Психи из Волшебного леса

Винни Пух страдает синдромом гиперактивности, Пятачок – тревожным расстройством, а Карлсон – тяжелой формой истерии. Всем им необходимо срочно пройти курс медикаментозного лечения. Так будет лучше для читателей, считают канадские ученые.

Группа детских психиатров из университета Галифакса опубликовала исследование, в котором анализируются психические расстройства героев популярной детской книжки о Винни Пухе. По мнению авторов, герои сказки Алана Милна не только страдают многочисленными и серьезными психическими проблемами, но и нуждаются в медикаментозном лечении.

По словам руководителя исследования доктора нейропсихологии Сары Ши, самому Винни Пуху просто необходимо принимать стимуляторы для коррекции обнаруженного у него синдрома гиперактивности и дефицита внимания. От этого синдрома, выражающегося в неспособности концентрировать внимание и контролировать свои импульсы, страдает 3-5% детей школьного возраста. Исследователи отмечают у Пуха также симптомы навязчивости, выражающиеся в повторении считалочек и ненасытной жажде меда.

То, что Пух сочиняет ко-роткие стихотворения и большинство из них забывает, позволяет исследователям подозревать у него синдром Туретта – своего рода словесные тики, встречаю-щиеся у подростков. Больные произносят непроизвольные скороговорки и бор-мотания, иногда рифмованные, часто – оскорбительные или непристойные.

Другие обитатели волшебного леса то-же не порадовали канадских педиатров своим душевным здоровьем. Пятачок, например, явно страдает «генерализированным тревожным расстройством», так как всего боится, непрерывно беспокоится по пустякам и пытается все предусмотреть заранее.

Ослик Иа, скорее всего, страдает эндогенной депрессией, поскольку конкретная причина, вызвавшая его постоянно мрачное настроение и вечный негативизм, в книге не указана.

Цель этого исследования, по словам доктора Сары Ши, – напомнить чита-телям о том, что многие замечательные герои страдают психическими расстрой-ствами. «Мы хотели показать людям, что мир полон прекрасных людей, у которых есть свои заскоки. Но это не мешает нам любить их», – заявила она в интервью «Рейтеру».

Начинание канадских психиатров от-крывает широкие перспективы в пла-не психиатрического просвещения роди-телей и профилактики психических заболеваний у детей. Можно попытаться за-полнить существующие в их исследова-нии пробелы, вспомнив других популяр-ных героев детских сказок.

Например, один из самых популяр-ных у нас героев Астрид Линдгрен – Кар-лсон, который живет на крыше, – демон-стрирует симптомы тяжелой истерии и маниакально-депрессивного расстрой-ства. Периоды хандры резко сменяются у него периодами бурной активности, нап-равленной на самоутверждение и само-восхваление.

Малыш, находящийся под обаянием образа Карлсона, страдает от социальной изоляции и нечуткости окружающих его взрослых, что вызывает у него приступы негативизма в виде ярких фантазий о Карлсоне, принимающих формы галлю-цинаций и толкающих его на опасное для жизни поведение — например, хождение по крышам.

Немало блестящих клинических опи-саний психопатологии можно встретить и в русской литературе. Былинный Илья Муромец в течение 30 лет страдал тяже-лой формой депрессии с элементами аго-рафобии, для которой типичны отказ от всякой деятельности и страх покидать на-сиженное место. В «Сказке о мертвой ца-ревне и семи богатырях» Пушкин описал типичный случай нарциссического рас-стройства у царицы, не расстававшейся с зеркальцем и даже разговаривавшей с ним.

Но чаще всего в сказках встречаются случаи патологической семейной структуры, неоднократно анализировавшиеся специалистами по семейной терапии. Это и Красная Шапочка, мама которой отсылает ее к бабушке, чтобы не мешала ей устраивать личную жизнь, и Золушка, испытывающая постоянное физическое и психологическое насилие со стороны своей злобной мачехи, и многие другие сказочные персонажи, пережившие смерть или длительное отсутствие роди-телей.

Подобный психиатрический взгляд на детскую литературу не является ка-ким-то курьезом, а отражает мощные тен-денции медикализации воспитания, рас-пространяющиеся не только в западных странах, но и в России. Педагоги в школах и детских садах теперь часто рекоменду-ют родителям неспокойного ребенка, склонного к истерикам или вспышкам гнева, «подавать ему какие-нибудь таблеточки». Для оправдания этой практики мож-но, конечно, привлечь кого угодно — Винни Пуха с Пятачком или царя Салтана с мертвой царевной. Вот только кто бу-дет отвечать за последствия такой меди-кализации — Пушкин, что ли?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам