После взрыва

Прошло уже больше месяца после взрыва в Минске, случившегося в ночь с 3-го на 4-е июля во время праздничного концерта, посвященного Дню независимости. Следственные органы до сих пор не имеют ни одной внятной версии – по крайней мере, не озвучивают их. Зато, воспользовавшись шумихой вокруг взрыва, власть провела якобы логичную перестановку в своих рядах, а заодно изрядно припугнула оппозицию массовыми задержаниями.

Напомним, что 4 июля в 00.25, прямо в разгар праздничного концерта в Минске (на сцене пела Таисия Повалий) прогремел взрыв. Как выяснилось позже, сработало устройство, начиненное болтами и гайками. В это время, по разным оценкам, на концерте присутствовало до полумиллиона человек. Большинство зрителей слышали хлопок, но концерт был продолжен, и мало кто понял, что случилось на самом деле. Позднее действия правоохранительных органов были оценены как «правильные». Мол, если бы шоу прервали, и народ действительно понял, что рвануло по-настоящему, давки было бы не избежать.

По информации белорусских СМИ, от взрыва пострадало не менее 50 человек. В 6-й городской клинической больнице, куда начали поступать раненые, врачи к утру насобирали килограмм гаек и болтов, извлеченных из тел минчан и гостей столицы. Как минимум 5 человек имели состояние, обозначаемые медицинским языком как «тяжелое» и «средней тяжести». По официальной информации, погибших не было. Однако уже наутро по столице поползли слухи, что власти замалчивают истинные масштабы произошедшего. Впрочем, в стране, где есть проблемы со свободой слова, эти гражданские сомнения выглядели вполне логичными.

Другое дело, что сомневались и представители власти – как называть произошедшее? Официальные комментаторы старательно избегали слова «теракт», предпочитая говорить о «хулиганстве». Хулиганство признали основной версией. Особенно в интересном свете она выглядела с учетом сообщений, распространенных на следующее утро. По словам главы МВД Беларуси Владимира Наумова, за полтора часа до взрыва было найдено и обезврежено взрывное устройство, на котором «обнаружено много отпечатков – они позволят ускорить оперативные мероприятия и задержать злоумышленников».

Но и через месяц «ускоренные оперативные мероприятия» не дали ответа на основные вопросы, стоящие перед следствием. Интересно, впрочем, даже не то, кто взорвал или как проносил адскую машину через многочисленные кордоны милиционеров с металлоискателями (на празднике были приняты беспрецедентные меры безопасности). Интересна реакция обывателей на произошедшее. Общество четко разделилось на тех, кто уверен, что за взрывом стоит оппозиция, и тех, кто убежден, что взрыв был удобен и самой власти, а значит нельзя отрицать возможность ее причастности к нему.

Чем он мог быть удобен власти? Высказывалось мнение, что под видом борьбы с терроризмом можно будет полностью вычистить оппозиционное поле накануне выборов. «Кто бы ни был исполнителем теракта – городской сумасшедший, местные поклонники Усамы бин Ладена или секретное подразделение некоей силовой структуры, – власть по полной программе использует трагедию для борьбы с демократическими силами в период избирательной кампании, – по горячим следам прокомментировал произошедшее лидер оппозиционной Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. – Введение цензуры в Интернете, обыски в офисах политических партий, задержания, аресты невиновных, беспредел силовиков, вседозволенность спецслужб – все это спишется на борьбу с террористами».

Иные комментаторы вспоминали, что, видимо, не зря официальная белорусская пропаганда с периодичностью раз в год сообщает о лагерях подготовки оппозиционеров-боевиков, расположенных то на территории Литвы, то где-то в Украине. Как раз недавно был вброшен очередной подобный сюжет…

Смущало и чересчур пророческое заявление президента Александра Лукашенко, произнесенное за несколько дней до взрыва в интервью «Комсомольской правде». «Оживление, конечно, будет, – сказал Лукашенко, отвечая на вопрос о предстоящих парламентских выборах. – Но настораживает тот факт, что Западу наша оппозиция сильно надоела. Особенно американцам. Те уже говорят прямо: будет дело – будут деньги. А это что значит? Уличные выступления, демонстрации. А если еще погромы и взрывы… Тогда заказчик вообще был бы доволен».

Слова президента, как всегда, опередившие время, были восприняты правоохранителями, как руководство к тому, где искать преступников. В скором времени после взрыва начались массовые задержания и допросы членов оппозиционных организаций и молодежных объединений, нелояльно настроенных к нынешней власти. Тех, кто мог доказать, что во время взрыва находился в другой географической точке страны, отпускали, многих задерживали.

Впрочем, «шерстили» низы, рядовых оппозиционеров. По данным правозащитников, счет задержанных шел на десятки. «Задержано от 50 до 70 человек. Это не только представители оппозиции, но и другие граждане», – заявил агентству БелаПАН правозащитник Валентин Стефанович. Представители МВД говорили, что цифра в 70 человек «сильно преувеличена». Большинство «брали» после обысков в квартирах. Основанием для задержания становились найденные резиновые перчатки и гвозди. Впрочем, по истечении 10-дневного срока предварительного содержания под стражей всех отпустили. Лидеров партий и их приближенных не трогали вовсе. Возможно, просто потому, что скоро выборы…

Но Лукашенко все равно нашел виновных во взрыве. 8 июля в отставку был отправлен госсекретарь Совета безопасности Беларуси Виктор Шейман – человек, которого долгие годы все считали «правой рукой президента». «Не думаю, Виктор Владимирович, что вы должны остаться в этой должности после инцидента», – был категоричен, обращаясь к своему историческому соратнику, белорусский лидер.

Вслед за Шейманом своего поста лишился и глава администрации президента Геннадий Невыглас, еще один персонаж белорусского политикума, чье влияние на Лукашенко нельзя было недооценивать. «Эти отставки значат, что действительно вокруг Лукашенко существуют кланы, группы влияния, и между ними идет грызня», – прокомментировал случившееся один из лидеров оппозиционной партии БНФ Винцук Вячорка.

Все, затаив дыхание, ждали, кого же посадят на вакантные места. Ждать пришлось ровно неделю. 15 июля Лукашенко вывел из тени своего помощника Владимира Макея, назначив его руководителем администрации президента. Секретарем Совбеза стал Юрий Жадобин, до этого времени руководивший КГБ. Вакантное место председателя «чекистов» занял Вадим Зайцев, ранее работавший первым замом председателя Государственного пограничного комитета.

Владимир Макей – наиболее интересный персонаж из всех новых назначенцев. Хотя назвать новичком теперешнего главу администрации язык не поворачивается. С марта 2000 года он являлся помощником президента. Говорят, что в последние годы доверие Лукашенко к нему было весьма высоким. Макей интересен еще и своей нетипичностью для нынешней среды белорусских чиновников. Он окончил минский иняз, свободно владеет английским и немецким языками, два года обучался в Дипломатической академии МИД Австрии. Затем работал в белорусским МИДе, а в конце 90-х представлял страну в Совете Европы.

«Европоидность» Макея очевидна. Выводы сделал бы и ребенок – накануне парламентских выборов Лукашенко будто бы дал понять, что старосветский курс близок его сердцу. Убрав сторонника «жесткой руки» Шеймана и влиятельного Невыгласа, президент сделал ставку на людей «чистых», то есть не засвеченных в скандалах и практически незнакомых Европе или США. Вероятно, именно им предстоит выравнивать отношения Беларуси с цивилизованным миром. А в том, что налаживание отношений жизненно необходимо, не приходится сомневаться.

Любопытно и то, что теперь, кажется, Лукашенко окончательно убрал из своей команды людей, с которыми он начинал путь к президентству. Не так давно, напомним, с должности спикера белорусского парламента по собственному желанию ушел «добрый друг президента» Владимир Коноплев.

Новые люди, составляющие костяк нынешней власти, всем обязаны своему «батьке». И, очевидно, не должны и на секунду об этом забывать. К тому же эти люди причисляются белорусскими политологами, к сторонникам европейской интеграции Беларуси. Кроме Макея, к ним однозначно следует отнести 31-летнего помощника президента по идеологии Всеволода Янчевского, замглавы администрации президента Наталью Петкевич.

Впрочем, задетые взрывной волной чиновничьи шапки и аккуратные бейсболки, появившиеся вместо улетевших головных уборов, никоим образом не помогают обнаружить, где искать виновников случившегося «хулиганства» с применением болтов и гаек. Привыкшие к образу тихой, стабильной Беларуси граждане в недоумении ждут хоть каких-то внятных результатов расследования. А если в ближайшем будущем результатов не будет – новым руководителям придется больше думать не о внешних направлениях работы, а о самых что ни на есть внутренних. Ведь жертвы взрыва лежат в больнице до сих пор…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам