной Польше суммы отмытых денег возросли с $2 до $8 млрд. в год.

Сколько отмывалось в Украине – до последнего времени никто не подсчитывал. Тем более, не удосуживался собирать информацию о сомнительных действиях иностранных инвестиционных компаний. Однако именно эта информация больше всего интересует американский минюст и парижский офис FATF. Причем, интересует гораздо больше, чем проделки украинских отмывальщиков. Хотя бы потому, что масштабы операций несколько отличаются. Поэтому, Нацбанк можно понять. Он не сумел удивить FATF огромным количеством телеграмм на тему «Бойтесь коррупционных политиков» и «Сообщите о сомнительных клиентах». И теперь вместе с минфином и его структурным подразделением – финансовой разведкой – хочет наладить оказание информационных услуг тому же FATF. В обмен на обещание, что санкций против Украины не будет.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам