Смена приоритетов

После газового рандеву двух президентов – российского и украинского – у значительной части неравнодушного населения возник тревожный вопрос: кто победил в переговорах? В то, что победила дружба, не верят даже самые наивные. Утверждение о победе Украины старательно навязывают пропрезидентские и пропремьерские СМИ.

Их аргументы – сохранение цены на газ на уровне $179,5 за тысячу кубов и снятие угрозы отключения за долги, которые мы поспешно согласились погасить. Россияне тоже не скрывают улыбок: $1,5 млрд. «переплаты», на которую согласилась Украина, и новая система поставок газа – самый большой «развод лохов», удавшийся «Газпрому» в последнее время.

Что собственно произошло?

Во-первых, нас снова заставили доплатить. Причем на этот раз – больше обычного. Как известно, с начала 2008 года (по официальной версии, из-за сокращения поставок среднеазиатского газа в связи с аномальными холодами) Украина получала не среднеазиатский коктейль по $179,5, а российский газ по цене $314,7 за тысячу куб. м. Если выразиться точнее, это был тот же коктейль, но с измененными пропорциями: количество российского газа в нем резко увеличили, а туркменского и прочих – сократили. Возникла задолженность, которая составила $500 млн. Общая же задолженность украинской стороны, по утверждению «Газпрома», с прошлого года достигала $1,5 млрд. На этом основании «Газпром» поставил ультиматум о прекращении поставок российского газа на Украину, последний срок которого истекал в 18 часов 12 февраля.

Наша сторона долг теоретически признавала. Но до последнего момента не хотела платить, поскольку задолженность 2007 года нам пытались впарить по цене 2008-го, которая значительно выше. Впрочем, очень быстро российская делегация сумела склонить украинскую к согласию. Все участники переговорного процесса высказали глубокое удовлетворение произошедшим, и только лицо главы «Нефтегаза» Олега Дубины выражало некоторое недоумение, порожденное профессиональными знаниями. Казалось, лишь он один понимал (возможно, не до конца), что нас накалывают. Красиво, профессионально, тонко. Так, что нам самим это очень даже понравилось. Но накалывают. И смысл этого «накола» в том, что газ-то в трубе не меченый. У него нет ни паспорта, ни тюбетейки. Потому нельзя определить, где он был добыт, в Сибири или Средней Азии. Все остальное – это мастерство «газпромовских» бухгалтеров, неоднократно оттачиваемое на отечественных чиновниках.

Следует напомнить, что в 2005 году между двумя странами возник долгоиграющий скандал по поводу того, куда делся газ из украинских подземных хранилищ. Напомню, что на переговорах в Москве и Киеве шеф «Газпрома» Алексей Миллер требовал от тогдашнего главы «Нефтегаза» Алексея Ивченко заплатить за 7,8 млрд. куб. м газпромовского газа, якобы пропавшего из наших "ПХГ" в период "оранжевой" революции, примерно $700-800 млн. Насколько я помню, немного поломавшись, мы заплатили сполна. С тех пор подробные ситуации возникали с «рабочей периодичностью». Последняя имела место осенью прошлого года, когда Украина признала долг в $2 млрд. перед "РосУкрЭнерго". Была одобрена следующая модель: $1,2 млрд. долга были погашены за счет реализации "Газпром-экспорту" природного газа, находящегося в подземных хранилищах. Остальные деньгами. И снова долг мы выплатили. После чего приступили к погашению вновь образовавшейся «недоплаты».

Теперь перейдем ко второму моменту. Меняется схема поставок. Как уже сообщалось в прессе, вместо двух совместных предприятий, где участие «Газпрома» было аффилированным, – "РосУкрЭнерго" и "Укргазэнерго" – возникнут два новых СП, в которых российский газовый монополист напрямую будет иметь 50% акций. Одно будет продавать российский газ до границы, другое – внутри Украины (облгазам и промышленным предприятиям).

"РосУкрЭнерго" из схемы изымается как отработавшая свое деталь. И в общем-то совершенно правильно. В чем смысл деятельности посредника? Купить дешевле – перепродать дороже. Пока «Газпрому» было выгодно прятать концы в воду, он с удовольствием использовал этот вариант. Но время изменилось, и от непрозрачного варианта было решено отказаться. И политика тут совершенно не при чем. Как всегда причиной стали деньги.

Поиметь и выкинуть

Юлия Владимировна Тимошенко совершенно безосновательно приписывает себе победу над детищем Дмитрия Фирташа и тех, кто невидимо стоял у него за спиной. На самом деле это сделал «Газпром», действуя по принципу «я тебя породил, я тебя и… ликвидирую» как экономическую единицу. Достаточно вспомнить, что в недалекие по историческим меркам времена любые попытки украинской стороны наябедничать российским коллегам на «РосУкрЭнерго» завершались полным отсутствие результата. Еще менее результативными были неловкие шаги наших политиков, в первую очередь Тимошенко, по выпихиванию Фирташа из газового бизнеса.

Не знаю, соответствует ли действительности информация, будто на месте «РосУкрЭнерго» премьер хотела видеть «Итеру», но в любом случае о такой рокировке речь не идет. Посредником становится сам «Газпром». Вместо формулы, по которой он покупал газ у туркмен, перепродавал его «РосУкрЭнерго», с тем, чтобы последний перепродал голубое топливо еще раз – своему дочернему предприятию "Укргазэнерго", а затем ждал от Фирташа денег, появляется другая.

Официально теперь сам «Газпром» будет покупать те самые 60 млрд. куб. м среднеазиатского газа, перепродавать их на границе своему предприятию (созданному на равных с «Нефтегазом»), а то – еще одному СП (тоже 50 на 50), которое поставит газ украинским потребителям. Причем деньги уходить из «семьи», даже пусть на время и в руки контролируемых посредников, уже не будут.

В самом «РосУкрЭнерго» сейчас, наверняка, ищут причину внезапной опалы, которой они, на их взгляд, не заслужили. Надо заметить, что ребята успешно выполняли поставленные перед ними задачи, и за короткое время раздели Украину в лице "Нефтегаза" почти догола. Накопление задолженностей НАКа в миллиардных суммах перед банками, в том числе российскими и зарубежными, а также перед самим "РосУкрЭнерго" легко превращает его в банкрота. Единственное спасение которого – быстрая и безусловная приватизация.

В то же время «Газпром», действуя через банки и финансовые компании, может достаточно просто реализовать схему перекупки долга «Нефтегаза». Для чего ему достаточно лишь не скупиться. Аналитики утверждают, что в связи с этим логично предположить, будто «РосУкрЭнерго» выведено из игры как выполнивший свою миссию пиратский корабль, методично и грамотно создававший ситуацию, при которой "Газпром" приблизился, наконец, к механизму получения контроля над украинской ГТС.

Еще одна причина, по которой детище Фирташа и его покровителей теперь не нужно, заключается в цене на газ. Туркменский сейчас закупается в среднем по цене $140 за тыс. куб. м, узбекский газ – по $175-180 за тыс. куб. м, казахстанский – по $180 за тыс. куб. м. Но через короткое время он обещает сильно подорожать.

В частности, к 2009 году появятся технические возможности поставки туркменского газа в Китай. Соответственно Ашхабад либо поднимет цену для «Газпрома», с которым у него подписан 25-летний контракт, либо уменьшит объем поставок. Причем говорить о том, что газ уже законтрактован на годы вперед, не стоит. Да, законтрактован, но не оплачен. Ничего не мешает туркменскому руководству «откатить» договоренности назад.

Но мы, кажется, забыли очень важную вещь – в России тоже есть газ. Причем его становится все больше и больше. Разрабатываются новые месторождения, увеличиваются объемы добычи в уже существующих. Благодаря техническому перевооружению падает себестоимость добычи. По неофициальным экспертным оценкам, она колеблется (на разных месторождениях) от $45 до $60 за тысячу куб.м.

Возникает парадоксальная ситуация: при таком раскладе России выгоднее продавать нам СВОЙ газ, а на Запад перегонять подорожавший среднеазиатский, чем наоборот. Весь вопрос – в цене. При низкой себестоимости Россия выставляет за свой газ довольно высокую цену – свыше $300 за тысячу куб. м. Объяснение простое: спрос рождает предложение. Западные потребители готовы брать газ по таким ценам – «Газпром» готов стараться.

Украина даже по определению не сможет платить пока по европейским тарифам. Но уже привыкла к некой средней стоимости на уровне $200. Более того, к этому ее приучила «РосУкрЭнерго» со своим среднеазиатским коктейлем. Теперь, когда коктейль становится невыгодной «заманухой», перед «Газпромом» возникает проблема: как продать нам российский газ по среднеазиатской цене и при этом сохранить лицо перед западными потребителями газа по $300 и выше? Похоже, «Газпром» думал над этим давно, а придумал относительно недавно. Надо заметить, рокировка ему удалась.

P.S. Идея с отстранением «РосУкрЭнерго», созданием собственных СП и взысканием с нас долга в размере $1,5 млрд. к большой радости всех высокопоставленных украинских лиц была реализована блестяще. Правда, для «РосУкрЭнерго» это «расстрел с отсрочкой». По предварительным подсчетам, на изменение схемы поставок уйдет 8-9 месяцев. За это время многое может измениться в политической и экономической жизни двух стран. В России сменится власть. Контроль над «Газпромом», возможно, получат другие группы влияния. Что будет в Украине, пока сказать сложно. В обозримом будущем не исключены ни экономический кризис, ни смена премьера. Не исключены и перемены на мировом рынке энергоносителей. Куда при этом склонится чаша весов – в пользу «РосУкрЭнерго» или в противоположную сторону, покажет время. Однако большая часть экспертов уверены, что Фирташу и его компании уже не всплыть. Крах посредника показал интересную особенность: оказалось, что два года условия украинскому правительству диктовала… «прокладка», судьба которой полностью зависит от милости или немилости «Газпрома».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам