Президентское слово

Украинско-румынские отношения всегда были очень непростыми. Буковина, пакт Молотова–Риббентропа, договоры 1947 и 1961 года – вот фон, который предопределяет политические контакты Киева и Бухареста, привнося в них изрядную нервозность. Большой политический договор, который подписали в 1997 году, частично решил многие проблемы. Но и те, что остались, не облегчают жизни политикам…
Вот уже который год украинские и румынские дипломаты пытаются за столом переговоров урегулировать вопрос с правовым оформлением украинско-румынской границы. Но дело продвигается не очень успешно: проекты договора о режиме государственной границы и соглашения по делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон не подготовлены до сих пор. И есть очень большие сомнения, что эти документы будут подписаны в ближайшее время.

Дело в том, что сегодня ни в Украине, ни в Румынии не готовы идти на уступки. Если в Киеве постоянно цитируют большой украинско-румынский договор, который зафиксировал нерушимость существующих границ, и призывают сохранить договор о режиме государственной границы 1961 года, то в Бухаресте, где весьма сильны позиции сторонников «Великой Румынии», этому противятся и призывают его пересмотреть. Для Киева это грозит потерей значительной части территории. Прежде всего, в районе острова Змеиного, где по оценкам геологов находятся серьезные запасы нефти и газа. В общем, переговоры сегодня зашли в тупик.

Североатлантический альянс, на который в Киеве возлагали большие надежды (один из принципов организации: членом НАТО не может стать страна, которая имеет неурегулированные территориальные проблемы с соседями), отстранился от участия в решении этого вопроса. Похоже, что в Брюсселе, в преддверии Пражского саммита, уже приняли в отношении Румынии определенное политическое решение. Во всяком случае, во время своего последнего приезда в Киев генсек НАТО недвусмысленно намекнул об этом.

«Я знаю, что на ограниченном участке украинско-румынской границы существует определенная проблема. Но это вопрос, который должен решаться на двусторонней основе», – сказал тогда Джордж Робертсон. А еще ранее он заявил: в НАТО надеются, что вопрос урегулирования украинско-румынской границы будет окончательно решен в сентябре нынешнего года на переговорах Леонида Кучмы и Иона Илиеску.

Собственно, именно встречи президентов как раз и добиваются в Бухаресте. И в последние полгода к этому сводилась тактика румынских дипломатов: при отсутствии прогресса на переговорах, требуется демонстрация желания решить проблему хотя бы на уровне президентов. В конце концов, ведь на носу Прага… К тому же в Бухаресте полагают, что при определенном стечении обстоятельств президенты могут принять некое политическое решение, которое разблокирует переговорный процесс. Ведь президентское слово есть президентское слово.

Кстати, последний раунд переговоров, который должен был состояться в Киеве в начале июня, был сорван только потому, что в Бледе в это время проходил саммит президентов центрально-европейских стран, и румыны бросили все свои силы на организацию встречи Кучмы и Илиеску. Впрочем, закончилась она ничем. Но если в Бледе президенты говорили всего несколько минут, то следующая встреча будет куда более продолжительной: в сентябре в Украину с визитом приедет Илиеску. И это решено, похоже, уже окончательно.

Именно для подготовки встречи Иона Илиеску и Леонида Кучмы на прошлой неделе в Ялту на один день залетел министр иностранных дел Румынии Мирча Джеоане. Переговорив со Зленко, Джеоане признался журналистам, что в двусторонних отношениях существуют проблема с границами, и предложил решить вопросы в европейском стиле. «Наши отношения не могут быть заложниками этих проблем», – сказал румынский дипломат.

Впрочем, Джеоане не выходил за рамки общих слов и призывов к сохранению отношений добрососедства. Но очевидно, что Бухарест и далее будет придерживаться своей позиции. Во всяком случае, так позволяет утверждать фраза румынского дипломата, что «Румыния не находится под давлением времени с точки зрения европейской и евроатлантической интеграции».

Иными словами: как бы ни складывались отношения Румынии с НАТО, будет ли в Праге принято решение о принятии страны в Альянс или нет, Илиеску, который имеет имидж жесткого политика, не будет следовать курсом Константинеску. А сегодня в Румынии бывшего президента государственные чиновники, политики, обыватели упрекают в предательстве национальных интересов, когда тот в 1997 году подписывал базовый политический договор.

В общем, ситуация становится «все любопытственней и любопытственней». В конце концов, когда-нибудь проблему с правовым оформлением границ придется решать, и кому-то все-таки необходимо будет идти на уступки…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам