Кому нужны трудности?

С приближением Бухарестского саммита НАТО вопрос о присоединении Украины к ПДЧ снова будоражит украинское общество. Несмотря на достижение компромисса между Партией регионов и парламентским большинством, что нашло свое отражение в соответствующем постановлении Верховной Рады, в Брюссель, в штаб-квартиру Альянса, было отправлено очередное письмо за подписью президента и главы правительства.

В нем два высших должностных лица Украины еще раз подтвердили, что Украина готова присоединиться к Плану действий по обретению членства в Альянсе (ПДЧ).

Об этом же на брифинге 19 марта заявил руководитель внешнеполитической службы Секретариата Президента Александр Чалый. Он подчеркнул, что на этом пути нет никаких преград, в том числе и внутриполитических, и назвал Бухарестский саммит "моментом истины" в отношениях Украины с НАТО. Безусловно, цель "дожать" представителей "старой" Европы в вопросе присоединения Украины к ПДЧ преследует и предстоящий визит президента США в Киев. Таким образом, налицо попытка представить дело таким образом, будто в Украине отсутствует внутренний конфликт относительно данной проблемы.

Тем не менее конфликт существует, и всем об этом хорошо известно. И в Берлине, и в Париже, и в Вашингтоне. Все прекрасно понимают, что Украина — не Прибалтика и не бывший союзник бывшего СССР по бывшему Варшавскому договору. В исторической памяти украинцев отсутствуют отметины, которые в памяти нескольких поколений прибалтов, венгров, чехов, поляков оставили события 1939-го, 1956-го, 1968-го либо 1981 года. Но ведь именно эти даты во многом определяли логику решений парламентов упомянутых государств, когда появилась возможность оказаться под "зонтиком" Североатлантического союза.

Украина — это разговор отдельный и слишком серьезный, чтобы в вопросе расширения НАТО действовать по отношению к ней сугубо механически. И речь в данном случае идет не о том, что если в Бухаресте официальный Киев получит "добро", то какая-то часть населения 48-миллионной страны в центре Европы останется просто недовольной. Речь идет о потенциальной угрозе дестабилизации внутриполитической ситуации в нашем государстве с 48-миллионным населением.

Те, кто пытается убедить Запад в том, что блокирование трибуны Верховной Рады депутатами Партии регионов имело искусственный характер и преследовало совсем иные цели, действуют опрометчиво. Это подтвердит любой аналитик, который занимается украинской проблематикой профессионально. Думаю, именно такие выводы были сделаны в большинстве отчетов дипломатических представительств, аккредитованных в Киеве.

Блокирование трибуны отражало реальные настроения наших избирателей, которые, кстати, не являются объектом партийной пропаганды. В отличие от провластных политических сил с их возможностями использовать украинские медиа для популяризации евроатлантических идей, Партия регионов таким ресурсом не обладает. Если на минуту представить, что средства массовой информации не информировали бы украинское общество о нашей позиции, думаю, парламент все равно был бы блокирован. Только теперь извне и далеко не десятком наших депутатов…

Я говорю об этом вовсе не для того, чтобы нарисовать апокалипсический пейзаж Украины в случае игнорирования на Бухарестском саммите волеизъявления большей части граждан Украины. Я говорю об этом потому, что совершенно очевидно: если основными парламентскими фракциями не будут согласованы приоритеты внешней политики, украинское государство будет обречено прозябать в состоянии хронических кризисов и неопределенности.

Конечно же, эта проблема должна быть решена в процессе подготовки новой редакции Основного Закона — Конституции. И конечно же, она должна быть учтена в окончательной редакции закона о Кабинете министров. В конституции любого из государств — членов Европейского Союза мы не найдем положения, позволяющего определять внешнеполитический курс без согласования его в парламентских стенах. Мы просто обязаны привести свое законодательство к европейским стандартам, потому что это единственный путь, позволяющий избежать противостояния, на которое Верховная Рада, при существующем порядке вещей, запрограммирована априори.

Мне могут оппонировать, дескать, подпись Президента и главы правительства под очередным письмом к натовскому руководству и является подтверждением согласованности позиции главы государства и парламентского большинства. Но давайте представим, что данный вопрос был бы вынесен на обсуждение Верховной Рады и что за этим последовало бы голосование. Таким ли очевидным был бы его результат, да еще с учетом стремления нынешнего премьер-министра обеспечить себе максимальную поддержку регионов на юго-востоке страны в контексте возможного участия в президентских выборах? Не факт.

Украинским политикам жизненно важно договориться о механизме консолидированных действий во внешнеполитической сфере. Это необходимо не потому, что сегодня решается вопрос о присоединении Украины к ПДЧ. Ведь завтра это может коснуться нашей позиции по любому из вопросов, касающихся "горячих" проблем международной политики, например, очередного Косово (читай — проблем "замороженных" конфликтов на постсоветском пространстве). Поэтому не может быть так, что с парламентской трибуны звучат одни призывы, а в циркулярных письмах МИД Украины нашим диппредставительствам за рубежом предписываются директивы совершенно иные …

Рассчитывать на то, что мир станет более простым, понятным и менее конфликтным, не стоит. Так он устроен, этот мир. Нам, простым смертным, останется лишь признать эту очевидную истину и сделать все от нас зависящее, чтобы не создавать дополнительных трудностей в решении и без того трудных задач.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам