Позиция страуса

19 марта городской совет Ивано-Франковска принял постановление, признающее бывших вояк дивизии СС «Галичина» «участниками боевых действий за свободу и независимость Украины». Скандал. В последовавшей затем широкой общественной дискуссии особый упор делался на то, что такого решения как бы не существует – оно не было подписано городским головой Зиновием Шкутяком. Тем не менее бумаги свидетельствуют: такое решение есть, более того – приняты необходимые документы для его реализации. Так что бывшие эсэсовцы имеют все возможности быть уравненными в правах с ветеранами Великой Отечественной войны, по крайней мере, на территории Ивано-Франковска.
Впрочем, особую остроту этим событиям придало не само по себе решение, пусть и скандальное, местного совета, а заявление премьер-министра Анатолия Кинаха, сделанное в Ивано-Франковской области (городе Косив) 12 марта. Глава правительства прямо заявил, что выступает «за скорейшую реабилитацию УПА». Националистические круги ведут об этом разговоры уже более 10 лет, и все во имя «национального примирения». Но этого самого «примирения» как-то не получается, что и понятно — националисты, которым дают палец, готовы сразу же отхватить всю руку и объявить борцами за свободу Украины прямых пособников нацистской Германии, с которой, по утверждениям тех же националистов, УПА боролась.

Как и следовало ожидать, решение ивано-франковских депутатов вызвало бурю возмущения как в самой Украине, так и за ее пределами. Уже 22 марта Государственная дума России единогласно приняла официальное заявление «В связи с действиями в Украине в отношении бывших военнослужащих дивизии СС «Галичина». При этом российские депутаты прямо указывают на то, что попытки героизации престарелых эсэсовцев — это тяжелый удар по многовековой дружбе двух братских славянских народов. С еще более жестких позиций выступил российский МИД. «Достойно сожаления, что официальные украинские лица не дают должного отпора провокационным действиям националистических группировок. Звучащие же ссылки на акты гражданского примирения выглядят, по меньшей мере, абсурдно. Реализация планов украинских национал-экстремистов негативно отразилась бы на российско-украинских отношениях», – говорится в пресс-релизе внешнеполитического ведомства России.

В Украине с резкими протестами по поводу попыток реабилитации выступил также целый ряд общественных и политических организаций. В частности, лидер движения «В Европу – вместе с Россией» Андрей Деркач обратился к Генеральному прокурору с просьбой дать правовую оценку решению Ивано-Франковского горсовета. «Предоставляя льготы бывшим эсэсовцам, депутаты де-факто выразили свою солидарность с идеологией, за которую воевали части СС, приносившие присягу на верность Адольфу Гитлеру», – говорится в его обращении. А в экстренном заявлении Запорожского областного совета ветеранов Великой Отечественной войны, труда и воинской службы, опубликованном в местной прессе, говорится буквально следующее: «Настоящие патриоты Украины никогда не смирятся с попытками уравнять героизм десятков миллионов наших сограждан, которые на фронте и в тылу ковали великую Победу, с беспримерной подлостью нацистских прихвостней, которые помогали оккупантам грабить, мучить и убивать свой народ, которые стреляли в спину наступающей Красной Армии. Историю не перепишешь, как бы кто ни силился это сделать. Вот почему запорожцы – ветераны Великой Отечественной расценивают заявление господина Кинаха как личное оскорбление, как оскорбление памяти миллионов советских людей, павших в боях за освобождение нашей великой Родины, замученных гитлеровцами и их местными пособниками». В связи с этим старые солдаты, среди которых – несколько Героев Советского Союза, потребовали от премьера публичных извинений и столь же публичного отказа от намерений реабилитировать ОУН-УПА.

Реакция ветеранов Великой Отечественной была вполне предсказуемой, и можно простить людям, не щадившим своих жизней во имя Родины, недостаточную осведомленность о сложнейших исторических процессах, протекавших на территории Западной Украины в годы Второй мировой войны, в частности о том, что УПА и дивизия СС «Галичина» все-таки не одно и то же. Однако идейно-теоретические родство между первыми и немецкими нацистами несомненно.

Почему Анатолий Кинах, который, думается, не мог не понимать, какую реакцию его слова вызовут в стране, а также среди ее ближайших друзей и соседей, решился сделать столь взрывоопасное заявление незадолго до дня выборов в Верховную Раду и местные советы? И почему оно озвучено на уровне руководителя правительства — впервые, кстати, на столь высоком уровне за 10 лет украинской независимости? Не является ли заявление Кинаха пробным шаром, запущенным с подачи некоторых групп в правящей элите и призванным выяснить, как широкие массы отнесутся к возможной корректировке внутренней политики украинского государства в сторону жесткого национализма? Нет ли, соответственно, прямой причинно-следственной связи между словами премьера о необходимости, как он выразился, «скорейшей реабилитации УПА» и решением горсовета Ивано-Франковска?

Да, премьер не призывал к реабилитации бывших эсэсовцев из СС «Галичина», но националисты в Ивано-Франковском горсовете, как говорится, его так и поняли. И в результате ровно через неделю после слов премьера последовало скандальное решение, возведшее бывших эсэсовцев в ранг «борцов за волю Украины». И это прямая причинно-следственная связь. Анатолию Кирилловичу, даже если он действовал из самых лучших побуждений (во имя «национального примирения»), следовало бы понимать, что заигрывание с темными силами радикального национализма ни к чему хорошему привести не может, тем более, что в Украине еще немало людей, которые лично пережили террор боевиков УПА, чьи родственники погибли от их рук. «После войны во Львовской области бандеровцы повесили мою двоюродную сестру Зою Коник — первую комсомолку села Костыева Желховского района», – свидетельствует редактор запорожского еженедельника «Выбор» Антон Яворский (№13, 28 марта 2002). И таких свидетельств – многие, многие тысячи по всей Украине.

Но если о действиях УПА еще можно было бы вести какую-то дискуссию, то реабилитация вояк дивизии СС вещь недопустимая в любом случае. И дело даже не в реабилитации, она фактически давно состоялась (реабилитация радикального украинского национализма, идейно теснейшим образом связанного с немецким национал-социализмом). Речь идет об угрозе нацизма в нынешней независимой Украине. Уже никого не удивляет, что по улицам украинских городов преспокойно маршируют идейные последователи карателей СС «Галичина», батальонов «Роланд» и «Нахтигаль» – боевики УНА-УНСО, Социал-национальной партии и тому подобных вполне легальных неофашистских, национал-экстремистских организаций. Они не только маршируют – радикальные националисты заседают в украинском парламенте. Патологическая ненависть этих субъектов к русским, евреям, полякам, к идеям демократии, дружбы и братства народов ни для кого не является секретом.

Вот что, к примеру, писал один из этих деятелей в январе 1993 года, как только после долгих лет молчания они получили возможность открыто, не стесняясь, говорить о своих истинных намерениях: «Мною уже столько сказано и написано непосредственно о ситуации в Украине… что осталось совсем немного — взять автомат и начать стрелять… Загнать в топки деклассации и нищеты скацапизированную людскую биомассу, с ее субкультурой, «моралью» и «языком»… Вместе с тем, будет решена проблема с городским русифицированным люмпеном, который, наконец, станет тем, чем и призван быть – батраком у украинского хозяина» (орган Всеукраинского политического объединения «Державна Самостійність України» «Нескорена нація», №1-1993). А ведь это сказано, наверное, о 99% населения Украины. И если кто-то наивно полагает, будто перед нами – всего лишь личное умонастроение одного-единственного психически не вполне нормального лица, то он, мягко говоря, заблуждается. Это – четкая идеологическая платформа, декларация о намерениях. А то, что они пока не осуществились, – лишь вопрос времени.

9 марта минувшего года легитимная Власть впервые увидела на центральных улицах и площадях столицы плоды своего многолетнего, если называть вещи своими именами, попустительства неонацизму. Но судя по высказываниям отдельных должностных лиц, тогдашний испуг уже благополучно прошел. Знакомая еще по Германии начала 30-х годов страусиная позиция Власти: если опасности не замечаешь, ее как бы не существует. Но «коричневая опасность» в Украине есть, и она станет реальностью, страшной реальностью. А пока в Ивано-Франковске пущен пробный шар… С благословения премьер-министра?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам