Президентский ценз

В Украине вводится своеобразная президентская цензура. Помните рекламный слоган всемирно известной компании «Данон» «Не все йогурты одинаково полезны»? Вот это же может касаться и президентов. Вернее, президента, которого в 2004 году должны будут выбрать в Украине. В секретариате Верховной Рады зарегистрирован проект Закона «О выборах Президента Украины», которым предусматривается предоставление исключительного права выдвижения кандидатов на пост главы государства политическим партиям и их избирательным блокам. Это, по мнению авторов законопроекта, отвечает конституционному положению об общественной роли партий в политической системе Украины.
Вообще, от украинского партийного процесса очень трудно ожидать сенсаций. Последний раз нечто подобное произошло накануне парламентских выборов: выступил тогда еще глава АП Владимир Литвин и сообщил, что президент согласился возглавить партию, которая будет создана после выборов на основе блока «Единая Украина». Все чрезвычайно возбудились и особенно лидер эсдеков Виктор Медведчук, который к тому времени еще не знал, что станет новым шефом АП. До этого он безуспешно предлагал партийный билет СДПУ(о) сначала Леониду Кучме, а потом Виктору Ющенко. Зато теперь Виктор Владимирович, наверное, чувствует себя намного лучше, учитывая, что эсдеки являются самостоятельной партийной единицей, а не ингредиентом какой-то партийной коалиции. С юридической точки зрения он готов к любым неожиданностям. В отличие от потенциальных соперников.

Автором и инициатором упомянутого замечательного документа о партийном президенте является «нашист» Юрий Ключковский. Похоже, пока отдельные товарищи из «НУ» под предводительством «комиссара» Романа пишут сценарии сентябрьской революции, их соратники по блоку пишут законы. Для нормальных героев, которые «всегда идут в обход», а не на баррикады. Конечно же, мы имеем в виду Виктора Ющенко, который теперь может поучаствовать в президентском кастинге. Но только после того, как он, с одной стороны, поймет очевидное – в конституционном поле работать все равно придется, с другой – выполнит несколько обязательных условий. Во-первых, Виктор Андреевич, по всей видимости, уже сейчас должен допускать, что осеннее наступление на власть скорей всего окончится провалом. Для таких выводов есть все основания: нескоординированность действий всех оппозиционных сил еще на подготовительном этапе, блокирование (с помощью Генпрокуратуры) любых попыток реанимировать «кассетный скандал», используя «пленки Мельниченко» и другие известные схемы, и, в конце концов, отказ Вашингтона антикучмистам в геополитической поддержке. Госдепу США не кажется слишком убедительным повод для осеннего выступления, поэтому денег под сентябрьский путч не дадут. Во всяком случае, пока. Согласитесь, такое известие способно снизить самый «высоковольтный» антипрезидентский накал. Поэтому лучше всего – сменить тему. Поговорить не о мифическом свержении режима, а о вполне реальных (и, заметьте, конституционных) способах передачи власти. Роман Безсмертный, наверное, будет очень разочарован…

Во-вторых, согласно этому закону, некоторые товарищи, всерьез готовящиеся примерить на себя президентскую шапку, банально «пролетают». Для кандидатов в президенты вводится строгий партийный ценз. Если у тебя нет партбилета, можешь распрощаться с мыслями о президентском кресле. Вот потому-то сразу и вспоминается Виктор Ющенко, как лидер многослойного блока «Наша Украина», учредителями которого являются пять партий. У него сразу появляется проблема: какая из них будет выдвигать Ющенко на президентство? Что-то подсказывает: это не будет УНР Юрия Костенко. Неужели «Солидарность»? Однако, вполне вероятно, что НРУ Удовенко, разработавший закон об обязательной партийности президента-2004, таким образом намеревается «приватизировать» рейтинг Ющенко. Такое уже было во время парламентской кампании. Впрочем, к чему строить предположения. Виктор Андреевич вернется из Испании, где он набирается сил для предстоящих осенних боев, и сам все скажет. В том числе, и о партии, которую собирается строить. Помнится, совсем недавно Роман Безсмертный упоминал о необходимости создания чего-то большого и светлого на базе «НУ». И не зря.

Потому что, в-третьих, если не произойдет партийного самоопределения, то Виктор Ющенко вместе с леди Ю окажутся в числе неликвидных кандидатов на пост №1. Все опять же возвращается к тому, что возглавляемые ими структуры не тянут на роль полноценной партии. Это предвыборные блоки, сколоченные наспех под парламентские выборы. Кстати, и ЮВТ, и Виктору Андреевичу давно советовали навести порядок в своем партийном хозяйстве. А то как-то странно звучало «Юлия Тимошенко – лидер блока Юлии Тимошенко»… Да и блоку «НУдистов», в конце концов, пришлось разделиться на условные «партии мира» (Костенко, Порошенко и пр.) и «партии войны», чтобы не потерять видимость сплоченности.

В-четвертых, дополнительные козыри получают «заклятые друзья», которые в любой момент могут стать конкурентами. Это, конечно же, КПУ и СПУ, которые являются полноценными политическими организациями с разветвленной (относительно) сетью местных ячеек. У них есть приоритетное право выдвижения своего кандидата.

И, наконец, в-пятых, любые объединения по оппозиционному признаку также теряют смысл. Одно дело – выдвигать единого кандидата от «каневской четверки-2», и совсем другое – чисто партийного лидера. Появляется повод официально размежеваться и ковать свое президентское счастье поодиночке.

Впрочем, можно говорить, что проект «партия президента» находится на первой стадии реализации – регистрация соответствующего закона в секретариате парламента. Однако к началу сессии надо ожидать не революций, а обострения партийного строительства и расконсервирования некоторых организаций, созданных «на будущее». Возьмем, к примеру, Партию регионов. Там есть очень впечатлительные товарищи, которые обещание Кучмы «поделиться» властью с регионами воспринимают буквально. А пропремьерское объединение, некоторое время назад появившееся в результате слияния Партии промышленников и предпринимателей и «трудовиков» Сергея Тигипко и ставшее прообразом партии нового типа. Одной партией больше, одной меньше – какая разница. А разница есть. Создается партия нового типа, и этим типом станет кандидат в президенты. Кстати, не рекомендуется забывать и об СДПУ(о), лидер которой считается менеджером кампании-2004, с атрофировавшимися по такому случаю президентскими амбициями…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам