Политическая сублимация

После того, как на согласительном совете глав парламентских фракций (обычно предваряет начало сессионной недели) депутаты почти час «топтались» на выяснении вопроса, стоит ли зачитывать на первом заседании обращение служителей культа к ВР, стало понятно: люди не готовы вот так сразу перейти к решению конституционной проблемы. Многие вообще еще не отошли после отдыха, а те, кто уже начал привыкать, оказались поражены синдромом массовой неудовлетворенности. Обидно, знаете ли, пролетать мимо кресел. Как правительственных, так и президентских…

Поэтому мы имеем возможность наблюдать за сублимацией нереализованных желаний и стремлений политической элиты. Особенно интересен в этом плане Виктор Ющенко, оторвавшийся от оппозиции, его заклятый друг Виктор Медведчук и мало что знающий (об истинной причине конституционной реформы) спикер Владимир Литвин. И это притом, что ему предстоит в этом политическом сезоне выполнить самую сложную часть работы, которая может никому и не понадобиться. Но это так, к слову. Зато Виктор Андреевич держится молодцом. Просто оппозиционер какой-то. В разумных, естественно, пределах. Это все потому, что «мессия» очень чутко улавливает тенденции, которые доминируют в конкретный временной период на Банковой. Намеки и нюансы в настроениях первых лиц государства Виктор Андреевич схватывает на лету. Поэтому в его штабе рождаются очень конкретные схемы.

Антипрезидентский форум. Часть «нашистов», так называемая «партия войны», решила провести антипрезидентский референдум. Официальным поводом для такого события послужило заявление вице-премьера Семиноженко о необходимости пожить еще некоторое время с президентом Кучмой. Главный правительственный гуманитарий, по всей видимости, очень болезненно отнесся к скромному желанию Юлии Тимошенко заниматься в Кабмине гуманитарной сферой. Даже гипотетическая возможность появления леди Ю в правительстве приводит некоторых в ужас. Да и остальные, думается, будут не слишком рады такой экспансии. Но это не главное. Главное – изобразить видимость бурной борьбы «НУдистов» с президентскими полномочиями. Это, по-видимому, и есть тот эксклюзив, который был обещан накануне: «НУдисты» не отказываются от акций протеста, они просто видят их по-другому. Например, зачем выводить людей на улицы и устраивать там невесть что, когда можно просто выяснить мнение народа о принципиальных вопросах жизни государства в условиях формирования новой политической системы?

Это довольно невинное занятие, учитывая способы и методы организации подобных совещаний с народом. Но и то некоторых впечатлительных членов «НУ», вроде г-на Червоненко, просят на это не смотреть. Вернее, он сам не хочет. Впрочем, не о Червоненко речь. Просто есть среди «нашистов» радикально настроенные депутаты, и необходимо направить их разрушительную энергию в нужное русло. Это неплохой ход, который:

а) позволяет «Нашей Украине» уклониться от участия в радикальных действиях оппозиции (КПУ, СПУ, «БЮТи»). Учитывая, что не более 2% людей сегодня поддерживают мысль об уличном свержении власти, будет достаточно сложно организовать массовые выходы 16 сентября без помощи экстраординарных событий. Лучше, чтобы «НУ» к ним никакого отношения не имела;

б) способствует решению представителями «партии войны» сразу несколько тактических задач, одна из которых состоит в том, чтобы всячески демонстрировать антипрезидентский потенциал «НУ». Иначе может сложиться впечатление, что Виктор Ющенко – «лучший друг индейцев». Кроме того, попутно решается задача «выпуска пара», учитывая растущее количество недовольных позицией лидера. Скрытых оппозиционеров Ющенко уже набралось на целую группу, возглавляемую Олегом Рыбачуком. Выпускать такого человека за рамки блока слишком опасно: чересчур много он знает о «мессии». Лучше, чтобы руки у него были заняты не аудиопленками с компроматом на Ющенко, а организацией антипрезидентских консультаций.

Таким образом, достигаются сразу две цели: «НУ» работает на одном поле с оппозицией и в то же время не является блоком, изолированным от пропрезидентских фракций. Естественно, что при таком разделении всегда остается довольно приличный люфт для маневра. Удалось договориться насчет премьерства и других приятных вещей – хорошо. Нет – можно всегда поиграть оппозиционными мускулами.

Невступление в большинство. Идея создания большинства не на базе «НУ» вызывает у ющенковцев стойкое неприятие. Действительно, еще в конце прошлой сессии ребята заявили, что парламентское большинство должно быть только проющенковское. Это несколько компенсировало бы огорчение «НУдистов» от провала при распределении парламентской власти. На этом особо настаивал Николай Томенко, который, произведя некоторые расчеты, уверял, что искомые 226 голосов вполне набираются. Имелись в виду донецкие, осторожно присматривающиеся к Виктору Андреевичу: вроде бы они обещали интегрировать в большинство «мессии» недостающее количество депутатов. Но, судя по всему, ситуация изменилась, и «донов» сегодня куда больше волнуют проблемы собственной выживаемости. А то ведь как получается? Президент подписывает указ «О мерах по усовершенствованию деятельности Администрации президента Украины», и в результате этого усовершенствования постоянный доступ в первый кабинет страны получают только три человека – Медведчук, Хорошковский и Демин. Явно чего-то не хватает. Вернее, кого-то. Не лучшим образом обстоят дела у донецких в парламентско-правительственной схеме. Я потому так подробно останавливаюсь на «донах», поскольку именно фракция «Регионов» обещала стать донорами «НУ» в случае создания парламентского большинства. Наверное, теперь не имеет смысла вспоминать об этом. А, кроме того, «НУдисты» традиционно выступают поставщиками «строительного материала» для ПБ. Вот, например, читаешь заявления «нашиста» Евгения Червоненко по поводу несогласия с идеей антипрезидентского референдума и понимаешь: готовый большевик. А, учитывая интерес Генпрокуратуры к некоторым бизнесменам «НУ», у Евгения Альфредовича вполне могут появиться последователи. Пока же «Наша Украина» официально отказалась войти в большинство, создаваемое на основе фракций экс-«За Еду».

Во-первых, формирование большинства подразумевает создание на его базе коалиционного правительства. Президент в своей речи, да и в последующих выступлениях четко увязал эти два понятия: есть устойчивое большинство, значит доступ к правительственной матрице открыт, нет большинства – извините. При этом глава государства особо напомнил, что такой низший «вид» большинства, как ситуативное никого не устроит, а, соответственно, о полноценной кабминовской интеграции не может быть и речи. Кроме того, как отметил спикер, портфели будут раздаваться в зависимости от уровня представительства той или иной политической силы в ПБ. Иными словами, если значительную часть большевиков составляют представители славной «Еды», то, соответственно, они и получают возможность формирования коалиционного кабинета. Что спрашивается, остается делать «НУдистам»? Можно, конечно, кое-кого делегировать в ПБ, но от этого главная задача – выведение Ющенко на премьерскую орбиту – все равно не решается. Лучший выход: оставить все как есть –236 депутатов (согласно последней переписи) и посмотреть, что будет. Наверное, ничего.

Во-вторых, у Виктора Ющенко есть и другая причина воздерживаться от более тесного контакта с «заединщиками». Эту причину вчера на пресс-конференции сформулировал спикер ВР. Владимир Литвин назвал лидера «НУ» главным врагом парламентской республики. Он мотивировал свое «оскорбление» тем, что те политики, которые сегодня имеют реальные шансы занять президентское кресло в 2004 году, не заинтересованы в переходе к парламентско-президентской форме правления. Впрочем, не исключено, что Владимир Михайлович не совсем владеет ситуацией, и это бывает заметно журналистам, приходящим на его пресс-конференции. Говорят, президент консультировался по этому вопросу только с главой АП и лидером «НУ», поэтому спикер ВР может и не быть посвящен во все нюансы операции «конституционная реформа». Зато Виктор Андреевич по-прежнему в курсе. Видимо, поэтому он не спешит сливаться с пропрезидентской частью большинства: это ведь случайно может набраться 300 голосов, необходимых для внесения изменений Основного закона, ограничивающих полномочия главы государства. Без них же, как признает глава ВР, будет очень проблематично «трогать» Конституцию.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам