Хранители тайн

Президент Украины подписал указ «О вопросах обеспечения деятельности национальной системы конфиденциальной связи», согласно которому функции управления этой системой, возложены на Департамент специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБУ. После истории с майором Мельниченко и его поддиванным диктофоном, работа по защите правительственной связи от прослушки приобрела особое значение. А люди, которые этим занимаются, особый статус.

В соответствие с указом, СБУ должна в двухмесячный срок подать на рассмотрение правительства проект государственной программы создания, развития и обеспечения функционирования Нацсистемы, а в шестимесячный срок – создать специальное госпредприятие для обеспечения ее создания и функционирования.

Вместо предисловия

Если говорить научными терминами, то конфиденциальная связь – это совокупность специальных систем сетей связи двойного назначения, которые с помощью криптографических и технических средств обеспечивают обмен конфиденциальной информацией в интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления. И создают надлежащие условия для их взаимодействия в мирное время и в случае введения чрезвычайного и военного положения.

10 января 2002 года Верховная Рада приняла профильный закон N2919-III, который позволил владеть системами конфиденциальной связи субъектам хозяйствования всех форм собственности. И только централизованные системы защиты информации и оперативно-технического управления системой конфиденциальной связи не подлежат приватизации и могут принадлежать только государству.

Понятно, что принятие подготовленного Кабмином проекта было следствием шумихи вокруг дела Мельниченко. А также обоснованного опасения людей, которым есть что скрывать. Кстати, на волне всеобщей паники по этому вопросу, тогдашний председатель Верховной Рады Иван Плющ даже обратился к Службе безопасности с просьбой предоставить информацию, существует ли в Украине система конфиденциальной связи, «если вся страна слушает конфиденциальные разговоры политических деятелей».

От «Атласа» до «Matra»

В Советском Союзе вопросу защиты информации уделялось пристальное внимание. Кроме легендарного изобретения «правительственных вертушек» АТС-100, еще 04.04.51 для удовлетворения потребности в новых технических средствах служб обеспечения конфиденциальной связи было образовано государственное предприятие НТЦ «Атлас». Начав с изготовления специальной контрольно-измерительной аппаратуры, завод быстро перешел на производство, а с 1962 г. на разработку и производство специальных устройств, систем и комплексов. В течение 60-х, 70-х, 80-х годов был выполнен ряд заказов для КГБ, а с начала 90-х годов было освоено новое направление – создание и эксплуатация систем конфиденциальной связи, а также средств защиты информации.

В Украине еще несколько лет назад рассматривалась возможность производства своих систем оперативной связи (тех же спецраций и непрослушиваемых мобилок) с помощью компании Motorola на харьковском заводе «Коммунар». Завод в 1997 году принял участие в проекте «Харьковская инициатива». Согласно проекту, правительство США должно было компенсировать потери предприятий военно-промышленного комплекса, связанные с отказом Украины от поставок военной техники, оборудования ядерных технологий в некоторые зарубежные страны. В рамках этой программы «Коммунар» организовал совместное предприятие с американской компанией-производителем General Instruments для производства сотовых телефонов специального назначения. Более того, правительство США, в свою очередь, даже выделило небольшой грант для создания совместного предприятия (о чем было во всеуслышание объявлено в Харькове на украинско-американской конференции по инвестициям в энергетику). Потом кто-то догадался, что производить средства спецсвязи на деньги американцев, на американском оборудовании и из американских же комплектующих – все равно, что приделать к каждому телефону дополнительную трубку для работников ЦРУ. Поэтому в июне 1999 года был подписан контракт с французской компанией Matra Nortel Communication.

Немногим позже увидело свет постановление Кабинета Министров № 650 от 21 апреля 1999 года «О создании Национальной системы мобильной конфиденциальной радиосвязи», которое предусматривало развертывание такой системы на основе оборудования французской компании Matra Nortel, работающей в спецстандарте Tetrapol. Стоимость сделки оценивалась $120 млн. На приобретение оборудования у фирмы Matra Nortel Communication привлекались средства в рамках действовавшей тогда кредитной линии правительства Франции и средств банка «Credit Agricole Indosuez». Генеральным заказчиком системы связи был назначен Госдепартамент специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБУ, генеральным исполнителем – ГП «Радіоприлад» (Запорожье). Заемщиком средств – компания «Укрспецекспорт», которая должна была осуществлять не только закупку оборудования, но и заключать договоры на организацию и проведение работ по внедрению данной системы связи по согласованию с генеральным заказчиком и исполнителем.

Постановление вызвало неоднозначную реакцию ряда специалистов, которыми высказываются три основных претензии к выбранному стандарту. Во-первых, при выборе стандарта отсутствовал тендерный подход – решение принимал координационный совет. Во-вторых, выбранный стандарт, по мнению многих специалистов, является «тупиковым» для дальнейшего развития. В-третьих, Украина попадает в зависимость от одного производителя. Но это, как говорится, вопрос исключительно технический. Дело в том, что конфиденциальная связь – это не только «спецмобилы», а защита информации – это не только лицензирование Интернета, но и, в первую очередь, защита правительственных помещение от прослушиваний. А с этим в Украине серьезные проблемы.

1,5 тысячи прослушек для госуправления

Конечно, после истории с Мельниченко было проведено обновление «парка спецтехники» и проведена полная «жучковая» ревизия в органах власти. В ходе данного мероприятия в помещениях органов власти было обнаружено свыше 1,5 тыс. (!) подслушивающих устройств. Рассказал об этом журналистам начальник департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБУ Григорий Лазарев, который вскоре после этого ушел на заслуженный отдых. Ввиду последнего обстоятельства пресса так и не узнала, кто установил «подслушки», кто скачивал с них информацию и как подслушанное использовалось. И тут надо сделать небольшое отступление.

Эксперт, пожелавший остаться неизвестным, в связи с этим сообщал, что до недавнего времени советские и американские спецслужбы соревновались в изобретении «жучков», «невидимых» поисковой аппаратуре противника. Последнее фиаско советская наука потерпела в начале 1990-х, когда американцы обнаружили «начинку» в новом здании своего посольства в Москве и вынудили Председателя КГБ Вадима Бакатина сдать им схему прослушивания.

Так вот, с того времени, говорит эксперт, американцы продвинулись далеко вперед, научившись делать «закладки-невидимки», некоторые из которых могут «настраиваться» на спутниковую прослушку. А наши продолжают пользоваться теми разработками, которые (в отличие от вышеупомянутых, строго засекреченных) открыто продаются иностранными фирмами на мировом рынке: коммерческим структурам и спецслужбам недоразвитых стран.

Другими словами, считает эксперт, найденные в органах власти «закладки» абсолютно точно не установлены западными шпионами: иначе бы их так просто не обнаружили. Он также уверен, что американские шпионы не лазят ночами по кабинетам наших чиновников. Да и «жучки» им особенно не нужны, особенно при наличие «Эшелона».

Всеслышашие уши

Соединенные Штаты всегда были, есть и, вероятно, будут лидерами в сфере (простите за тавтологию) слежения за лидерами. В стране, предоставившей Николаю Мельниченко политическое убежище, первой и единственной в мире президент США ушел в отставку вследствие скандала, связанного с прослушиванием. Как известно, республиканец Ричард Никсон слушал разговоры предвыборного штаба демократов, о чем простые американцы узнали из скандала, вошедшего в историю как «Уотергейт». Репортеры, Вудфорд и Бернстейн, написавшие об «Уотергейте» в книге «Final Days», утверждают, что после этого Никсон загорелся идеей доказать: не только у его администрации были «всеслышащие уши». И велел своему юридическому советнику Фреду Бузхарту собрать подобные факты из жизни демократов вообще, и братьев Кеннеди в частности. В результате были обнаружены абсолютно уникальные сведения взаимной прослушки спецслужбами – мафии, мафией – братьев Кеннеди и т.п. Причем, цель прослушиваний была абсолютно противоположной.

Боссы мафии – чикагский супергангстер Сэм Джанкана и председатель профсоюза транспортников Джим Хоффа — собирали информацию о связи братьев с кинозвездой Мэрилин Монро, дабы учинить скандал, подобный эпопее с Клинтоном и Моникой Левински. А ЦРУ и ФБР собирало эту же информацию, чтобы выделить из круга общения «первых лиц» потенциально опасные для их репутации и даже жизни «постельные связи».

К сожалению, отделенный «железным занавесом» Советский Союз в 1982-84 гг. не мог наблюдать за «мыльной оперой», разыгравшейся в результате просачивания в прессу материалов о прослушивании погибшего президента и его брата, считавшегося неподкупным борцом с мафией. Так, выяснилось, что шеф ФБР Дж. Эдвард Гувер впервые прослушал записи любовных похождений Джона Кеннеди еще в 1943 г.: лейтенант Военно-морской разведки тогда проводил время с некой Ингрой Арвад (похоже, немецкой шпионкой). В 1962 г. Гуверу снова приходится запастись микрофонами – новая возлюблення теперь уже президента Юдит Кэмбелл замечена в связи (и не только интимной) с мафиози Джанканой. В сентябре 1964 г., когда свою кандидатуру на пост сенатора Нью-Йорка выдвинул Роберт Кеннеди, другой мафиози – Хоффа – пытался через журналистов обнародовать записи частных разговоров министра юстиции и Мэрилин Монро. «Жучки», изготовленные специалистом №1 по электронному прослушиванию Бернардом Спинделом, были установлены во всех комнатах лос-анджелесского особняка актрисы, и даже в тщательно проверяемом кабинете Р. Кеннеди в Вашингтоне. Думаю, специалистам по защите информации из украинских спецслужб было бы интересно узнать, что по документам ФБР, в «ближайшем, преданном» окружении брата президента, в отделе по уголовным делам Минюста США тогда работали два сообщника мафиози Хоффы, ставшие техническими помощниками виртуоза Спиндела. Причем: один из них уже после убийства Р. Кеннеди в 1968 г. (что и поныне считается делом рук мафии) был осужден. Второй остался неизвестен. Эти «бойцы невидимого фронта» установили микрофон, размером с рисовое зернышко в плинтусе кабинета Министерства юстиции, а записывающее устройство (на которое передавался звук) – в соседней комнате (исполнявшей функции радиорубки). Причем, совершенно легально. Помощники Спиндела по очереди ходили в кабинет к патрону и меняли «жучок», когда заканчивался его ресурс. С тех пор прошло три с половиной десятилетия. Для прослушивания чужих и своих президентов уже не так нужны скрытые микрофоны – ведь есть космические «уши».

Поиски «противоядия»

Кстати, не смейтесь, некоторые влиятельные эксперты полагают, что Мельниченко – ретранслятор записей, сделанных не под диваном в президентском кабинете, а с помощью американской системы «Эшелон». Глобальная система перехвата и передачи электронных сигналов, представляющая собой разветвленную сеть спутников, наземных станций слежения и суперсовременных компьютеров, может ежедневно перехватывать до 3 млрд. сообщений (звонки, электронная почта, факсы, сотовые телефоны). По официальной версии, «Эшелон» не может быть использован для прослушивания разговоров в кабинетах или на открытом пространстве. Но, по мнению одного из экспертов, есть несколько загадочных фактов, расследуемых ныне специальной комиссией Европарламента (занимающийся выявлением использования «Эшелона» в промышленном шпионаже), которые говорят об обратном.

Например, в 1994-ом были сорваны 5-миллиардный контракт «Airbus» с Саудовской Аравией (на поставку самолетов) и большой договор «Thomson-CSF» с Бразилией (поставка радаров): в прессу просочилась информация о подкупе фирмами чиновников указанных стран. Оба контракта достались американским фирмам. Уже почти нет сомнения, что в данных случаях был задействован «Эшелон». Однако, представители фирм уверены, что условия контрактов (проще говоря, «откаты») не обсуждались в телефонном и прочем «бесконтактном» режиме. Только тет-а-тет. Точно так же у них нет сомнений, что в местах проведения переговоров не было «закладок». Это позволяет экспертам (пока только предположительно) говорить о возможности настраивать систему глобального прослушивания на конкретные объекты.

Что могут противопоставить этому украинские специалисты в сфере защиты информации, знают только они сами. После отставки генерал-лейтенанта Григория Лазарева во главе Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБУ стал… полковник Александр Скриник. Почти уникальное назначение, учитывая, что в подчинении у полковника три генерал-майора: Валерий Барлабанов, Игорь Котельчук и Анатолий Кононов. По всей видимости, кто-то из них возглавит специальное госпредприятие по созданию и функционированию национальной системы конфиденциальной связи. Это же предприятие, вероятно, займется «антипрослушками» и другими подобными вещами. Конечно, побороться с «Эшелоном» им вряд ли удастся, но уменьшить количество несанкционированных «записываний» должностных лиц на подпольные диктофоны – вполне. И то хорошо…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам