Политические хроники

Немецкая шифровальная машина «Энигма» состояла из трех барабанов, которые, вращаясь, могли выдать 150 млн. буквенных комбинаций. Для связи с подводными лодками использовалась «Энигма» с дополнительным, четвертым барабаном, что в 26 раз усложняло задачу по дешифровке. Люди в английской разведке потели, но взламывали германские коды. Но они, безусловно, сошли бы с ума от украинской парламентской «Энигмы» с шестью «барабанами»-фракциями. 14 мая этот хитрый механизм начал работать. 446 народных избранников (Юлия Тимошенко опоздала на несколько часов) принесли присягу на верность народу.
С этого момента, собственно говоря, и начинается история парламента образца 2002 года. Помещение Верховной Рады было буквально набито депутатами, журналистами, операторами и экс-парламентариями, которых тянуло на прежнее место работы. Новички пугливо сбивались в группы и жались к стенам. Скоро они освоятся и будут уверенно находить: а) свое рабочее место; б) туалет; в) буфет. Пока же людей рассадили на исходные позиции и старейший депутат новой Верховной Рады – лидер Конгресса украинских националистов, представитель блока «Наша Украина» зачитала текст присяги. Ожидаемого скандала не последовало. Коммунисты, которые в 1998 году обзывали Стецько разными нехорошими словами и отказывались принимать присягу под диктовку «фашистки» (в 1998 году глава КУНа также была старейшим депутатом), вели себя мирно. Они сегодня ведут сложную игру и рассчитывают «кинуть» в процессе раздела должностей ВР как «Нашу Украину», так и блок «За ЕДУ». Поэтому пока предпочитают не размениваться по мелочам. Мало ли как дела пойдут дальше… Можно потерпеть и Стецько.

Аппарат Верховной Рады постарался сделать все возможное, чтобы сам процесс вступления в депутаты запомнился народным избранникам если не на всю жизнь, то, во всяком случае, надолго. Парламентарии давились в длинных очередях, чтобы получить текст присяги и расписаться на нем. Одновременно депутатам выдавались портфели отечественного производства, которые рассыпались в момент получения. Например, Рефат Чубаров умудрился сломать замок на изделии еще до того, как успел его открыть. В толпе мелькали знакомые лица. Вот совсем рядом прошел растерянный Виктор Ющенко с простоватым, но измученным лицом. Некоторое время раздумывал над проблемой: может, стоит пасть ниц? Решил, что не стоит. У Владимира Литвина на лице застыла неестественная улыбка. Он выглядел несколько напряженным. Даже такая душевная журналистка, как Татьяна Коробова («Грани») не сумела его расшевелить. Действительно, у Владимира Михайловича, мягко говоря, сложная задача: стать неформальным лидером группы «За ЕДУ». От этого у кого угодно может начаться небольшая депрессия. Но все еще впереди.

В первый парламентский заход решались вопросы организационного характера, но, тем не менее, имеющие принципиальное значение. Во-первых, это первые голосования нового состава ВР, которые показывают предварительную расстановку сил. Во-вторых, на основе организационных «мелочей» потом, как правило, возникают устойчивые тенденции.

Для начала депутаты отменили регламентную норму, в соответствии с которой парламент принимает решение лишь по четвергам. Это «рудимент» бархатной революции 2000 года, когда образовалось настолько конструктивное большинство, что собрать его в одном месте можно было лишь один раз в неделю. Теперь слуги народа имеют право принимать решение каждый день. «За» проголосовало почти 400 нардепов. Очень высокий показатель.

Второй шаг – это избрание временного состава президиума ВР, который должен вести сессию до формирования постоянного руководства парламента (спикер и два его зама). Вот тут начались сложности. До начала работы Верховной Рады было принято согласованное решение о том, что в состав «временщиков» не станут входить лидеры фракций. Говорят, Виктор Ющенко панически боялся вести сессию. Он действительно умеет так талантливо излагать свои мысли, что необходима дешифровка его высказываний. Поэтому право вести заседания предоставили членам временной группы по подготовке первого заседания ВР – Мартынюку (КПУ), Мусияке («Наша Украина»), Кивалову («За единую Украину») и Николаенко (социалисты). Однако, в последний момент, спохватилась Юлия Тимошенко. Она сообразила, что теряет возможность «засветиться» в информационном поле страны. Сессию транслируют по Первому каналу телевидения, во всех выпусках новостей будет оглашен состав «временщиков», а женщину с косой никто не увидит. Примерно аналогичная мысль пришла в голову и аналитикам (прости, Господи!) из блока Ющенко. Пусть «мессия» хотя бы посидел на месте спикера… Кроме того, «НУдисты», видимо, сообразили, что в случае формирования временного руководства на основе лидеров блоков они имели бы некоторое преимущество. В частности, был бы представлен блок Тимошенко. А так «тимошенковцы» вообще остались за бортом пусть и временного, но все же руководства ВР. Запоздалый демарш Тимошенко и Ющенко ни к чему не привел. «За» Мартынюка и компанию проголосовало 259 депутатов. Тимошенко и Ющенко смогли «соблазнить» всего лишь 140 парламентариев. Вот и получилось, что первую сессию нового парламента 14 мая вел коммунист Адам Мартынюк. Тенденция, однако… 259 голосов – это, скорее всего, суммарная «мощность» фракций «За ЕДУ», объединенных социал-демократов и коммунистов. Точно подтвердить этот факт сложно, поскольку официально численность фракций «заедистов» и СДПУ(о) не объявлена. Поэтому на табло электронной системы «Рада» не высвечиваются результаты голосования по отдельным депутатским группам.

Кстати, неопределенность количественного состава «заедистов» стала предметом многочисленных нападок со стороны представителя блока «Наша Украина» и социалистов. Дескать, не могут определиться, сколько у них людей в группировке и поэтому тормозят работу сессии. Было принято даже специальное обращение к лидерам блоков с просьбой побыстрее решить данный вопрос. Но независимо от количества «заедистов» (170, 180 или 190 «штыков») абсолютно ясно, что без коммунистов большинства они сформировать не могут.

Проиграв по вопросу формирования временного президиума ВР (а не надо было тормозить), «Наша Украина», Тимошенко и социалисты отыгрались по проблеме определения минимального количества депутатов, необходимых для создания фракции. Для социалистов и «тимошенковцев» данный вопрос имел принципиальное значение. Если сохранится старая норма, предусматривающая минимальную «планку» в размере 14 человек, то Александр Мороз и Юлия Тимошенко смогут вздохнуть спокойно. У них появляется «запас фракционной прочности». Станет сложнее развалить их группировки. Сегодня под знаменами Сан Саныча и Тимошенко пребывают, соответственно, 22 и 24 депутата. Для устранения данных группировок необходимо «убрать» из них 9 и 11 «штыков». Задача очень непростая даже для «заедистов». Зато если поднять минимальную планку до 19 человек, то проблему решить гораздо легче. Юлии Владимировне и Сан Санычу при поддержке Ющенко и, скорее всего, части коммунистов, удалось пролоббировать благоприятное для них решение. Пока «планка» осталась на прежнем уровне. Кстати, следствием такого шага стало и то, что создаются предпосылки для резкого увеличения количества фракций в нынешнем составе ВР. В частности, на базе «НУ» и «За ЕДУ» можно сформировать около 7 новых групп. Вопрос заключается в том, когда начнется процесс полураспада: до избрания спикера или после? Ответ на него может быть получен в ближайшие 48 часов.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам