Анатомия героя

Бисексуал. Хороший портной. Любит готовить. Считает вкусным любое блюдо, которое поглощается в хорошей компании. Любимым запахом считает запах казармы, сапог и машинного масла. В женщинах «прежде всего, ценит тело», а в мужчинах – глупость: «так с ними легче общаться». Любит котлеты с макаронами. Политическое кредо – классовая борьба. Любимый представитель фауны – черви. Так говорит о себе Эдуард Лимонов – один из лучших русских писателей второй половины ХХ века и вождь российских национал-большевиков, суд над которым начинается 8 июля в Саратове…

Для начала – факты. Обвинения против Лимонова выдвинуты нешуточные: кроме грехов помельче, Эдичку считают виновным в терроризме и «покушении на создание незаконных вооруженных формирований». Вместе с Лимоновым перед судом предстанут еще пятеро активистов межрегиональной общественной организации Национал-большевистской партии. Слушание объявлено закрытым – на него не допускается пресса и представители общественных организаций. Как сообщают адвокаты нацболов, за подобные вещи российский уголовный кодекс предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от 10 до 20 лет (за терроризм, совершенный организованной группой) и от 2 до 7 лет (за создание незаконных вооруженных формирований).

Вся эта история началась 7 апреля 2001 в Алтайском крае (село Банное, пасека Пирогова), где Лимонов, по его словам, находился в творческой командировке. Правда, служители российской Фемиды убеждены, что писатель, вместо того, чтобы заниматься писательским трудом, намеревался закупить в тех местах оружие для своей партии.

Собственно, на притеснения со стороны власти Эдуард Лимонов жаловался давно. Хотя глагол «жаловаться» в данном случае не вполне соответствует ситуации. Эдичка, без преувеличения, клеймил российские правоохранительные органы и спецслужбы, особенно после того, как его избили прямо посреди московской улицы. Последствия нападения были самыми неприятными – писатель-нацбол получил серьезное повреждение глаза, и с тех пор его повсюду сопровождают телохранители-однопартийцы. Лимонов убежден, что избиение – дело рук спецслужб, обеспокоенных ростом популярности Национал-большевистской партии. Если уважаемых читателей интересуют подробности конфликта Лимонова с российской властью, они могут почерпнуть всю необходимую информацию в интернет-изданиях или непосредственно в книге Эдуарда Вениаминовача «Анатомия героя».

Теперь перейдем к комментариям. Я очень люблю Лимонова как писателя. Как мне кажется, ненормативная лексика, шокирующая многих читателей, является совершенно органичной и неотъемлемой частью лимоновской прозы и используется не столько эпатажа ради (хотя, конечно, и это присутствует), сколько для более полной характеристики героя и автора. Впрочем, об этом наверняка написано много, и повторять литературоведческие изыскания профессионалов вряд ли стоит.

Главное в другом: Лимонов органически не способен мирно сосуществовать с властью – любой. Будь то советская власть образца 60-70-х годов, американское общество 70-80-х, или российская власть 90-х. Уехав из Советского Союза и осев в Америке, Лимонов тут же стал писать замечательные антиамериканские книги (замечательные не из-за, так сказать, «антиамериканизма», а с художественной точки зрения): тот же «Эдичка», «Дневник неудачника», «История его слуги».

Вернувшись в начале 90-х в Россию (сначала он постоянно курсировал между Парижем, Москвой и «горячими точками» – Балканами, Абхазией – а затем окончательно переселился в российскую столицу) Эдичка тут же окунулся в политическую борьбу. Лимонов успел побывать членом «теневого кабинета» ЛДПР, пытался организовать Национально-радикальную партию и объединить левых и правых российских экстремистов. Но самым заметным детищем беспокойного писателя стало создание в 1994 году радикальной Национал-большевистской партии. С тех пор Национал-большевики (или, как они себя называют, нацболы) вообще доставляют властям (и не только в России) немало хлопот. Главная цель нацболов – ни более, ни менее как «создание Империи от Владивостока до Гибралтара на базе русской цивилизации». Причем первым шагом на этом нелегком пути должна стать русская революция, которая превратит РФ в «национальное государство Россия», а вторым – «присоединение населенных русскими территорий бывших союзных республик».

К чему я все это излагаю? Да к тому, что всю свою жизнь Лимонов стремится стать вождем и солдатом. Поэтому он воевал на стороне сербов во время Балканских войн, поэтому его взгляды – всегда крайний радикализм, поэтому Лимонов сознательно культивирует в себе манию величия. И, как мне кажется, Лимонов доволен тем, что в конце концов попал в тюрьму. Именно этого штриха не хватало в его биографии, именно к этому он давно был внутренне готов. Более того, даже стремился пострадать за правду – за свою правду, лично мне крайне несимпатичную.

Конечно, увлечение политической борьбой совершенно не пошло на пользу Лимонову-писателю. Его последние книги (кроме самой свежей, написанной в Лефортово «Книги воды», представляющей собой короткие обрывки воспоминаний разных лет) больше похожи на политические декларации. Тем не менее, я с удовольствием перечитываю в одному Богу известно какой раз ранние книги Лимонова. И надеюсь, что когда-нибудь Эдичка вернется из политики в литературу. Хотя, скорее всего, этим надеждам не суждено сбыться.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам