Рожденные революцией

«Если бы была возможность сотрудничать с Украиной в военной сфере, мы бы сотрудничали. Однако это сейчас находится под запретом ООН», – так поверенный в делах Ирака в Украине Хишам Ибрагим опровергнул появившуюся в Financial Times информацию о контактах Киева и Багдада в сфере ВТС. И далее, в очередной раз повторил: «На иракских границах и внутри страны находятся сотни наблюдателей от ООН. Как можно, чтобы Ирак покупал оружие под таким сильным контролем?».

Формальным поводом для пресс-конференции поверенного в делах Ирака в Украине Хишама Ибрагима было событие, которое произошло в Ираке 34 года назад: 17 июля 1968 года партия БААС совершила государственный переворот и всерьез и надолго взяла власть в свои руки. Впрочем, правильно было бы говорить о том, что власть оказалась в руках одного человека, имя которого – Саддам Хусейн. Диктатора, который ради укрепления личной власти расстреливал своих товарищей по партии, травил газами курдов, начинал и проигрывал войны. В конечном счете, ради власти он вверг Ирак в нищету и международную изоляцию.

Именно одиозная личность иракского лидера, его натянутые отношения со странами Запада, прежде всего, Соединенными Штатами и Британией, накладывает отпечаток подозрения на любые контакты Ирака с миром. В полной мере это относится и к украинско-иракскому торгово-экономическому сотрудничеству.

Хотя дипломатические отношения Багдад и Киев установили еще в 1992 году, долгое время они были формальными: если украинцы хотели торговать трубами и продуктами без развития серьезных политических контактов с Ираком, то иракцы нуждались, прежде всего, во внешнеполитической поддержке Украины в своем противостоянии с Западом.

Лишь только к концу девяностых произошли какие-то изменения. Официальный Киев в 2000-м признал, что «ошибкой было игнорировать Ирак», этот перспективный рынок для украинских товаров, и «эту ошибку надо исправлять». И пошел на минимум политических контактов, столь необходимый для того, чтобы украинские предприниматели начали серьезно работать на иракском рынке. Да и Багдад тогда же решил откорректировать свою политику.

Так, во время встречи в марте 2000-ого года с лидером СДС Сергеем Пересунько вице-премьер-министр Ирака Тарик Азиз сказал фразу, которую можно назвать символичной: «Мы не имели права ожидать от молодого государства, которое едва встало на ноги, столь твердой позиции перед Западом или Россией». Впрочем, требование оказывать международную поддержку Багдаду в ООН в вопросе снятия эмбарго осталось и далее.

Результат не преминул сказаться. «В последние два года наши отношения очень сильно развиваются», – заметил Хишам Ибрагим. И это действительно так. Так, товарооборот, который еще в 2000-м году составлял около 14 млн. долларов, в 2001 равнялся уже 140 млн. Правды, иракцы говорят о сумме в 300 млн. долларов. Сегодня из Украины в Ирак поступают трубы, арматура, оборудование для добычи нефти, продукция машиностроения, продукты.

Вместе с тем, Киев, который весьма чувствителен к мнению Запада (особенно в реабилитационный «посттэйпгейтный» период), осторожен в развитии дальнейших политических, да и экономических контактов. И хотя он их и не скрывает, но и особо не афиширует, предпочитая о содержании переговоров говорить крайне обще. Как, например, это произошло во время заседания двусторонней комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое прошло в Киеве в конце июня.

О чем говорили члены украинской и иракской делегаций, о чем договорились – в прессу не просочилось. Вроде бы потому, как утверждают в Минэкономике, что не хотели заострять внимание на них. Однако произошло все наоборот: эта секретность породила массу предположений и слухов. И, в результате, поверхностная и бездоказательная публикация в FT, где Киев обвинялся в налаживании военно-технического сотрудничества с Багдадом, что запрещено решениями ООН.

Комментируя публикацию в FT, Хишам Ибрагим опроверг обвинения в военных контактах Киева и Багдада и заявил, что распространение такой информации выгодно Соединенным Штатам, которые намерены «повредить отношениям наших двух стран». Но, «мы не поддадимся давлению США, и продолжим сотрудничество с Украиной», заметил иракский дипломат.

По словам Хишама Ибрагима, Ирак готов рассмотреть возможность участия украинских наблюдателей в инспекциях ООН на территории этой страны с целью проведения расследования по фактам публикаций в FT с обвинениями в адрес Украины в поставках оружия в Ирак. Впрочем, хотя в настоящее время от украинской стороны не поступало таких предложений, в то же время, «мы (Ирак – Авт.) бы приветствовали украинских наблюдателей».

Но маловероятно, чтобы иракский дипломат сумел разубедить тех, кто считает, что Киев действительно поставлял «Кольчугу» в Ирак, как ранее это пытались сделать представители США и ООН. И дело здесь даже не только в том, что Багдад имеет серьезный опыт в сокрытии от международной общественности разработку своих военных программ. Скорее уж, дело в том, что сегодня, после внутриполитического кризиса 2001-ого года, отсутствует доверие к официальному Киеву.

В конечном счете, это отсутствие доверия может крайне негативно повлиять в будущем на потенциально перспективные украинско-иракские торгово-экономические контакты: постоянные обвинения в нарушении санкций ООН могут подтолкнуть Киев принять решение свернуть украинское экономическое присутствие в Ираке. Возможно, что это также является целью тех, кто обвиняет Киев.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам