Операция "Контрреволюция"

Глава администрации президента Виктор Медведчук, а также группа приближенных к «телу» главы государства криэйторов доказали, что не даром едят, скажем так, свой хлеб. Операция «Контрреволюция», организованная президентским окружением, уже выполнила свою главную задачу – «кастрировала» оппозицию. В политическом смысле этого слова.

Как прикажете бороться с режимом, если он взял на вооружение основные лозунги оппозиции? Выходит, придется организовывать акции гражданского неповиновения в поддержку инициатив действующего главы государства, предложившего превратить «оплот борьбы с тиранией» (Верховную Раду) в доминирующий орган власти. Медведчук отлично усвоил тезис «если с инициативой «масс» нельзя бороться, ее (инициативу) следует организовать и возглавить». Таким образом, администрация президента, устав наблюдать за беспомощными и хаотическими попытками «революционеров» организовать более или менее приличный путч, решила взять дело в свои руки. Ко всеобщему неудовольствию туземной оппозиции ей придется действовать по схеме, разработанной аналитиками АП. Они сами виноваты. Отдельное спасибо бывшему секретарю Соцпартии Иосифу Винскому, который заботливо «слил» информацию о планах восстания почти за три месяца до «дня Х». Было время подготовиться к контрдействиям. Теперь Александр Мороз, возглавляющий (пока) СПУ, говорит о том, что Леонид Кучма испугался «гнева народа» и решил пожертвовать своими полномочиями, объявив переход от президентской к парламентской форме правления. Сан Саныч, который играет в шахматы, должен понимать, что иногда можно пожертвовать фигуру, но выиграть партию. Теперь Мороз и Виктор Ющенко могут возмущаться и выступать с обвинениями Леонида Кучмы в политическом «плагиате»: «мы же предлагали то же самое, но гораздо раньше». Поздно, конституционный поезд ушел. Началось интеллектуально-силовое состязание, которое не предполагает участие народа. Смысла нет. Не зря Ющенко срочно собирал своих соратников на совещание с целью выработки новой стратегии действий. Процесс стал настолько поливариантным, что оппозиционеры могут сломать себе шею минимум десятью различными способами. Надо понимать, что делать дальше. Но когда упущена инициатива, то переиграть АП становится крайне непростой задачей. После праздничного заявления президента появился целый ряд «проблемных зон», каждая из которых может изменить модель политического развития страны.

«Комиссионка».
И ежу понятно (сказанное не относится к Виктору Ющенко), что придется создавать некую комиссию, которая призвана свести предложения главы государства в единый проект. В этой структуре должны быть представлены основные участники будущей политической модернизации – Кабинет министров, администрация главы государства, руководители пропрезидентского большинства (официально о его создании будет объявлено в начале сентября) и оппозиция. Формат представительства «революционеров» не известен. Судя по заявлениям лидера коммунистов Петра Симоненко, он готов делегировать своего человека в состав комиссии. Не исключено, что таким человеком станет глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий Крючков. Фракция Юлии Тимошенко по определению должна демонстративно отказаться от любых переговоров с властью. В Верховную Раду поступило представление Генеральной прокуратуры насчет лишения Юлии Владимировны депутатской неприкосновенности. По определению подобный документ не может настолько возбудить ЮВТ, чтобы она пошла на контакты с властью. Но Юлия Владимировна, при всем своем радикализме, является крайне трезвым политиком. Поэтому ее отношение может измениться. Хотя…

Виктор Ющенко и его «Наша Украина», скорее всего, тоже станут участниками переговорного процесса. Они уже опять реанимировали идею подписания парламентского договора, следовательно, клиент созрел. Самым циничным ходом станет избрание руководства комиссии по осуществлению конституционной реформы. Может появиться новая «политическая четверка»: Виктор Медведчук (глава АП), Владимир Литвин (спикер), Анатолий Кинах (премьер) и … Виктор Ющенко. Это только предположение. Но интеграция «мессии» в конституционный переговорный процесс окончательно «сбивает» позиционирование Виктора Андреевича. Это уже не «альтернатива власти», а «ручной кошак», игрушка для Медведчука.

«Бикамерализм».
В ходе обсуждения «конституционного пакета» непременно возникнет вопрос об организации новой структуры парламента, которая бы соответствовала его доминирующему месту в системе органов власти (парламентско-президентская форма правления). И тут появляется призрак бикамерализма, то есть двухпалатного законодательного органа управления. Кстати, на всеукраинском референдуме (2000 год) подавляющее большинство населения, организованное Александром Волковым, высказалось за бикамерализм. Оказывается, народ в курсе этой проблемы. Тема конституционных изменений в будущем, вероятно, станет кореллироваться с проблемой имплементации результатов плебисцита. Правда, не все изменения вписываются в объявленный переход к парламентско-президентской форме правления. Например, институт роспуска парламента президентом. Такой вариант взаимоотношений законодательной и исполнительной власти характерен для президентской республики. Впрочем, положения о формировании устойчивого большинства в парламенте, лишении депутатской неприкосновенности и сокращении числа «мандатоносцев» вполне можно использовать на новом этапе конституционной реформы. Этакий вариант «имплементация (о)» (обновленная).

Двухпалатный парламент предполагает появление нового центра власти в стране. Верхняя палата (Сенат) формируется на основе представительства регионов страны и является более устойчивым и консервативным образованием, чем нижняя палата. Регионалы – люди серьезные, выдержанные, которые не склонны к опрометчивым поступкам. Они являются естественным противовесом для членов нижней палаты, которые избираются на основе партийного представительства. Двухпалатная схема организации работы высшего законодательного органа власти очень эффективно гасит личные амбиции некоторых политиков. Например, «Наша Украина» может выиграть выборы в нижнюю палату ВР, однако Сенат надежно сбалансирует чересчур национально ориентированные инициативы «НУ». Таким образом, наиболее электорально развитый субъект политического процесса – «Наша Украина» – можно эффектно интегрировать в новую модель власти. Причем в результате такой интеграции никакого реального доступа к рычагам власти ни Ющенко, ни его окружение не получат. Хотя Виктор Андреевич и может носить титул президента.

«Время».
Это довольно серьезная проблема. Допустим, к 2004 году процесс трансформации политической системы завершится, и Конституция будет изменена. Однако через два года состоятся выборы президента, а не парламента. Выходит, что в модернизированное конституционное поле попадает только новый глава государства, а Верховная Рада, полномочия которой оканчиваются в 2006 году, оказывается нелегитимной. Допустим, конституционные изменения предполагают, что президент избирается парламентом, а правительство формируется большинством Верховной Рады, избранным на пропорциональной основе. Но как могут «старые» депутаты избирать нового президента? А если глава государства все же придет к урезанной власти в результате всеукраинского волеизъявления, то кто же будет формировать правительство? Ведь нынешний склад ВР избран на основе смешанной, мажоритарно-пропорциональной системы. Все это к тому, что в будущем может возникнуть правовая коллизия, одним из способов разрешения которой станут одновременные выборы и парламента, и президента.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам