Битва против урожая

Каждый год в Украине разворачиваются две битвы за урожай. Первая – видимая, на полях и элеваторах. Вторая – глубоко засекреченная, в кабинетах высоких чиновников и агробоссов. Эту вторую битву правильнее было бы назвать войной за сокрытие истинных размеров урожая и возможность не возвращать взятые под него иностранные кредиты. Практически никогда ранее в украинских СМИ не говорили на столь «стремную» тему. А зря…

Вместо предисловия

«Буча» поднялась вокруг попытки госсекретаря Минагрополитики Сергея Мельника сделать тайну из информации о ходе уборки урожая и прогнозах объемов зерна. По словам Мельника, эту информацию якобы используют в своих целях трейдеры, диктуя свою политику производителям зерна.

Он добавил, что в прошлом году, когда Минагрополитики заявило об ожидаемом урожае в объеме 40 млн. тонн, торговцы зерном воспользовались этим и в результате производители не смогли получить хорошую прибыль на зерне. «В прошлом году еще не собрали ни одного колоска, рассказали, что будет 40 млн., а четыре зерновые биржи собрались, сделали цену нам и «задурно» продали урожай», – сказал госсекретарь.

Его слова удивили не только журналистов. Во-первых, ни для кого не секрет, что в этом году аграрии рассчитывают вырастить урожай зерна в объеме 32-33 млн. тонн. Точно так же, как в 2001 году вырастили 39,7 млн. тонн зерна, подсолнечника – 2,246 млн. тонн, сахарной свеклы – 15,5 млн. тонн. Во-вторых, в прошлом году Минагрополитики само рекомендовало сельхозпроизводителям для поддержания цен на зерно идти торговать на биржу. И чем ближе было завершение уборочной, тем ниже опускались рекомендованные цены.

Словесный “наезд” на трейдеров, якобы диктующих цены, показывает, что в этом году диктовать ценовую политику хочет кто-то другой. Более того, во все годы назывались весьма приблизительные цифры собранного урожая: люди, работающие в аграрной сфере, это прекрасно знают. Но никогда руководства ведомства так откровенно не утаивало информацию о битве за хлеб. Тем более, накануне визита министра финансов США Пола О»Нила в Украину.

Тайна американских кредитов

Спросите, какое отношение к украинскому урожаю имеет министерство финансов США? А все дело в том, что, по информации крупных участников агрорынка, именно американцы на заре независимости давали нам кредиты под госгарантии на аграрный сектор. Как денежные – через их «Эксимбанк», так и товарные в виде знаменитых «лизинговых» «Джон Диров». Львиная доля этих займов не была возвращена. Часть «гарантированных» кредитов удалось повесить на государство, на другую часть образовались огромные аграрные империи: самые крупные сельхозкомпании в Европе, с оборотом в десятки и сотни миллионов «баксов», которые обрабатывают по 250-300 тыс. га (для сравнения, в ФРГ средний размер агрохозяйства – 18 га). Остальные были реструктуризированы. Долг Украины перед США на начало текущего года составлял $289,6 млн.

Короче говоря, не только Александр Ткаченко с его ассоциацией «Земля и люди» попользовал американские денежки ($70 млн. из американской кредитной линии в $500 млн.) на выращивание в Украине кукурузы гибрида ICI. Даже нынешний аграрный вице-премьер Леонид Козаченко во времена руководства компанией “Украгробизнес», по сведению американской стороны, имел должок за комбайны и средства защиты растений. А общая сумма задолженности украинских производителей хлеба насущного перед заокеанскими финансистами на момент, когда «Эксимбанк» перестал баловать нас кредитами, составляла $600 млн. Поэтому практика не показывать реальный урожай и реальные прибыли просто вошла в привычку у аграриев. Имитация неурожая – это вид очень выгодного во всех смыслах бизнеса: с одной стороны, продажа неучтенного зерна занятие исключительно прибыльное, а с другой – бедным «неурожайщикам» постоянно списывали внутренние долги (с налоговыми недоимками включительно) и не настаивали на возвращении внешних.

Ежегодно мы жаловались своим кредиторам, что, «окромя фуражного зерна ничего не родится», комбайны на наших черноземах сплошь выходят из строя, а собранное зерно на элеваторах естественным образом гниет под дождем, поскольку крыша прохудилась, а крыть ее при отсутствии средств нечем. А денег на селе нет, не было и не будет. Иностранцы недоверчиво осматривали бескрайние сельхозугодья, как на экскурсию ездили куда-нибудь под Сквиру – посмотреть на роскошные замки (с искусственными прудами и ручными кабанами) «новых украинских латифундистов» и удивлялись нашему кризису еще больше.

В конце концов, их эксперты смекнули, что самое слабое звено в системе учета – это элеваторы. Практически невозможно достоверно узнать, сколько зерна в действительности хранится на элеваторах и какого оно класса. Поэтому МВФ и МБ требовал от нашего правительства срочной приватизации ГАК «Хлеб Украины», а правительство США пару лет назад вело активные переговоры о регулировании рынке зерна. Правда, поучаствовать в нашей продразверстке американцам не удалось. Во-первых, очередной неурожай. Во-вторых, Кабмин выступил против того, чтобы новым владельцем “Хлеба Украины” стал зарубежный трейдер, и начал процесс санации многоскандального элеваторного монополиста.

Слабое звено

ГАК «Хлеб Украины» – государственный монополист в сфере зернохранения, всегда был притчей во языцах у зарубежных агротрейдеров и отечественных банкиров. К настоящему времени кредиторская задолженность ГАК «Хлеб Украины» перед коммерческими банками и другими негосударственными кредиторами составляет 350 млн. грн., а ее общий объем составляет 1,3 млрд. грн. В январе текущего года правительство Украины объявило о намерении провести санацию ГАК с целью погашения задолженности компании перед государством и частными кредиторами. Имущество «Хлеба Украины» оценивается в 1,4 млрд. грн., его мощности рассчитаны на хранение 7 млн. тонн и переработку 4 млн. тонн зерна. ГАК владеет также двумя портовыми элеваторами.

29 июня 2000 г. президент подписал указ «О неотложных мерах по стимулированию производства и развитию рынка зерна», предусматривающий, в частности, введение механизмов закупок зерна государством у сельхозпроизводителей под залог и «прозрачной» реализации зерна через товарные биржи, чего, по идее, добивались иностранцы. Но именно благодаря монополизму «Хлеба Украины» процесс подсчета урожая не стал прозрачнее.

18 декабря прошлого года Кабмин распорядился провести досудебную санацию «Хлеба Украины» и создать для этого рабочую группу. Рабочая группа должна была по согласованию с министерством экономики и по вопросам европейской интеграции, минфином, ФГМ и Минагрополитики подготовить план досудебной санации, в котором, в частности, должна быть предусмотрена разработка проекта концепции развития ГАК «Хлеб Украины».

В начале лета премьер-министр Анатолий Кинах заявил, что правительство, возможно, согласится на приватизацию ГАК «Хлеб Украины», но при этом оставит за собой функции контроля ее деятельности. Хотя самой актуальной проблемой для ГАКа всегда было решение вопроса: где наскрести деньги для закупки зерна? В этом смысле он всегда был беднее других государственных трейдеров: Госрезерва и Укоопсоюза.

Весной этого года правительство заявило о намерении «сделать все, чтобы компания ГАК «Хлеб Украины» была качественным трейдером и предоставляла возможность совершенствовать государственную политику как на внутреннем, так и на внешнем рынках зерна». А недавно Кабмин своим постановлением освободил от должности председателя правления Ивана Ришняка, который был избран народным депутатом Украины по списку блока «За единую Украину!» (от Аграрной партии Украины). Назначив вместо него 17 июня Николая Кучера – до этого первого зампреда правления компании.

Тут надо заметить, что смена руководства ГАКа освежила в памяти политических наблюдателей историю бывшего зампреда компании «Хлеб Украины» Андрея Миханева. Он был арестован в январе 2000 года по подозрению в подделке документов об образовании, а ныне же обвиняется в разворовывании государственных средств и даче взятки премьеру Павлу Лазаренко. Именно Миханев якобы видел и слышал, как Лазаренко заказывал убийства Гетьмана и Щербаня. Кроме Миханева, в руководстве ГАКа, по меньшей мере, были люди, которым приходилось посещать с объяснениями кабинеты в Генпрокуратуре и КРУ. Более того, некоторые сами удивлялись, что вышли оттуда без конвоя…

P.S.
Как бы парадоксально это не звучало, но украинский зерновой рынок остается самым загадочным и неконтролируемым для кредиторов, налоговиков и западных финансовых доноров. Опыт прошлого года показал, что лишь только правительство Анатолия Кинаха решило в пику предшественникам хвастнуть небывалым урожаем, как из всех щелей повыползали иностранные кредиторы и потребовали принимать их в расчет. А уж какие игры развернулись вокруг цен! Одна из них даже привела к возбуждению уголовного дела против тогдашнего главы Госрезерва Евгения Червоненко (в связи с хозяйственным спором вокруг «Киевмлына»).
Еще в 2000 году Леонид Кучма поручил Кабмину разработать комплекс мер по регулированию и развитию рынка зерна. Развить его, может, и смогли, но уж регулировать – куда там…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам