Менты в Зазеркалье

Любители детективных сериалов крепко полюбили добродушных питерских «Ментов», которые недоедают и недопивают ввиду низкой заработной платы и в этих тяжелых условиях ловят преступников всех мастей. Поэтому информация о милиционерах-«оборотнях», совершивших множество убийств (цифры все время растут) в тесном содружестве с профессиональными бандитами, честно говоря, нехорошо поразила воображение. Если после трагедии на львовском аэродроме появилась фраза об опасности, которую несет в себе армия, то после сенсационных разоблачений «оборотней» возник вопрос: «Кто защитит нас от недобросовестных сотрудников милиции?».
Хроника разоблачения

Все началось со статьи Александра Корчинского в газете «Сегодня», где наш коллега – мэтр криминальной журналистики – подробно расписал историю выявления банды, занимавшейся похищениями людей и убийствами. По сведениям журналиста, банду возглавлял бывший заместитель начальника столичного УБОПа, подполковник милиции. А в ее руководство входили еще два старших офицера – следователь по особо важным делам киевского главка и сотрудник одной из самых секретных оперативных служб милиции – «наружки». Бандиты похищали с целью выкупа и убивали бизнесменов, с помощью сержантов-регулировщиков (тоже впоследствии убитых) грабили «дальнобойщиков» и творили иные подобные бесчинства. Самое впечатляющее в описанной истории, что один из участников организованной преступной группы – следователь-«важняк» принимал у родственников исчезнувших бизнесменов заявления об их пропаже и уверял, что «как ушли, так и назад придут». Хотя точно знал, что не придут, ибо труппы убитых предпринимателей уже зарыты на пустырях в Броварском районе. Такова канва сюжета. Поразил он, судя по всему, не только ту часть населения, которая была воспитана на образе дяди Степы-милиционера, но и первых лиц страны. В результате Леонид Кучма дал поручение генпрокурору Украины Святославу Пискуну, главе МВД Юрию Смирнову и председателю СБУ Владимиру Радченко провести полное расследования фактов, изложенных в статье «Оборотни».

После поручения президента разговорились высокие милицейские чины: госсекретарь МВД Александр Гапон подтвердил информацию о расследовании преступлений, совершенных бандой, в состав которой входили сотрудники милиции. И разъяснил, что оперативную разработку этой банды министерство внутренних дел начало еще в 2000 году, но передало материалы в прокуратуру только в этом году, потому что сейчас полностью раскрыта её преступная деятельность. Расследование осложнялось тем, что милиционеры – члены преступной группировки владели навыками оперативной работы и могли отследить направленное против них расследование.

По словам Гапона, достоверно установлено, что члены преступной группировки совершили 7 убийств, и их причастность к другим преступлениям проверяется. Чуть позже генеральный прокурор Святослав Пискун внес представление в МВД о существенных промахах в подборе кадров. В письме называлась уже другая цифра: не 7 совершенных убийств, а 10. А, кроме того, указывалось, что прокуратура Харьковской области также закончила расследование дела о банде, которую возглавлял бывший оперуполномоченный милиции города Дебальцево Донецкой области.

В банду входило 9 бывших милиционеров, и ее члены с марта 2000 по август 2001 года совершили 8 убийств, 2 покушения на убийство и несколько разбойных нападений на территории Донецкой, Луганской, Харьковской областей и Крыма. Не слабо!

Прогнозированная догадливость

Мало кто обратил внимание, что, став министром внутренних дел, Юрий Смирнов сразу заменил руководителя столичного УБОПа: его возглавил коллега Смирнова по работе в Днепропетровской области Николай Астион. Именно с УБОПа и начался малозаметный для непосвященных, но существенный для его участников конфликт главка и министерства.

Об этом конфликте вспомнил на вышеупомянутой пресс-конференции Александр Гапон: в 2000 году Юрий Смирнов, возглавлявший главное управление МВД Украины в Киеве, сказал журналистам, что в киевской милиции, в частности в столичном управлении по борьбе с организованной преступностью, работают люди, которые могут быть причастны к совершению преступлений. Тогда это вызвала бурю негодования среди людей в погонах. Однако буря быстро утихла после того, как начальник столичной милиции пересел в кресло министра.

Если вспомнить детали, то о том, что в киевской милиции происходят какие-то неординарные процессы, стало известно уже через пару месяцев после прихода Смирнова в столичный главк. Есть информация, что свыше 200 человек тогда было уволено «по дискредитирующим мотивам», а больше 2000 получили взыскание. На этом «чистка» не только не закончилась, а лишь началась, сея панику в рядах рядового и офицерского составов. В одном из интервью тогдашний заместитель и единомышленник Смирнова Юрий Черкасов сказал (цитата): «Мы эту «чистку», точнее наведение порядка, начали с Троещинского и других рынков города. Все, кто работают там в милиции, будут заменены. Чтоб не сращивались! Некоторые сотрудники годами ничего не делали, неплохо отъелись и чувствовали себя превосходно. Половину уже поменяли, и остальные не удержатся. Это, так сказать, первый этап…». После внутренней «чистки» прошла наружная: «шерстили» рынки, вылавливали вымогателей, сбытчиков «травы», прочий уголовный элемент. Многих взяли. Но сказать, что после «прочесывания» рынки стали стерильными, я бы не решилась. Хотя бы потому, что такова их природа.

Но не рынки стали сигнальной ракетой, осветившей разногласия в милицейском ведомстве. Поводом оказался расстрел в центре города (на улице Богдана Хмельницкого) джипа, принадлежавшего банку «Геосантрис»: в джипе на тот момент ехал авторитет по кличке «Рыбка», благополучно улизнувший с места преступления. Вот тогда, на совещании руководителей МВД, киевского ГУВД и районных администраций, состоявшемся вскоре после инцидента, Юрий Александрович Смирнов произнес слова, которые до него не говорил ни один милицейский генерал: «Есть факты, которые свидетельствуют о близких отношениях работников УБОПа с представителями криминалитета и даже о создании «крыш» для последних со стороны УБОПа. Именно «убоповцы» информировали бандита «Рыбку» о том, что можно назвать прямой изменой интересам службы. Милиции не удалось найти преступников, имена которых знает весь город. В Киеве 12 организованных преступных группировок, они растут, крепнут, открывают миллионные счета в банках, а их лидеры даже выступают по телевизору…».

Вместо послесловия

Когда всплыла история с «оборотнями», сразу вспомнились впечатляющие цифры количества ежегодно пропадающих наших сограждан. Почему-то эти цифры стали называть только после того, как исчез Гия Гонгадзе. До этого, похоже, не только не называли цифры, но и не пытались серьезно никого искать. Да и после того тоже. Хотя еще 26.01.94 г. тогдашний замминистра внутренних дел Юрий Кравченко говорил, что в системе МВД учреждается специальная структура, которая будет заниматься поисками исчезнувших людей. А его преемник Юрий Смирнов обещал создать базу данных с отпечатками пальцев представителей 10 «опасных» профессий (военных, милиционеров и т.д.) – обязательно, остальным – по желанию.

Если быть искренними, то нельзя не признать, что никого, кроме Гонгадзе, да еще нескольких влиятельных лиц и их детей масштабно не искали (с перерыванием гектаров земли и осмотров тысяч чердаков). И не только «важняк» из банды «оборотней» клал в длинный ящик заявления родственников исчезнувших «невидимок». Другие его вполне добропорядочные коллеги часто поступали точно так же. И никто их за это не наказывал. Как не наказывал за равнодушие, халатность и превышение силы по отношению к некоторым соотечественникам. Как порой и не награждал за похвальное внимание, самоотверженность и оперативность. В результате, по принципу «які гроші, такі і харчі», имеем «внутренние органы» в их нынешнем состоянии. В том числе и с порочащими честь милиционера «пятнами» в виде уже названных и еще не обнаруженных банд «оборотней».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам