Фиаско Европы

Вот и закончился 17-й Чемпионат мира по футболу. Победила сборная Бразилии, поведя в счете в извечном планетарном противостоянии между Европой и Южной Америкой – 8:9. И если проанализировать все перипетии первенства, то можно утверждать, что победила не только заокеанская футбольная школа, но и система жизни, которая сложилась в последние годы в странах того континента.

А для Европы это стало, можно сказать, цивилизационным кризисом, который тоже зародился в системе жизни и проявился в сокрушительном финальном поражении. Если всмотреться, то так называемый «третий мир» старушку Европу, почти весь Старый Свет, «вставил» по полной программе. Популярнейший футбол просто стал одним из зеркал этого противостояния.

Ведь вот что произошло на стадионе в Иокогаме 30 июня 2002 года: кроме игры в футбол, столкнулись разные подходы к жизни игроков, тренеров, спортивных функционеров. Если анализировать только игру, то бразильцы, по общему мнению, обыграли в итоговом матче сборную Германии за счет изменения собственной игровой тактики. Они неожиданно для многих отдали инициативу в игре немцам при сохранении своей стратегии «вы забьете нам сколько сможете, а мы вам – сколько захотим». То есть немцы хотели взять организованностью. коллективных действий, но бразильцы противопоставили им такую же организованность, но только перемножили ее на индивидуальное мастерство футболистов и на неуемное желание победить. Стимул для победы у бразильцев был иной, чем у немцев. Этой победы ждала вся их страна – в Бразилии ради матча даже на час перенесли службы в храмах, чтобы люди могли не отвлекаться от главного. Как говорится, к Богу не бывает опозданий, и «ангелы» с мячом на футбольном поле компенсировали этот перенос общения со Всевышним инъекцией безудержной радости и безграничного счастья земного. Точно так же действовали на поле в интересах своих зрителей и другие открытия этого чемпионата – сборные Японии, Сенегала и особенно Южной Кореи и Турции.

Немцы же тоже хотели выиграть, однако прагматично и привычно для себя были, к сожалению, готовы и к малому. И малым утешились. Им и этого было достаточно. В Германии никто никаких служб не переносил, только в Берлине болельщикам бесплатно наливали пиво. Ясное дело, ради рекламы, к которой престиж государства и интересы болельщиков не имели и не имеют никакого отношения. И точно так же действовали и другие европейские «гранды» футбола из сборных Италии, Англии, Испании, Португалии и даже не «первых первачей» Польши, России, Хорватии и Словении. А самым ярким «черным пятном» этого чемпионата стало выступление сборной Франции, состоящей сплошь из «звезд». Но что сделали с этими, грубо говоря, звездами сенегальцы, видели все, кто за чемпионатом следил.

В этом и вся разница. Я далек от объяснения происшедшего конфликтом классовым: дескать, боролись между собой представители угнетателей и угнетаемых, эксплуататоров и эксплуатируемых. Этот классовый принцип разных статусов и доходов не подходит хотя бы потому, что гонорары и зарплаты футбольных звезд из Бразилии или Африки, работающих в Европе, не меньше, а то больше, чем у звезд собственно европейских.

Речь, скорее всего, идет о во многом иррациональном, чувственно-психологическом конфликте между индивидуализмом и коллективизмом, между ответственным индивидуализмом и коллективной безответственностью. Это разные оттенки разных явлений и разного их понимания, но если их суммировать, то на футбольных полях «воевали» между собой сытая самоуспокоенность зажиточных и респектабельных (в их понимании) европейцев и «голодная» тяга к самоусовершенствованию и самоутверждению выходцев из третьего мира. В Европе и граждане и страны, грубо говоря, забыли о принципе поведения «если не я, то кто» и пытаются в решении проблем спрятаться за чьи-то спины и в какие-то коллективные организации, а в странах третьего мира пусть и вынужденно, но помнят об индивидуальной ответственности и берут ее на себя. В Европе уже давно хотят, чтобы их тяжелые проблемы на уровне государств и тяжелые работы на бытовом уровне решал кто-то другой, а в третьем мире такой возможности нет, ибо его страны являются поставщиком рабочей силы в ту же Европу. В Европе с ее развитой системой социальной защиты и гарантий человеку не надо очень беспокоится о том, что со стола может исчезнуть кусок хлеба, а выходцу из третьего мира об этом нужно заботиться ежедневно.

Речь идет не о том, что все должны жить впроголодь, чтобы постоянно бороться за выживание, а о спорте. Конкретно в футболе и конкретно в европейском футболе сытость привела к тому, что в последнее время получил развитие институт упомянутых звезд, но звезды эти стали ходовым товаром, за деньги лишенным национально-государственной принадлежности. Талантливых игроков покупают на трансфертном рынке для решения проблем богатых футбольных клубов, как картошку на базаре для приготовления вкусного супа. Так гораздо проще, чем «вырастить», а потом сохранить своего игрока. Да, в странах Европы очень сильные национальные чемпионаты по футболу. Но кто играет первые скрипки в ведущих клубах Италии, Англии, Испании, Германии?! Вот то-то же. А отсюда и ослабление национальных сборных этих стран. Там просто физически некому играть. Если, к примеру, из Англии, Германии и Италии «убрать» французов, голландцев и балканцев-восточноевропейцев, из Испании – португальцев, из Франции – выходцев из Африки, а из них всех – бразильцев и аргентинцев с прочими латиноамериканцами, то и получим «никакие» европейские сборные нынешнего чемпионата в Японии и Корее. В Италии, во Флоренции сейчас ставят памятник аргентинцу Габриэлю Батистуте, а раньше называли стадионы именами итальянских игроков. А в Германии – немецких. Что тут еще можно добавить?

Кроме того, это, если хотите, еще и конфликт между романтикой и прагматизмом, между патриотизмом и космополитизмом в новом «издании». С объединением в ЕС в Европе «родной» патриотизм пытаются заменить европейским, хотя и не говорят об этом открыто. И потому европейские футболисты, как и прочие добропорядочные граждане своих стран, конечно, о любви к родинам помнят, говорят, что уважают сограждан, могут пропеть или сделать вид, что поют национальные гимны, но вот выложится ради них до конца, сделать что-либо через «не могу», прыгнуть выше головы уже не могут. Вполне можно утверждать: им это уже не выгодно – нужно здоровье беречь, а деньги и так платят. А если не заплатят, то демократические суды заставят заплатить. Причем во всем ЕС. Тот, кто видел, как на футбольных полях останавливались тогда, когда нужно было играть на пределе, англичане, испанцы, французы, итальянцы и даже немцы, как уворачивались от силовой борьбы Бэкхэм и Фигу, Зидан и Виери, Рауль и Тотти и как выкладывались Рональдо, Рональдиньо, Роберто Карлос и Ривалдо, не могут с этим не согласиться. Для одних патриотизм был дежурным штатным чувством, соответствующей случаю работой на публику, а для других – побудительным мотивом, который и принес результат. Одни были уверены в любви сограждан и так, «на шару», а другие эту любовь и обожание оправдывали, что называется, не жалея живота своего. При этом, повторимся, и те, и другие зарплату получали приблизительно одинаковую – так что не в деньгах дело.

Конечно, тут можно поинтересоваться, мол, а почему же не сыграла Аргентина? Или почему так плохо выступили игроки сборных Хорватии, Польши, Нигерии и Камеруна, которые уже демонстрировали отличный футбол? Или почему провалились команды Словении, России, Саудовской Аравии, Туниса, Эквадора, Коста-Рики, Южной Африки или Китая, которым еще нужно завоевывать место под футбольным солнцем? Или почему не смогли ничего сделать сборные Бельгии и Дании, Парагвая и Уругвая, США и Ирландии, Швеции и Японии хотя и боролись до конца и это было заметно всем? Трудно ответить, но можно. Во-первых, класс все-таки не тот и, к сожалению, не все можно сделать только на желании. Во-вторых, мотивация для уважения страны все-таки бывает разная. В-третьих, речь идет о тех, кто мог, но не захотел. А бразильцы захотели и смогли. С чем их и хочется поздравить. Даже вопреки желанию или антипатии.

…А реноме Европы хоть частично спасла сборная Турции. Но Турция – европейская страна очень и очень условно, по договоренности между политиками. И очень хочется, чтобы европейским зажравшимся и самоуспокоенным снобам не захотелось указать туркам их «место». Потому что еще никто не знает, когда, как и зачем разным европейцам может понадобиться их разный патриотизм. Может быть, для того, чтобы избежать более страшного фиаско…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам