Королевские игры

Накануне 11–й годовщины независимости появилось сразу несколько политических проектов, цель которых – внести изменения в Основной закон. В общем-то, это не первая попытка подкорректировать Конституцию, однако до сих пор все они, включая имплементацию итогов референдума, оканчивались провалом. Зато теперь, кажется, все будет по-другому.

Закручивается серьезная интрига по адаптации Конституции к странным реалиям сегодняшней политической жизни. Экс-глава президентской администрации Дмитрий Табачник, премьер Анатолий Кинах и некоторые лидеры оппозиции почти одновременно пришли к выводу о том, что стране не повредят политические реформы. Более того, по данным источника, заслуживающего доверия, глава государства в День независимости сам собирается обнародовать новый сценарий политического развития Украины на ближайшие два года. Понятно, что речь идет о периоде 2002-2004 годов, оканчивающемся президентскими выборами. Так что неудивительно, что первое «постотпускное» появление спикера Владимира Литвина также было связано с вопросом конституционных изменений. Спикер, тщательно выбирая выражения, изложил свое видение проблемы: изменения в Конституцию необходимы, но только если под этой «операцией» подразумевается создание дееспособной, ответственной системы власти. Иначе и браться не стоит.

Осторожность спикера можно понять: не так давно (а если быть точным – в 2000-м году) Литвин, глава АП, выступал резко против конституционных изменений, если они затрагивали полномочия президента. В сторону ограничения, понятно. Единственное видоизменение Основного закона, на которое был согласен Литвин – это имплементация итогов референдума. Но времена меняются: страну буквально готовят к конституционным переменам, и вроде бы даже Леонид Данилович не против. Видимо, этим фактом объясняется эволюционирование мнения Литвина по поводу конституционной «дефлорации». Владимир Михайлович согласился, что перемены нужны, но они не должны никого затрагивать. Он высказался против уменьшения полномочий президента и против уменьшения полномочий ВР, заявив следующее: «Я против того, чтобы у кого-то что-то отбирали, кому-то что-то прибавляли, каждый должен выполнять то, к чему он призван». В общем, председатель ВР выступает за эволюционный путь. Дескать, сначала надо накопить и осмыслить все предлагаемые поправки и только потом имплантировать их в текст Основного закона. Причем так осторожно, чтобы не задеть ни президентских, ни парламентских полномочий и, упаси Бог, не разрушить правовой каркас, на котором держится Конституция. А когда процесс осмысления завершится, взять и построить оптимальную конституционную модель организации исполнительной власти. Причем она (модель то есть) может содержать как элементы парламентской республики (право ВР формировать правительство), так и имплементационные «штучки». Все зависит от ситуации. Чувствуете, к чему клонит Литвин? К тому, что процесс осмысления должен быть основательным и проходить под чутким руководством специальной комиссии. Наверное, лишним будет интересоваться, кто ее должен возглавить.

В общем, сформировались две позиции относительно того, как следует обращаться с Основным законом. Конституционные радикалы, которых достаточно много в администрации президента, хладнокровно готовятся (и готовят других) к процессу «конституционного препарирования». Парламентский контроль над правительством, ограничение президентских полномочий и даже избрание президента ВР, плюс «призрак бикамерализма», поскольку двухпалатность наиболее адекватна для парламентских республик. Иными словами, речь идет об изменениях, обесценивающих президентский пост. Цель этой задумки легко формулируется: «так не доставайся же ты никому!». Имеется в виду президентский «трон», поскольку любой из потенциальных кандидатов в президенты в таком случае получает не «президентский скипетр», а набор декоративных полномочий. Интересный вариант, но достаточно сложный в исполнении, поскольку предполагает наличие 300 депутатских голосов, среди которых минимум три-четыре принадлежат кандидатом на пост номер один. Очевидно, по этой причине спикера парламента следует отнести к конституционным конформистам, которые считают, что горячиться в таком интимном деле, как «конституционная дефлорация», не стоит. И хотя спикер намерен действовать хирургическим путем, наверное, имеется в виду косметическая хирургия, цель которой – подкорректировать видимые дефекты лица и фигуры, но ничего кардинально не менять. То есть не вырезать. Конечно, стремиться к ликвидации определенных перекосов в ту или иную сторону необходимо, но очень постепенно, стараясь по возможности не трогать президента и парламент. Явно сторонники такой точки зрения оставляют простор для маневра. Таким маневром со временем вполне может стать российский сценарий передачи власти или, говоря иначе, операция «Преемник».

За Конституцию, похоже, взялись всерьез. Если отвлечься от «мелочей» (таких, например, как принятие ряда законопроектов, которые бы обеспечивали эффективность действующей Конституции), то суть изменений сводится к перераспределению функций в треугольнике парламент–правительство–президент. В этом треугольнике есть только один «пассивный» участник – это премьер Кинах, который старается не привлекать к себе лишнего внимания. Зато две оставшиеся стороны демонстрируют гиперактивность.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам