Водный бунт: еще не беспощадный, но уже осмысленный

На прошлой неделе жители шахтерской Терновки (Днепропетровская обл.) перекрывали автодороги из-за отключения сетей от водоснабжения. Водяной бунт – это что-то для нас новое. «Соляной бунт» знаем: при Алексее Романове вместо взимания стрелецких и ямских денег был установлен налог на соль в размере двух гривен с пуда…

…эдакий, по нынешним меркам, «скачок цены на энергоносители»; в 1648-м народ московский кинулся к царю с челобитной, был разогнан стрельцами и начал громить бояр; под давлением бунтовщиков экстренно созванный Земский собор решил составить новое «уложение».

«Медный бунт» знаем: при том же Алексее Михайловиче резкое повышение цены на хлеб в 1654-м сопровождалось решением власти выпустить медные деньги (1 серебряный рубль вскоре вырос до 17 руб. медью – чем не современная «инфляция, вызванная мировым продовольственным кризисом»); стрельцы, солдаты и посадские двинулись к царю в Коломенское, куда были брошены полки «иноземного строя»; бунт подавили, главарей публично повесили.

«Картофельный бунт» знаем: удельные и государственные крестьяне в России в 1834-1844 гг. массово восстали против, как сказали бы сегодня, «ручного механизма» внедрения новой сельхозкультуры; бунтовщики уничтожали посевы, избивали чиновников, оказывали вооруженное сопротивление карательным отрядам, за что были частично расстреляны, частично сосланы в Сибирь, частично отданы в солдаты.

Насколько мог заменить проницательный читатель, бунт – национальное развлечение скорее подданных российской короны, нежели украинской булавы. И вот на четвертом году булавовладения Виктором Андреевичем, дожились до «водного бунта». Откуда есть он пошел?

Проблемы с водой у жителей Терновки и соседнего (тоже шахтерского) Першотравенска начались не вчера. Еще 7 июня ОАО «Днепроблэнерго» отключило за долги по электроэнергии часть технологического оборудования водовода «Днепр – Западный Донбасс». Дело в том, что местные тарифы на воду не успевают за ростом цен на электроэнергию: город «за воду» рассчитывается, а водоводу рассчитаться «за свет» этих денег не хватает. Тогда горожан выручило ОАО «Павлоградуголь», выделив Терновке и Першотравенску по 200 тыс. грн. возвратной финансовой помощи для компенсации водоводу дефицита средств, – кстати, не потому, что ОАО такое доброе, а по той причине, что горожане репродуктивного возраста по совместительству являются, в основном, работниками «Павлоградугля».

6 июля двум городам воду опять перекрыли – на сей раз ее поставщик, водовод. За подписью и.о. начальника ГМП ВКХ «Днепр – Западный Донбасс» г-на Дмитренко руководителям городов и «Павлоградугля» пришли письма, в которых «акция возмездия» мотивируется нежеланием последнего «установить правоотношения (с водоводом – Авт.) по передаче питьевой воды на границе распределения балансовой принадлежности сетей трубопроводов».

Руководство водовода понять можно: зачем им собирать с горожан деньги (которых для взаиморасчетов все равно не хватает), если можно установить прямые договорные обязательства с ОАО? В прошлом месяце оно городским бюджетам деньги дало, сейчас («Павлоградуголь» пользуется собственными водяными скважинами) хотя бы по минимуму обеспечивает города водой, сократив потребление на собственных предприятиях до 25%.

Почему угледобывающее объединение должно перебрать на себя функции жилищно-коммунального предприятия и устанавливать с водоводом, от которого оно не зависит, какие-либо правовые отношения – вопрос из разряда риторических. Но когда в самую жаркую пору отключаются от водоснабжения больницы, детские садики и просто квартиры людей, то туже не до риторики. «Возникает резонный вопрос: «От кого ждать помощи, если подобное уже произошло? Если существует коммунальное предприятие, которое бросает города без воды и нарушает закон? – сказал, комментируя ситуацию, депутат Днепропетровского облсовета Анатолий Адамский. – Очевидно, что именно для этого существует областная государственная администрация. Ее реакция должна быть незамедлительной. Какой она была в действительности – мы все свидетели…»

По состоянию на сегодня, водоснабжение Терновки и Першотравенска восстановлено. Но возникает еще один вопрос: зачем это было нужно? Когда не имевшее еще собственных приисков Московское государство потратилось на войну из-за Украины с Польшей настолько, что стало выпускать медные деньги, а собирать подати продолжало исключительно серебром, то бунт был неизбежен. Так ли неизбежен был наш «водяной бунт»? Случайно ли «бунтовщики», перекрывшие центральные улицы Терновки, препятствовали в том числе и доставке в город питьевой воды в автоцистернах? Совпадение ли, что «бунтовщики» заодно перекрыли и дорогу к шахте «Благодатная», в результате чего шахтерская смена не смогла попасть на работу, шахта не выдала суточную норму угля, следовательно, получила убытки?

Молчание превратившихся в ягнят правительства и госструктур киевского да областного уровня если не кричит, то внятно намекает или на «технологию бунта» как на будущую избирательную технологию, или на продолжение технологической возни вокруг «Днепрооблэнерго». Или на то и другое одновременно. Исходя из древнемосковского опыта, бунт можно или рассеять (а зачинщиков повесить), или при его помощи созвать внеочередной Собор. Напоминать инициаторам такого сорта игрищ банальности типа «Украина – не Россия», или пытаться задеть сентиментальную струну гуманным — у нас всегда даже «коні не винні», а в чем провинились десятки тысяч жителей двух шахтерских городов? – излишне. Любители понаступать на грабли да наступят на них, и по шишкам на лбу узнаем их.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам