Мистер Икс украинской политики

Бывший заместитель главы АП Владимир Яцуба, президентской волей вознесенный на самую вершину исполнительной власти, до сих пор является одной из наиболее загадочных фигур отечественного бомонда. Такой себе «мистер Икс» украинской политики. На него не удается «раскопать» сколь-нибудь значимый компромат (будь Владимир Григорьевич замешан в чем-нибудь существенном, эти сведения уже просочились бы в прессу). Очевидно, потому что бывший заместитель главы АП не имеет системных связей с крупным отечественным бизнесом. Его нельзя назвать лоббистом ни одной из влиятельных политико-финансовых группировок, что, безусловно, было одним из определяющих моментов при его назначении госсекретарем Кабмина.
У 54-летнего Владимира Григорьевича есть две отличительные черты — днепропетровская прописка (он является почетным жителем «Днепра» и кавалером ордена «За верную службу родному городу») и преданность аппаратной работе.

Это немало, но управленцев и политиков, обладающих схожим набором положительных качеств, в Украине более чем достаточно. Так что назначение на пост «директора» правительства не стоит считать подарком судьбы, «свалившимся» на аппаратчика с 30-летним стажем. Владимир Яцуба последние 6 лет держит руку на пульсе кадровой политики Украины, поэтому его назначение госсекретарем КМ скорей закономерность, чем случайность.

О степени его доверительных отношений с президентом можно судить по двум моментам: В. Яцуба был главным инициатором выдвижения Л. Кучмы на премьерский пост и автором указа о введении института госсекретарей.

Кстати, объясняя выход указа о назначении госсекретарей, Л. Кучма почти слово в слово повторил фразу бывшего первого зама главы АП: «На Западе высшие руководители приходя и уходят, а аппарат, его костяк, основа, как правило, остаются…». Это о чем-то да говорит.

Тем не менее, до самого своего назначения «серым кардиналом» правительства В. Яцуба был неузнаваем для завсегдатаев политической «тусовски». Что, в общем-то неудивительно. Просто Владимир Григорьевич относится к иной разновидности государственных руководителей, нежели политические трибуны. Те, кто руководит страной, — не обязательно люди, появляющиеся на экранах или узнаваемые в лицо. Предназначение некоторых как раз в том, чтобы оставаться незаметными широкому кругу как можно дольше. Однако именно эти люди, как правило, определяют государственную политику и влияют на принятие важных государственных решений. В общем, Владимир Яцуба — яркий представитель когорты непубличных политиков.

О Владимире Яцубе известно только то, что он является ярким выразителем интересов днепропетровской элиты. Именно ему принадлежит крылатая фраза: «от ситуации в Днепропетровске зависит судьба Киева и всей Украины». Этими словами тогдашний первый заместитель главы президентской администрации в сентябре 1997 г. напутствовал нового губернатора Днепропетровской области В. Забару.

Очевидно, что назначение Яцубы на пост госсекретаря КМ даст толчок для возвращения днепропетровцев во властные структуры Украины.

Это первая, но весьма недвусмысленная попытка днепропетровского клана восстановить свое пошатнувшееся влияние. А также демонстрация силы, рассчитанная на лидеров региональных элит, в первую очередь, Донецкой, типичным выразителем интересов которой является такая небезызвестная организация как ИСД и ее «скрытый» лидер Ахметов.

Правда, борьба за лидерство на властном Олимпе теперь потребует серьезных усилий, хотя у «днепропетровской семьи» изначально были более выгодные условия для постепенного замещения правящего поколения Брежнева—Щербицкого. Москва не жалела средств для развития черной и цветной металлургии, которая стала флагманом украинской промышленности и «центром» накопления первых «украинских» миллионов. Этот промышленный капитал уже через несколько лет будет вложен в серьезные политические проекты и начнет приносить «прибыль». Несомненно, днепропетровцы могли бы добиться куда более грандиозных успехов «освоения» власти (которые и без того впечатляющи), если бы не инертность мышления местной элиты — «Мы из Днепропетровска, и значит, все двери для нас открыты», — приведшая к утрате властной инициативы. Чем не преминули тут же воспользоваться «растущие» Донецкая и Киевская политико-финансовые группы, последние пять лет настойчиво теснящие днепропетровцев. Этому в немалой степени способствовали и разногласия, которые начались в среде днепропетровской «семьи» с приходом П. Лазаренко, Ю. Тимошенко, А Турчинова. Безусловно, В. Яцубе теперь придется думать о политическом представительстве днепропетровских сил не только в управленческих, но в и политических кругах. До недавнего времени с днепропетровской командой ассоциировались две политические партии — НДП и «Громада» («Батьківщина»). Однако сегодня и партия власти, и партия оппозиции переживают не лучшие времена. Чтобы восстановить авторитет днепропетровской группы, Владимиру Григорьевичу придется учитывать как просчеты В. Пустовойтенко, так и ошибки П. Лазаренко.

Разумеется, сам он никогда не станет у партийного руля. Но у него есть тайная мечта — еще с 1994 года, когда В. Яцуба приостановил свое членство в КПУ, объясняя это отсутствием руководящей и направляющей силы в обществе, а не ошибочностью своих политических пристрастий: «Я был и остаюсь сторонником идеи социалистической справедливости. Но Компартии уже нет, Рух за четыре года утратил былой авторитет, а другие партии пока не заявили о себе. Может, через некоторое время у нас и появятся партии, способные прийти к власти и организовать нормальную систему управления. Но пока этого нет». Со времени этого заявления прошло без малого семь лет, однако партия, подходящая под это определение, так и не появилась.

Не исключено, что В. Яцуба самостоятельно будет искать такую партию, которая «подходила» бы под управленческую вертикаль. Но не наоборот — опыт НДП Пустовойтенко продемонстрировал пагубность такого подхода. С другой стороны, мощный политический блок с «днепропетровским акцентом» должен будет поставить на место молодые, но очень амбициозные «донецкие» партии. Пока же все идет к тому, что именно Владимир Григорьевич будет курировать блок Плюща—Ющенко, укрепляя проверенными кадрами небезопасные участки, что исключает возможность договориться с местной властью. Такая ненавязчивая подстраховка нужна на случай, если Виктор Ющенко попробует сыграть свою игру. Если все пойдет по плану, то в конечном итоге блок «Плющенко» неожиданно для многих может стать в 2002 году реальным представительством днепропетровского лобби и в системе законодательной власти. Надо полагать, что с приходом В. Яцубы на пост госсекретаря правительства определенные проблемы с избирательной кампанией могут возникнуть и у КПУ: Владимир Григорьевич помнит насколько болезненными в 1991- м году были его отношения с коммунистами, которые предложили ему «освободить» кресло первого секретаря горкома партии. Так что если в ВР нового созыва «комми» окажется на порядок меньше, чем сейчас, это будет прямой заслугой Владимира Григорьевича.

Владимир Яцуба демонстрирует приверженность жесткому, авторитарному стилю управления и не склонен церемониться с представителями парламентского корпуса. Очевидно, в душе считает законодательную власть «второстепенной». Наиболее выпукло это проявилось в сентябре 1997 года. Воспользовавшись внутриполитическим конфликтом в АРК, зам. главы АП попытался объединить две должности в одну — представителя президента в Крыму и председателя Совмина. Вроде бы, В. Яцуба готовил это место для себя, но в последнюю минуту решил, что “королевство маловато, разгуляться негде”. Он также выступал инициатором жесткого решения вопроса с крымским парламентом, предлагая свести его полномочия до уровня представительского органа области. «Центральные органы власти, прежде всего Кабмин, до сих пор не имеют отлаженной системы влияния на решения проблем Крыма», — сетовал Владимир Григорьевич. Это был наиболее заметный и дерзкий прецедент вмешательства госчиновников не только в дела исполнительной власти Крыма, но и попытка диктовать свои условия парламенту автономии. Поэтому сегодня большинство наблюдателей полагает, что Владимир Яцуба будет строить свои отношения с парламентом по принципу «разделяй и властвуй». А с лидерами парламентских группировок, лоббирующими кадровые назначения в структурах исполнительной власти, разговор, видимо, будет короткий. Или – очень короткий.

В. Яцуба из той когорты днепропетровцев, которые не считают стремление к власти и оккупацию высоких должностных кресел ошибкой.

Владимир Яцуба родился в Днепропетровске, в семье металлургов. Пошел по стопам родителей, окончив Днепропетровский металлургический институт, ставший кузницей руководящих кадров Украины. Его студентами были такие выдающиеся люди советской эпохи, как председатель КГБ Виктор Чебриков, министр МВД Николай Щелоков, и сам дорогой Леонид Ильич Брежнев

Эстафету поколений продолжила молодая смена. Ядро управленческой элиты уже независимой Украины тоже начинало формироваться в ДМИ.

Свою карьеру здесь начинали Валерий Мазур — бывший первый заместитель министра промышленной политики, А. Турчинов — советник премьера Кучмы, а сегодня глава бюджетного комитета ВР и лидер фракции «Батьківщина», Виктор Гладуш — экс-первый замминистра внешнеэкономических связей Украины и пр.

После службы в рядах Советской армии В. Яцуба начал свой трудовой путь на Днепропетровском металлургическом заводе Коминтерна. Прошел путь от мастера до первого заместителя начальника цеха в 1979. На начало 80-х приходится период резкого карьерного взлета В. Яцубы, который начал делать партийную карьеру на родном заводе. Начав с малого — должности заместителя секретаря, очень скоро тридцатитрехлетний Владимир Григорьевич «дорос» до секретаря партийного комитета промышленного гиганта. А еще через пару лет пересел в кресло первого секретаря КПУ одного из районов Днепропетровска — Амур-Нижнеднепровского. Следующая ступень — инструктор ЦК КПСС по Днепропетровску, а с 1988 года Владимир Яцуба — первый секретарь городского комитета партии.

Уже через два года В. Яцуба пробует силы на парламентских выборах в ВР и побеждает. Не без поддержки регионального металлургического лобби. Его соперником на выборах был коммунист со стажем Борис Климковский, занимавшийся научными разработками в области черной металлургии. Однако уже через год Владимир Григорьевич возвращается на завод, но уже в должности заместителя директора, совмещая руководящий пост с мандатом народного депутата. В парламенте В. Яцуба был ярким представителем «группы 239», представлявшей собой своеобразный прокоммунистический «заповедник», эдакий блок «красных директоров» и партаппаратчиков. Большинство из которых со снисхождением наблюдали за «незалежными» попытками демонтажа советской власти. Ведь в их руках находился контроль системы государственного управления. Именно понимание тайных механизмов большой политики обусловило выбор Владимиром Яцубой парламентской «крыши»: он вошел в Комиссию по вопросам деятельности советов и развития местного самоуправления. С того времени у него завязываются крепкие связи с местными руководителями районного и областного звена, а еще через два года он по имени-отчеству знает большую часть глав районных и городских советов страны. Многие из этих аппаратчиков выдержали испытание временем и по сегодня занимают небольшие, но ответственные посты на местах. Эти представители среднего управленческого звена и есть самая большая и самая мощная армия, которая с 29 мая подчиняется В. Яцубе, и которой нет ни у одной из ведущих политических сил Украины. Максимум, что они могут противопоставить этой громаде — небольшие заградительные отряды.

После президентских выборов 1994 года В. Яцуба назначен исполняющим обязанности руководителя АП по вопросам территорий, а через три месяца он становится полноправным хозяином этого управления. Очевидно, немалую роль в этом назначении сыграла принадлежность к днепропетровскому «землячеству», которое в то время составляло костяк правящей украинской верхушки. А также демонстрация личной преданности «своему» президенту.

«Мне довелось работать в разных аппаратах, на производстве, и я хорошо знаю, что такое нагрузки и перенагрузки. Но с таким темпом, который задал и продолжает задавать президент Кучма я, признаюсь, встречаюсь впервые», — так охарактеризовал стиль работы президентского аппарата Владимир Григорьевич.

В то время приход В. Яцубы в администрацию президента толковался как шаг, направленный на вытеснение с должности главы АП «серого кардинала» Дмитрия Табачника. Уже тогда В. Яцуба намеревался занять пост главы АП, однако ослабить влияние Дмитрия Владимировича удалось совсем другому человеку. В то время администрация президента фактически была центром исполнительной власти, сосредоточить которую в своих руках и пытался Владимир Григорьевич. Но дело не только во властных амбициях. «Прозападный» Табачник вроде бы сильно мешал реализации и экономических планов своего заместителя.

Речь идет о том, что Яцуба является лоббистом интересов российских финансово-промышленных групп.

Его называют «другом Москвы», и именно ему приписывается разработка двух важных схем, при помощи которых Кремль пытался получить контроль над украинскими предприятиями. Это создание финансово-промышленных групп и попытка передать в залог под газовые долги 25 стратегических объектов Украины, стоимость которых была на порядок выше задолженности.

В первом случае российские банки добивались создания цепочек для безналогового и беспошлинного вывоза конечной продукции и свободного перечисления вырученной валюты через счета ЛОРО, что стимулировало бы вывоз капиталов и превратило Украину в сырьевой придаток. Во втором случае — негласный протокол к соглашению о реструктуризации украинского газового долга предполагал создание российско-украинского СП и передачу ему магистрального газопровода и газохранилищ. Соответствующее соглашение в марте 1995 года подписал тогдашний премьер Евгений Марчук, однако Верховная Рада воспрепятствовала этим схемам как несоответствующим украинским интересам. Ныне, при слабом парламенте и Кабмине, президентская администрация имеет шанс реализовать то, что не удалось ей в прошлые годы.

С июня 1995 года Владимир Яцуба указом президента был введен в состав Совета по работе с кадрами при президенте Украины. Основной задачей этого консультативного органа было «изучение опыта работы с кадрами в системе исполнительной власти в исполкомах Советов, на государственных предприятиях, а также подготовка рекомендаций по вопросам кадрового обеспечения, разработка рекомендаций относительно стратегии кадрового обеспечения». В общем, уже с 1995 года в руках В. Яцубы сосредоточились все кадровые нити. Можно сказать, что Владимир Григорьевич с этого времени начинает плотно работать с представителями местной элиты, постепенно втягивая в свою орбиту все больше и больше профессиональных аппаратчиков. Его сподвижниками с полным правом можно назвать нынешнего губернатора Харьковской области Евгения Кушнарева и зама главы АП Леонида Пидпалова. Не без участия Яцубы занял пост замминистра и Валерий Мазур — земляк Владимира Григорьевича. Очевидно, есть шанс быть утвержденным в правительстве и у Валерия Черепа. Как, впрочем, и у Валерия Пустовойтенко, с которым Яцуба тесно сблизился еще в 1990 -м году. Тогда В. Яцуба занял пост председателя горсовета Днепропетровска, выиграв выборы у А. Рябченко ( нынешнего главы парламентской комиссии по приватизации) с перевесом всего в семь голосов. А Валерий Пустовойтенко стал председателем горисполкома и в течении последних десяти лет не терял связи с Владимиром Григорьевичем. Так что вполне понятно «оживление» экс-премьера после назначения В. Яцубы госсекретарем правительства. Укрепление КМ проверенными кадрами — такой же логичный шаг, как и старт губернаторских ротаций. Замена губернатора Закарпатья В. Балоги на днепропетровского милиционера Геннадия Москаля стала первым резонансным кадровым переделом в связи со сменой правительства. И это только начало. Он не остановится. «Политика — как наркотик. Кто ее попробовал, кто в нее втянулся, жить иначе уже не сможет», — эти слова тоже принадлежат В. Яцубе.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам