Таинства аудита

17 мая НБУ сменил аудитора. Вместо Price Waterhouse Coopers (PWhC) проверять Центробанк будет KPMG. Как ни парадоксально, но обе эти компании косвенно связаны с именем Виктора Ющенко: PWhC проверяла Нацбанк по заданию МВФ в период скандала с валютными резервами, а в KPMG работала супруга лидера «Нашей Украины» Екатерина Чумаченко.

По примеру ЦБР

Быть аудитором сложно и ответственно: во всем цивилизованном мире именно аудитор отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов, достоверность годовых отчетов и кредитоспособность своих клиентов. Это в Украине роль аудиторов выполняют налоговые инспектора, экономические разведки банков и аналитики деловых изданий. В развитых странах аудиторы справляются сами и потому их немного. Самые известные брэнды – Price Waterhouse Coopers, KPMG, Arthur Andersen и Deloitte&Touche;: они имеют солидную репутацию и проверяют только самых-самых. В Украине пройти международный аудит стоимостью в полмиллиона баксов у этих гигантов могут себе позволить лишь крупные банки, СП и «лакомые куски» приватизации. Нацбанк просто обязан ежегодно проверяться в соответствии со ст.70 закона «О Национальном банке Украины».

Возможность получить контракт на проверку Центробанка всегда вызывала «слюнотечение» у трех фирм, которые являются филиалами аудиторских гигантов: Price Waterhouse Coopers, Arthur Andersen и Deloitte&Touche.; Почему везло PWhC, однозначно сказать сложно. Возможно, потому, что в Украине эта марка раскручена побольше других (благодаря созданию пресс-клуба и другим имиджевым акциям). А, может, потому, что PWhC проверяла российский Центробанк. Точнее не Price Waterhouse Coopers, а ее материнская структура Coopers&Lybrand.; Дело в том, что собственно Price Waterhouse Coopers возникла в результате слияния двух аудиторских фирм Price Waterhouse и Coopers&Lybrand; в 1998 году. После чего объединенный офис разместился по нью-йоркскому адресу Price Waterhouse: Avenue of the Ameriacs, 1301.

Так вот, в Москве находилось представительство Coopers&Lybrand;, уже лишившееся лицензии на аудиторскую деятельность. Именно эту структуру теперь уже бывший председатель Центробанка России Виктор Геращенко привлек к проверке своего финансового ведомства личным распоряжением, вместо влиятельной отечественной компании «Юником». Тогда это вызвало скандал, который не развился потому, что его затмил грянувший вслед финансовый кризис 1998 года. У нас тоже не обошлось без скандальчика. Но тремя годами спустя.

Пор знаком Cyprus

Как уже было сказано выше, PWhC осуществляла проверку НБУ до и после парламентского следствия под руководством Виктора Суслова. В отчете следственной комиссии по НБУ (п.1.7. «Розбіжності в оцінці валютних резервів за даними НБУ і результатами перевірки незалежних аудиторів фірми Price Waterhouse Coopers») в трех позициях из семи была обнаружена недостача валютных резервов. Монетарное золото – 1,1 млн. долл. (по данным НБУ) и 0,1 (PWhC); депозиты в иностранных банках 421,3 млн. долл. и 405,1 млн. долл. соответственно; краткосрочные депозиты в иностранных банках – 147,6 и 98,1 млн. долл. Недостачу Виктор Ющенко пояснил разными методиками учета, которые использовали НБУ и аудиторы, а также тем, что часть золота ушла на рондели (заготовки для монет).

Однако, последующий аудит PWhC по заказу МВФ подтвердил подозрения Фонда о завышении данных по золотовалютным резервам и сведения, изложенные в письме председателя СБУ на имя председателя ВР Александра Ткаченко от 1.10.98 г. Аудиторы заявили, что практика управления резервами НБУ дала Украине возможность некорректно получить кредиты по программе стенд-бай. В результате 29.08.2000 г. премьер-министр Виктор Ющенко и председатель НБУ Владимир Стельмах направили письмо с извинениями руководителю МВФ Хорсту Келлеру, а позже возвратили 100 млн. долл. некорректно полученных траншей. Еще столько же нам простили «за давностью срока». В самом МВФ после доклада PWhC происходят невидимые для глаз украинского политикума разборки: с руководства миссии снимают Шадмана Валави, проморгавшего злоупотребления, принимается решение о жестком контроле за предоставляемыми деньгами и т.п. Фактически, после скандала финансирование было разморожено только один раз и то с политической целью: дать нам возможность реструктуризировать долги с Парижским клубом. Кроме этого, Украина не получила от МВФ ни копейки.

И вот, в январе 2001 года, во время премьерства Виктора Ющенко, вокруг PWhC разразился скандал. Оказалось, что подобно CSFB (Cyprus), где хранились валютные резервы НБУ, который оказался кипрским филиальчиком одноименного банка, ООО «ПрайсвотерхаусКуперс» также было учреждено кипрской фирмой Coopers&Lybrand; (Ukraine) Limited, размещенной по адресу Никосия, ул. Дервис Джулия, 3. В общем, любят западные финансовые империи регистрировать на Кипре свои дочерние структуры. Кроме этой фирмы – ООО «ПрайсвотерхаусКуперс», транснациональная компания имела в Украине свое представительство, но в разгар скандала о кипрском происхождении «дочки», 30.01.2000 г. оно было закрыто. И представительство, и ООО возглавлял один и тот же человек – Джеральд Парфит. Суть скандала заключалась в том, что ООО «ПрайсвотерхаусКуперс» (а именно эта структура проверяла Нацбанк по заданию МВФ) не имела лицензии на аудиторскую деятельность. А господин Парфит не был сертифицированным в Украине аудитором и мог быть привлечен к проверке Нацбанка только как иностранный консультант. Впоследствии представители PWhC убедительно доказывали, что ООО – это настоящий PWhC, и они не хуже западных коллег разбираются в аудите. Косвенным подтверждением чему может служить нежелание МВФ давать нам кредиты.

Почему KPMG?

Трудно сказать, что больше повлияло на решение Совета НБУ сменить аудитора: слишком добросовестная проверка, лишившая Украину благосклонности МВФ, или прошлогодний скандальчик. Скорее, и то, и другое вместе. Что касается выбора нового аудитора, то, по слухам, претендентов было двое: Arthur Andersen и KPMG. ООО Arthur Andersen (Украина) осуществляет свою деятельность на основании лицензии №АБ000208, выданной аудиторской палатой Украины 30.06.94 г. и продленной до 2003 года. Самый известный аудит, осуществленный Arthur Andersen (Украина) – это проверка банка «Украина» по состоянию на 1.01.99 г.: тогда аудиторы предупредили о возможном банкротстве АКБ в недалеком будущем. Их заключение было фактически скрыто тогдашним руководством «Украины» (сейчас находящимся под арестом) и НБУ.

Что касается KPMG, то это одна из крупнейших в мире профессиональных консультационных компаний, оказывающих услуги в области бухгалтерского учета, налогообложения и управленческого консалтинга силами 6700 партнеров и 100 000 сотрудников, работающих в офисах, расположенных в 160 странах мира. В Украине она работает с 1994 года, создала Национальный банковский треннинговый центр, оплатила учебу сотен банковских служащих за рубежом, на деньги USAID консультирует руководство НБУ, занимается реструктуризацией предприятий и фондовым рынком. С 1994 года и до рождения дочери в феврале 1999 украинское Barents Group LLC (в состав которой входит аудиторская фирма KPMG) возглавляла Екатерина Чумаченко. В ее ведении находились все вопросы – от стратегического планирования и подбора персонала до представительских расходов. По сведениям из очень осведомленных источников, летом 1998 года в окружении директора Barents Group по Украине появились специалисты по политическим технологиям, которые составляли аналитические записки и оценивали шансы кандидатов в президенты. Они что-то изучали, писали, носили по офису какие-то документы и, видимо, отсоветовали Виктору Андреевичу суетиться. До поры, до времени.

В биографии KPMG есть еще одна интересная деталь: именно эта структура вместе с украинской фирмой «Зовнішінформаудит» проверяла печально известный банк «Славянский» и подтвердила законность всех его операций. На чем строил защиту осужденный на 9 лет лишения свободы Борис Фельдман. Но это так, к слову…

По сведениям источников в НБУ, выбор в пользу KPMG базировался на том, что международная репутация Arthur Andersen после скандала с банкротством американской энергетической компании «Enrоn» была слегка подорвана. И заключения KPMG будут пользоваться большим доверием МВФ. Тем более, если они подтвердят законность всех финансовых операций и прекрасное состояние валютных резервов.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам