Александр Голуб: Прелюдия к отставке

Народный депутат Украины от Компартии Александр Голуб подтверждает, что не зря занимает должность зампредседателя Комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации. Он откровенно говорит о том, что происходит в стране и что может произойти, если перетягивание властного "одеяла" на себя в "оранжевом" стане продолжится.

Александр Владимирович, фракция КПУ объявила о начале сбора подписей депутатов за отставку спикера Арсения Яценюка. Однако ни одна из парламентских группировок не поддержала вашу инициативу. По крайней мере, публично. Это была импровизация? Или исключительно пиаровский шаг? 

— Прежде всего, хочу отметить, что процесс еще не закончен. Он только начался. Всего за час нам удалось собрать более 50 подписей. Как вы понимаете, только с помощью членов нашей фракции (27 парламентариев) подобного количества автографов собрать нельзя. Значит, наши действия поддерживают и представители других политических сил. Другое дело, что некоторые фракции пытаются достичь неких договоренностей и не афишируют своей причастности к процессу сбора подписей. 

А наши требования к Арсению Яценюку очень просты. Во-первых, он должен вернуться в конституционное поле и соблюдать требования Регламента работы ВР. Ведь те голосования, которые состоялись после разблокирования работы парламента, являются незаконными, поскольку использовались карточки народных депутатов, отсутствующих в сессионном зале. В соответствии с Конституцией, каждый парламентарий голосует лично и несет персональную ответственность за свои действия. Спикер игнорировал данное требование. Во-вторых, Арсений Яценюк так и не отозвал своей подписи под так называемым "письмом трех". Он не имел права визировать данный документ, и это совершенно очевидный факт. И, наконец, в-третьих: спикер не может себе позволить не уважать депутатов. Если он обижается по поводу того, что кто-то где-то ему средний палец показал, то это его личное дело. Но Яценюк, к сожалению, не понял, что в зале сидят не его прямые подчиненные, а такие же депутаты, как и он сам. Наверное, Арсений Петрович еще не осознал, какую должность он занимает. Яценюк остался мелким чиновником Секретариата Президента, которого отправили в парламент выполнять конкретные поручения. А ведь он должен быть спикером независимой ветви власти. 

Думаю, наши требования поддерживают очень многие народные депутаты. В том числе и из фракций большинства. Но из-за определенных политических мотивов они пока не готовы официально заявить о своей поддержке. Однако вполне возможно, что они сделают это в ближайшее время. 

Как вы думаете, на следующей пленарной неделе у вас уже будет 150 подписей? 

— Я не исключаю подобного варианта. Это вполне вероятно. И если вопрос об отставке спикера будет поднят в сессионном зале, то, скорее всего, за подобное постановление проголосуют и представители коалиции. Например, представители "НУНС", которые неоднократно делали критические заявления в адрес Яценюка. В соответствии с Регламентом, в случае рассмотрения вопроса об отставке спикера его нужно будет отстранить от ведения заседаний. Думаю, это хороший повод для того, чтобы разблокировать рассмотрение вопроса, связанного с избранием заместителей спикера. Насколько я понимаю, решение данной проблемы искусственно сдерживается, поскольку при наличии полноценных заместителей спикера Президенту было бы гораздо сложнее управлять теми процессами, которые сегодня происходят в парламенте.

Коммунисты по-прежнему рассчитывают на пост первого вице-спикера? 

— Да, рассчитывают. То, что Арсений Яценюк допускает многочисленные нарушения Регламента и фактически теряется при возникновении сложных ситуаций, свидетельствует о том, что на посту первого вице-спикера необходим такой профессионал, как Адам Мартынюк. Никого не хочу обидеть, но, на мой взгляд, Мартынюк — наиболее подходящая кандидатура на эту должность. 

Когда, на ваш взгляд, будет подниматься вопрос об отставке правительства Тимошенко? Особенно учитывая публичные пикировки премьера и Президента, выходящие за рамки приличий. 

— Думаю, что команда Юлии Тимошенко сегодня сознательно обостряет свои отношения с Президентом, фактически провоцируя отставку правительства. На данном этапе именно эта политическая сила наиболее заинтересована в подобном развитии событий. Они понимают, что у них нет реальных возможностей выполнить свои социальные обязательства. Экономика пошла вразнос, выплата вкладов населению зависла в воздухе. Если на этом фоне уйти в отставку, а потом претендовать на высший пост в государстве, то большего подарка для Тимошенко, конечно, ожидать не приходится. 

Президент попал в очень сложную ситуацию. Ему нельзя оставлять Юлию Тимошенко на посту премьера. Но и отправлять в отставку тоже невыгодно. На мой взгляд, и Ющенко, и Тимошенко сегодня усиленно ищут убедительный повод для окончательного развода между своими политическими силами. К слову, те зачистки, которые Виктор Балога пытается провести в "Нашей Украине", свидетельствуют о том, что готовится достаточно серьезный конфликт. 

И мало кто в этой ситуации думает о том, что вследствие подобного противостояния пострадает экономика страны, пошатнется авторитет Украины на международном уровне. Было бы наивно думать, что подобной ситуацией не воспользуются наши соседи. Той же России конфликт между премьером и Президентом позволит отработать совершенно прагматичный, без каких-либо потерь для своей страны подход и в ценовой политике касательно энергоресурсов, и в дальнейших двусторонних отношениях. Европейский Союз и Соединенные Штаты тоже воспользуются ситуацией. Если им выгодно, то они могут сказать: извините, вы сами не можете разобраться в своих проблемах, поэтому мы умываем руки. Кстати, и ЕС, и США пытаются играть на противоречиях между Президентом и премьером, обещая свою поддержку то одному, то другому, решая при этом свои вопросы.
Я думаю, что отставка правительства Юлии Тимошенко возможна ближе к лету, когда Президенту удастся обрушить рейтинг популярности премьера. Например, когда неэффективность социальной политики Тимошенко станет понятна значительной части избирателей, которые за нее проголосовали. Пока Президент тянет с отставкой правительства. На мой взгляд, подобная отсрочка обусловлена, помимо всего прочего, действием инстинкта самосохранения. Гарант нации испытывает животный страх перед тем, что может начаться процесс, повлиять на развитие которого ни Президент, ни "Наша Украина" в союзе с Партией регионов либо с какими-то другими политическими силами не смогут. Отставка Тимошенко на существующем социальном и экономическом фоне может придать ей такой импульс ускорения электоральных симпатий, который будет действовать на протяжении ближайших полутора—двух лет, а остановить его действие практически невозможно. По крайней мере, это не под силу существующим политическим силам. 

Приведет ли отставка Тимошенко к новым досрочным парламентским выборам? Или же произойдет переформатирование парламентской коалиции? 

— Отставка правительства не повлечет за собой досрочных выборов. Поскольку блок "Наша Украина" переживает совершенно очевидный кризис, то, думаю, Президент вряд ли заинтересован в проведении еще одной парламентской кампании. Скорее всего, будет назначен исполняющий обязанности премьер-министра. Вполне вероятно, что им станет Виктор Балога, который начнет готовить базу для переизбрания Виктора Ющенко на второй президентский срок с помощью усилий местных госадминистраций и Кабинета министров.

А произойдет ли какое-то институциональное объединение "нашеукраинцев" с Партией регионов? Во всяком случае, с частью ПР, которая настроена относительно лояльно к действующему Президенту. 

— На мой взгляд, подобное объединение произойдет на следующий день после отставки правительства. 

Юлия Тимошенко заявила, что не поддерживает принятия новой Конституции на референдуме без участия Верховной Рады и склоняется к поддержке парламентской формы правления, которую Рада как раз и может поддержать. Что означают эти слова? 

— Думаю, это прозрачный намек Президенту. Дескать, он может не рассчитывать на ее поддержку в деле реализации конституционной реформы. Но я не вижу в Юлии Тимошенко последовательного сторонника парламентаризма. Если она вдруг займет президентский пост, то сразу же забудет о своих республиканских взглядах и пойдет по пути усиления полномочий главы государства. Ее сегодняшнее заявление — это также попытка позиционировать себя как более демократичного лидера по сравнению с Ющенко, который стремится к авторитаризму. 

Коммунисты планируют отозвать своих представителей из состава Конституционного совета, который сегодня пытается разрабатывать проект нового Основного Закона? 

— Мы рассмотрим этот вопрос и примем самостоятельное решение. Если окажется, что деятельность Совета совершенно бесперспективна и направлена исключительно на реализацию плана усиления полномочий Президента, то я не исключаю такой возможности. Хотя, с другой стороны, можно пытаться влиять на процесс, принимая в нем участие. Но, повторю, коммунисты могут отозвать своих представителей из состава Конституционного совета. В этой ситуации легитимность проекта нового Основного Закона, который планируется вынести на референдум, будет максимально занижена. 

Хочу обратить внимание на следующий момент: надо очень тщательно проанализировать последствия принятия Конституции на референдуме. Ведь может возникнуть ситуация, когда незначительная часть населения Украины поддержит новый вариант, а большинство — нет. В результате будут созданы серьезные предпосылки для развала государства. Если господин Ющенко хочет возглавлять некое государственное образование, в состав которого войдут три-четыре западноукраинские области, то, безусловно, в достижении этой цели мы его поддерживать не будем. 

Возможно ли на фоне противостояния между премьером и Президентом сближение позиций БЮТ и Партии регионов? 

— Политически подобное сближение сегодня не выгодно ни Партии регионов, ни БЮТ. Но совместные голосования этих фракций очень вероятны. Когда лидеры ПР поймут всю бесперспективность попыток договориться с Президентом, то вполне возможно возникновение ситуативного большинства по конкретным законопроектам. 

По мнению аналитиков, с помощью повышения избирательного барьера сегодня пытаются сформировать в Украине двухпартийную систему. Останутся только Партия регионов и БЮТ. Коммунисты осознают, что их пытаются вытеснить с политического пространства? 

— Да, мы понимаем, что такая угроза существует. Но я бы разделил ваш вопрос на две части. Во-первых, надо ли повышать избирательный барьер? Безусловно, надо, поскольку подобное решение позволит отбраковать виртуальные политические партии и заставит партии укрупняться, превращаясь из бизнес-проектов в полноценные партийные структуры. Во-вторых, процесс повышения избирательного барьера должен идти эволюционно, по мере формирования политических партий. Если у нас остается такая же избирательная система, как сейчас, то необходимо установить разные барьеры для партий и блоков. Для блоков, которые объединяют несколько партий, избирательный барьер должен быть выше. Механическое повышение электоральной планки приведет к тому, что интересы значительной части избирателей не будут учтены. А без свободной конкуренции, без серьезной дискуссии представителей совершенно разных политических направлений говорить о демократических выборах нельзя. 

В настоящее время на левом фланге намечается некая тенденция к объединению. В частности, Соцпартия планирует перейти на новый уровень сотрудничества с объединенными социал-демократами. Как КПУ отвечает на вызовы времени? 

— Коммунисты взяли курс на построение современной левой партии. То есть мы видим КПУ как партию, адекватную вызовам, которые существуют в современном мире, в том числе и в Украине. Изменения программы партии, избирательных технологий кадровой политики сегодня не просто обсуждаются, но и активно реализовываются. К слову, достаточно положительный результат, показанный Компартией на последних досрочных парламентских выборах, свидетельствует о том, что был выбран правильный курс развития партии. Практически на всех избирательных участках, независимо от того, находятся ли они на востоке, западе или в центре страны, КПУ значительно улучшила свои электоральные показатели. Это свидетельствует о том, что тенденция снижения рейтинга Компартии успешно преодолена. 

Следующий момент: мы сегодня отказались от имиджа ностальгирующей партии. Собственно говоря, те голоса, которые в свое время получали коммунисты, отдавались не за КПУ, а за КПСС. Сегодня партия ориентирована на поддержку собственного электората, который голосует именно за ее конкретные инициативы, в том числе и парламентские, за ее идеологические принципы и так далее. Мы на это настроены. 

Что касается ситуации, сложившейся на левом фланге…. Мы предложили всем партиям организовать единый левый фронт. Поскольку КПУ сегодня является единственной левой партией, представленной в парламенте, то мы готовы стать их публичным рупором: выступать от их имени с законодательными инициативами, отстаивать позиции левых сил в Верховной Раде. К сожалению, практически все партии в Украине, в том числе и левой направленности, страдают синдромом вождизма. Они существуют не для того, чтобы выражать мнение какой-то части избирателей, населения, а для удовлетворения персональных амбиций тех или иных лидеров. 

Кроме того, целый ряд партий действует в режиме избирательных технологических проектов. Они даже не ставят перед собой цель попасть в парламент. Участвуя в той или иной электоральной кампании, руководство этих структур зарабатывает очень неплохие дивиденды, отбирая голоса у реальных партий, которые в состоянии пройти в Верховную Раду. И подобное положение их очень даже устраивает.
Такие проекты, безусловно, поддерживаются сегодня ведущими политическими партиями и объединениями. Это делается для того, чтобы, например, не позволить левым объединиться в единую мощную партию, которая действительно станет определять направление развития страны. Естественно, я не хочу сказать, что мы являемся противниками появления каких-то новых партий. Но, на мой взгляд, объединение левых сил возможно не с помощью создания новых проектов, а путем согласования позиций уже существующих организаций. КПУ предлагает объединяться с помощью конкретных дел и совместных акций на местах. Это единственно эффективный вариант консолидации сил, представленных на левом фланге, поскольку объединение лидеров партий, подписание каких-то грозных совместных бумаг не влечет за собой никаких практических последствий. А вот совместные акции на местах — по проблемам вступления в НАТО, образования, выплат вкладов — это и есть реальная консолидация сил. Коммунисты доказали, что они как раз и являются той реальной политической структурой, которая способна объединить левые партии. 

Весна — это период традиционного наступления трудящихся на власть. У вас есть на сей счет какие-то планы, наработки? 

— Безусловно. К слову, я бы не стал называть это наступление весенним, поскольку оно началось гораздо раньше. Речь идет о массовых антинатовских акциях протеста, которые сегодня проходят по всей Украине по инициативе коммунистов. Следующее направление — это, безусловно, противодействие попыткам принятия новой Конституции Украины. Фактически речь идет об узурпации всей полноты власти Президентом Виктором Ющенко. Антинатовские акции и мероприятия по защите Конституции совпадают во времени, и коммунисты самым активным образом принимают в них участие. Уже две волны подобных выступлений прокатилось по Украине, причем они затронули даже небольшие города. И мы увидели, что, несмотря на все разговоры об аполитичности нашего населения, эти акции находят живой отклик у очень большого количества людей. В них принимают участие не только члены нашей партии, но и сторонники других политических сил.

То есть вы решили отобрать у "регионалов" их электоральное поле? Ведь они тоже проводят "гуманитарные акции протеста". 

— А мы ни у кого ничего не отбираем. Мы просто остаемся на тех позициях, на которых и стояли. И только избиратели должны решать, кто более последователен и честен в отстаивании своих политических приоритетов и тех обещаний, которые давались на выборах. 

Произойдет ли раскол Партии регионов на два крыла: умеренное и радикальное?
— Мне бы очень хотелось верить в то, что Партии регионов удастся сохранить свое единство. Хотя электоральные настроения говорят об обратном. 

Но вам, по большому счету, выгоден подобный вариант развития событий. Вы сможете вернуть голоса избирателей юго-востока страны.
— Вы знаете, общенациональный проигрыш будет гораздо большим, чем тактический выигрыш на определенном этапе. Мы уверены, что через какое-то время КПУ и так вернет себе те позиции, которые занимала. 

Последний вопрос: когда состоится конституционный референдум? И состоится ли он вообще? 

— Я не верю в эффективность конституционного референдума и не верю, что он будет проведен в Украине.

Беседовали
Владимир Скачко,
Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам