Игорь Жданов: «Нарисовать» можно все

Его можно считать экспертом по "Нашей Украине". Особенно после того как он покинул ряды этой партии, положив партбилет №50 на стол. Игорь Жданов в 2005—2007 годах был первым заместителем председателя Центрального исполнительного комитета "НУ", считается одним из основателей этой силы. И конечно, к кому же, как не к нему, обращаться с просьбой прокомментировать перспективы "Нашей Украины" на очередных досрочных парламентских выборах? Благо человек относительно недавно покинул партийное "логово" и владеет довольно свежей информацией.

Игорь, к чему, на ваш взгляд, приведет эволюция партии "Наша Украина", в создании которой вы принимали самое непосредственное участие?

— Для меня, как и многих других людей, история, связанная с Виктором Ющенко, — это история разочарований и краха иллюзий, связанных с тем, что Украина потеряла уникальный шанс в относительно короткий период утвердиться как демократическая страна с четко определенной геополитической европейской перспективой.

Если говорить собственно об эволюции партии "Наша Украина", то я хотел бы говорить на эту тему максимально корректно, поскольку прошел с людьми, которые сегодня пребывают в ней, достаточно долгий и непростой путь. Партия Ющенко как политическое явление проявилась еще до выборов 2004 года. И тогда существовала группа людей, которые советовали будущему Президенту создать собственную партийную структуру. Были даже подготовлены соответствующие документы, но, к сожалению, партия "Реформы и порядок" переименовалась в "Нашу Украину" и сорвала данный процесс. На мой взгляд, это стало одним из негативных событий, повлиявшим на дальнейшую судьбу "НУ". Ведь одно дело — создавать партийную структуру в оппозиции, когда в нее приходят идеологические и политические сторонники. И совсем другое — формировать партию уже после президентских выборов, когда ряд людей вступили в нее, руководствуясь абсолютно конъюнктурными соображениями.

В чем проблема партии? Прежде всего, она ориентирована на главу государства — на Ющенко. Было время, когда существовали тесные и близкие отношения между партией и Президентом. Были периоды, когда глава государства рассматривал "Нашу Украину" как некую обузу. Думаю, Виктор Андреевич так до конца и не определился со стратегией развития партии. Для реализации заявленной доктрины Ющенко — вступление в НАТО, попытка навязать стране свое видение внутриполитического развития, связанного с Голодомором, языком, — ему, естественно, необходимо было опираться на "Нашу Украину", которая разделяла эти взгляды. Если же он собирался реализовывать доктрину электорального продвижения на восток, а на определенном этапе подобные попытки предпринимались, то ему нужно было позиционироваться в качестве Президента всей Украины и, соответственно, удаляться от всех политических сил. Быть над схваткой.
В чистом виде ни одна из доктрин так и не была реализована. Наблюдалось постоянное шарахание из стороны в сторону. Предпринимались попытки договориться с Партией регионов, чтобы таким образом "сшить" страну. Затем был взят курс на поддержку "Нашей Украиной" линии Президента в парламенте.

Следующий момент: сегодня "Наша Украина" полностью зависит от рейтинга Президента. Что бы ни делали "нашеукраинцы", как бы красиво они ни выступали, все равно все действия Президента сказываются на рейтинге партии. Сегодня я вижу, что партия постепенно эволюционирует в направлении типично национал-демократических ценностей. Боюсь, это может привести к тому, что она повторит судьбу известных патриотических движений 90-х годов. Похоже, все к тому идет.

Думаю, в случае проведения досрочных парламентских выборов "Наша Украина" будет ориентироваться в основном на западный электорат. Поэтому в ее избирательном списке окажутся представители преимущественно западных областей Украины. Это большая трагедия, поскольку партия из общенационального проекта превращается в региональный и зацикливается на идеях, которые поддерживает лишь часть населения Украины.

В каком формате "Наша Украина" примет участие в досрочных парламентских выборах? Это будет партия Ющенко или блок Ющенко?

— На заседании последнего политсовета партии, в котором я еще до своего выхода из нее принимал участие, Президент четко заявил о том, что он будет опираться на "Нашу Украину" и она будет участвовать в избирательном процессе в качестве самостоятельной партии. Однако сегодня, насколько я знаю, идет борьба между сторонниками различных версий участия в электоральной кампании. В том числе есть варианты создания блока "За Ющенко!". Наверное, в него будут привлечены другие политические силы. Есть несколько групп влияния на Президента. Вячеслав Кириленко и члены "Нашей Украины" настаивают на самостоятельном участии в выборах. На Банковой считают, что лучше создавать блок. На мой взгляд, для избирателя не имеет значения, за кого голосовать: за блок Ющенко или за партию "Наша Украина", избирательный список которой возглавляет Президент. На самом деле идет борьба за персональное наполнение списка.

Как вы думаете, почему БЮТ так боится досрочных парламентских выборов?

— Я бы вычленил несколько факторов, влияющих на позицию Блока Юлии Тимошенко. Первый: Юлия Владимировна всегда очень чутко реагирует на настроения электората. 70% избирателей выступают против проведения досрочных выборов. В такой ситуации поддерживать перевыборы, идти против течения ни один здравомыслящий политик не будет. Тем более что очередная кампания не решит конфликта власти. Второй фактор: а с кем создавать коалицию в будущем парламенте? Согласно результатам социологических исследований, БЮТ может занять первое место. Но проблема заключается в том, что у бютовцев все равно не хватит голосов для того, чтобы самостоятельно сформировать коалицию. По прогнозам социологов, возможно создание коалиционного объединения в формате Партия регионов — коммунисты, либо ПР — "Наша Украина". Зачем в таком случае идти на выборы, если сейчас у тебя есть премьерство, а впереди — непрогнозируемые риски, связанные с настроениями электората, с ходом будущей коалициады в парламенте. На мой взгляд, именно эти обстоятельства сдерживают Юлию Тимошенко. Поэтому она продемонстрировала, что готова согласиться на все условия, которые выдвинула "Наша Украина". Единственное, чего они не просчитали, это увеличение количества ультимативных требований. В том числе и требование отставки Юлии Тимошенко с должности премьера. Ведь коалиция как бы создается заново, значит, необходимо пройти все процедуры — выдвижения кандидатуры премьера, переутверждение состава Кабинета министров и так далее.

Какая цель игры в досрочные парламентские выборы? Ведь всем понятно, что партия Ющенко может рассчитывать лишь на незначительный процент голосов.

— Действительно, на первый взгляд, подобные действия Президента — это политическое самоубийство. Ну кто с таким низким рейтингом инициирует досрочные выборы? Но есть "мелочи", в которых, как известно, кроется дьявол. Первая "мелочь" связана с 50-процентной явкой на выборы. 70% избирателей против их проведения. Если потянуть время и подгадать выборы на конец декабря — начало января, то понятно, что 50-процентной явки не будет. Одни будут праздновать Новый год, другие уедут за границу, третьи разъедутся по родственникам. В таком случае выборы признают недействительными и через два месяца назначат новые. А Президент остается единственным легитимным центром власти в стране. Парламент недееспособен, поскольку считается, что в случае досрочного роспуска Рады парламентарии не вправе принимать законы. Члены правительства исполняют свои обязанности. Как вариант — Президент может своим указом назначить и. о. премьер-министра. Не хочется верить, что Ющенко пойдет на это, но подобный сценарий возможен.

Вторая "мелочь" связана с датой проведения выборов. Если они состоятся под Новый год, то все понимают: главное не голосование, а "правильный" подсчет бюллетеней. Можно любой политической силе "нарисовать" любой результат. Конечно, существует опасность серьезного скандала. Готов ли Президент пожертвовать своей репутацией демократического, проевропейского политика? Хочется верить, что нет. Но отдельные политики из его окружения пытаются навязать ему и такие идеи.

Третья "мелочь", на которую я хотел бы обратить внимание: Президенту в будущем парламенте нужны абсолютно преданные ему люди. Думаю, что в отличие от 2006—2007 годов сегодня весь избирательный список "НУ" будет формироваться под личным патронатом Президента. Другими словами, в него не попадут люди, имеющие собственную позицию.

И наконец, следующий момент: в случае проведения досрочных выборов у Президента появляется простор для политических игр. Например, все понимают, что если удастся окончательно договориться с Ахметовым, то возможна коалиция "Нашей Украины" с Партией регионов. А до выборов возможности главы государства в сфере политкомбинаций ограничены.

А что выиграет или проиграет страна в случае проведения очередных внеочередных парламентских выборов?

— Я решительный противник проведения очередной избирательной кампании. Ведь понятно, что выборы не решают конфликт по сути.

Если говорить о национальных интересах, то в условиях мирового финансового кризиса нам как воздух необходимы четко скоординированные, адекватные и своевременные действия всех органов власти: президента, парламента и правительства. А кто же будет заниматься кризисом во время выборов?

О необходимости скоординированных действий Нацбанка, правительства и Верховной Рады говорил и глава совета НБУ Петр Порошенко. Недавно металлурги обратились к Верховной Раде с просьбой принять необходимые законы, поскольку остановились уже 17 из 36 доменных печей (производство становится нерентабельным, наши заводы не могут конкурировать с китайцами).

Таких вопросов возникнет достаточно много, а адекватно ответить на них власть, занятая выборами, к сожалению, не сможет.

Политическую ответственность за такое развитие событий должен нести Виктор Ющенко, поскольку именно он сделал все возможное для инициирования досрочных парламентских выборов.

Сколько процентов, по вашему мнению, наберет на досрочных парламентских выборах "Наша Украина"?

— По моим оптимистическим прогнозам, партия или блок "Наша Украина при честном ведении кампании может получить от 7 до 8% голосов. При пессимистическом варианте развития событий "НУ" придется бороться за прохождение 3-процентного барьера. Основные политические месседжи этой силы будут ориентированы на электорат Западной Украины.

В последнее время много говорится о появлении новых электоральных проектов, которые создаются под конкретных лидеров: Арсения Яценюка, Раису Богатыреву, Анатолия Гриценко. Каковы их перспективы?

— Очень многое зависит от способности политиков договариваться между собой. Возможно, Анатолий Гриценко и Арсений Яценюк пойдут на выборы самостоятельно. На мой взгляд, было бы лучше, чтобы они шли вместе. Но это возможно лишь при четком определении правил игры в будущем парламенте и ценностей, которые они будут совместно отстаивать. Если Яценюк и Гриценко найдут общий язык, то, думаю, появится некая третья сила. Если они пойдут на выборы отдельно, то такой шаг "разорвет" электорат, уставший от перманентного политического кризиса.

Что касается проекта с участием секретаря СНБО Раисы Богатыревой, то, скорее всего, он будет рассчитан на электорат Восточной Украины. Но ей не удастся добиться высоких результатов, поскольку избиратели в данном регионе достаточно дисциплинированны. При всех промахах Виктора Януковича они прощают своему кумиру многие ошибки, не видя реальной альтернативы. А за 60 дней создать подобную альтернативу невозможно.

Стабильный электорат есть и у Владимира Литвина. Ему по силам преодолеть 3-процентный барьер. К сожалению, проблема Владимира Михайловича заключается в том, что он слишком долго занимал отстраненную позицию — ни вашим, ни нашим.

А куда впишется "Народная самооборона" Юрия Луценко?

— Луценко будет крайне трудно самостоятельно пробиться в новый состав парламента, поэтому ему необходимо искать союзников. Наиболее естественным союзником в свете последних событий является Блок Тимошенко. На мой взгляд, в таком формате у "Народной самообороны" есть реальные шансы попасть в следующий состав Рады. Единственное, что они должны понимать, — у Юлии Тимошенко список не резиновый.

Парламентская кампания неизбежно "перетечет" в президентскую. Судя по всему, предстоит жестокая рубка. Может быть, имеет смысл девальвировать ценность главного приза — должности президента?

— Все политологи понимают, что досрочные парламентские выборы — это первый тур предстоящей президентской кампании, который обозначит фаворитов гонки, продемонстрирует их реальные рейтинги. И для Тимошенко и Януковича важно победить в парламентской гонке. Если использовать терминологию "Формулы-1", занять поул-позишн.

Что же касается цены президентских выборов, то я сторонник еще большей трансформации страны в направлении парламентско-президентской формы правления. Действительно, необходимо снизить ценность главного приза. Но тут возникают проблемы. Президент, если использовать арго, сегодня "разводит" основные финансово-промышленные группы. Наверное, надо искать другие механизмы для того, чтобы ФПГ, олигархи не имели определяющего влияния на политику и экономику.

Достаточно большое количество политиков, наоборот, выступают за усиление президентской власти. Но с рядом ограничений: референдум, парламентский контроль. Боюсь, этого будет недостаточно для предотвращения авторитаризма. Сам пост Президента провоцирует к авторитарным действиям: "Меня избрал народ, у меня есть мандат доверия, значит, я должен действовать так, как действую сейчас".

По моему глубокому убеждению, политическая система страны не должна зависеть от персоналий. Надежды на то, что придет добрый царь-батюшка или европейский политик и наведет порядок — безосновательны. Должна работать система сдержек и противовесов, направляющая развитие страны в нормальное, цивилизованное русло.

Насколько, по-вашему, высока вероятность реализации силового варианта развития событий, цель которого — обеспечить второй срок президентства Ющенко?

— Я не верю в силовой сценарий. Хотя неоднократно в беседах с довольно высокопоставленными политиками подобные варианты обсуждались как теоретически возможные действия той или иной стороны. Политический кризис нельзя решить силовым способом. Хотя сегодня в окружении Президента есть политики, которые доносят ему иную точку зрения. Но для того чтобы реализовать силовой сценарий, необходимо иметь определенные рычаги влияния. Мы видим, что МВД явно не будет задействовано в подобном сценарии. Юрий Луценко этого не допустит. Тем более что у него достаточно хорошие отношения с командующим Внутренними войсками генералом армии Александром Кихтенко.

Если говорить о Вооруженных Силах, то при их нынешнем состоянии рассчитывать на серьезное участие армии в силовых действиях не стоит. Для многих "прививкой" от силовых действий стали события 2007 года. Все уже понимают, что жизнь меняется. Сегодня у власти одни, завтра — другие, а отвечать придется тебе. Я думаю, у политиков хватит ответственности и мудрости не пойти на такой вариант. Потому что это крах. Если мы пойдем по такому пути, то можем забыть о демократическом Президенте и демократическом обществе.

Однако сегодня пытаются спровоцировать ситуацию, которая неизбежно приведет к силовому противостоянию. Например, Президент уже продемонстрировал, что ради интересов другой страны готов вовлечь в конфликт вооруженные силы другого государства. Имеется в виду российский Черноморский флот.

— Давайте не будем рисовать апокалиптические сценарии. Я специально пересмотрел документы, регулирующие порядок пребывания в Крыму ЧФ России. Там действительно есть положения о том, что все перемещения, действия Черноморского флота должны происходить в соответствии с законодательством Украины. Но издавать в одностороннем порядке указы, которые заведомо невыполнимы, — это не очень мудро. Наверное, необходимо было позвонить Путину или Медведеву, обозначить проблему, которая существует. Она действительно есть, поскольку в Грузии на то время шли военные действия. Если говорить без лукавства, шла российско-грузинская война. Черноморский флот по полной программе принимал участие в военных действиях. А ведь он базируется на территории Украины. Другими словами, мы оказались вовлеченными в конфликт помимо своей воли. Однако еще раз повторю: не были использованы существующие дипломатические механизмы. Президент рубил с плеча.

Думаю, колоссальной политической ошибкой было и то, что Виктор Ющенко поехал в Грузию и выступал там на митинге. Подобные действия привели к обратному эффекту. Национальные интересы страны не защищаются, а наоборот, ими пренебрегают. Вообще, при всей моей любви и уважении к грузинскому народу, интересы украинского народа для меня выше, чем интересы белорусского, российского или грузинского. И это естественно, поскольку я являюсь гражданином Украины. Здесь я родился, живу и, надеюсь, буду жить.

Беседовали
Владимир Скачко,
Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам