Прогноз Глузмана: Будущего нет!

Больницы с допотопной аппаратурой и больными, больше смахивающими на узников Бухенвальда. Женщины, отказывающиеся рожать из страха за свое здоровье и здоровье будущего ребенка. Врачи-убийцы, по невнимательности или равнодушию обрывающие драгоценную жизнь пациентов. Эпидемии туберкулеза и СПИДа, захлестывающие нищающую страну. Наркоманы и обнаглевшие от безнаказанности драгдилеры, оккупировавшие школьные коридоры и «садящие на иглу» наших детей. Вот элементы, которые в сумме уже в самое ближайшее время дадут ту самую критическую величину, неуклонно приближающую нас к роковому рубежу, к роковому порогу.

«Число зверя» уже известно.

Снижение уровня рождаемости на 40% в сочетании с возрастанием на треть уровня смертности вызвали невиданное в мирное время сокращение населения – депопуляцию. За 10 лет страна потеряла 3 миллиона человек – более 5% населения. Уже никогда не родятся 800 тысяч малышей. Средний украинец умрет на 7 лет раньше жителя «нормальной» Европы.

Медицинская сфера стала той страшной зоной, в которой жизнь и здоровье человека, и без того низко ценящиеся в Украине, не стоят и ломаного гроша. Без зазрения совести нарушается самое главное человеческое право – быть здоровым. Истина эта известна каждому, кому выпало несчастье заболеть в нашей стране. Гарантированная Конституцией «бесплатная» медицинская помощь давно превратилась в фикцию, а всякая надежда ее получить гаснет при столкновении с развалившимся аппаратом, гордо именуемым системой государственного здравоохранения Украины. Об этом стыдливо умалчивают с высоких трибун, предпочитая говорить о борьбе (по больше части, как всякая борьба в нашей стране, декларативной) со следствием, а не с первопричиной. А причина в том, что система эта не может больше функционировать. Сколько бы миллионов, миллиардов гривен в нее ни вбросить, она съест все и не станет от этого эффективнее. Украина оказалась перед тем рубежом, переход через который означает только одно – вырождение и гибель нации.

Рубеж этот указал известный правозащитник Семен Глузман, когда обнародовал данные отнюдь не секретного, но так и не опубликованного в течение полутора лет «функционального обследования Министерства здравоохранения Украины». О нем не было известно даже тем, кому такие вещи положено знать по должности. Мы думали, что публикация в «Телеграфе» (№27) взорвет ситуацию, заставит политиков и чиновников обратить свой величественный взор на положение, в котором оказались миллионы наших сограждан, вынужденных «бесплатно» лечиться и умирать. Что же еще должно произойти, чтобы пришло осознание того, что отечественное здравоохранение в своем нынешнем виде угрожает национальной безопасности, будущему государства Украина. Об этом рассуждает Глузман.

Опыт прошедших десяти лет показал, что проблема, на мой взгляд, перевернута с ног на голову. Сначала бывшие советские врачи съездили за границу и начали всем рассказывать, что нам нужна страховая медицина, как в Германии. Кто-то познакомился с опытом других стран. На самом деле, Украине необходима система, которая соответствует реалиям страны.

Конечно, многое зависит от законодателей, потому что именно они должны создать правовое поле, которое изменит ситуацию. Но мы убедились, что правовое поле ничего не меняет, потому что у нас нет навыка жизни в правовом государстве. Ведь если принять прекрасный закон, он остается лишь декларацией, когда приходит тупой, воспитанный советской властью примитивный чиновник и становится министром. И остается прежним, и плевать хотел на все правовые регламенты, законодательные акты, существующие в стране.

На самом деле проблема состоит не в юридических, а экономических и социальных аспектах. Речь идет о том, что во всех цивилизованных странах называется социальной политикой. У нас ее не существует. Ну не бывает такого, чтобы врачи лечили систему. Врачи и другие специалисты вместе могут попытаться начертить направления будущей работы. В Украине пока царит лишь риторика и демагогия.

У нас Министерство здравоохранения регламентирует жизнь всей системы, но при этом мы знаем, что оно несостоятельно. Это известно из «функционального обследования Министерства здравоохранения Украины», о котором писала ваша газета. А ведь до публикации об этом обследовании не было известно никому. Полтора года назад я лично передал этот документ очень высокому чиновнику из администрации Президента Украины. Он был крайне удивлен, когда узнал, что такой документ вообще существует. Выходит, АП не владеет ситуацией? Может быть, в силу того, что Минздрав и Кабинет министров скрывают от нее эту информацию?.. Вопрос чисто риторический.

В этом отношении я пессимист. Я не считаю, что мы в ближайшее время получим какую-то реальную модель нашей медицинской службы. Я оптимист в другом: я уверен, что у нас есть люди, которые могут это сделать. Но ведь не частное лицо по фамилии Глузман должно на такой высокий уровень передавать важные документы.

Речь идет о создании государственной концепции приведения здравоохранения в норму. Общественные организации и частные лица, государственные учреждения должны и будут участвовать в этой работе. Но инициативу следует проявлять государству, а оно ее не проявляет. Появилось очень много серьезных проблем, которые нам не советская власть оставила, а которые мы сами создали себе простым отсутствием понимания серьезности проблематики.

Население Украины должно кричать: мы так жить не хотим, мы боимся жить в стране, где не работает медицинская система. Но никто не кричит, отдельные возгласы не слышны. Поэтому я пессимист.

Не нужно быть избыточно мрачным, я думаю, что ситуация изменится в любом случае. Но ведь она может измениться лишь в двух случаях. В результате эволюционных изменений, планируемых и инициируемых сверху. А может измениться и в результате обвального какого-то происшествия. Я боюсь, что мы доживем до такого обвала.

Вот вам красивый пример. Это – одиннадцатое сентября для ЦРУ и ФБР Соединенных Штатов. С этого дня все профессиональные спецслужбы США осознали: все, что они делали, делали не так и не там. Нечто подобное, к сожалению, ожидает нас со здравоохранением. Оно уже и так накалено, но не произошло такого явного обвального происшествия, а ведь произойдет.
Я думаю, что сказанное мной – реальное отношение к своей стране. И думаю, что здравоохранение изменится, потому что мы – в Европе, мы – страна полной грамотности населения, а не дикая страна, где лишь несколько племенных вождей владеют грамотой.

По-видимому, не пришло время для того, чтобы население осознало: самые насущные две проблемы – школа и медицина.

Эти проблемы и должны тревожить каждого гражданина, все остальное (армия, границы и прочее) – это отдельные проблемки.

Ведь любому человеку хочется, чтобы его дети учились, и семья была здорова.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам