Время шакалов

Для кого война, а для кого – мать родная. Пока у всех все плохо, у некоторых напротив, все хорошо. Как на войне наживаются вороватые интенданты, так и кризис может принести легкие деньги тем, кто не сильно щепетилен в выборе способов заработка. Вы не задумывались, почему появились валютные менялы с долларами, а знаменитости типа Сороса и Гринспена кинулись писать книги о кризисе? Потому что и то, и другое хорошо продается…

Одна из самых дорогих книг, попавшихся мне на Петровке, – «Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы». Ее написал бывший глава ФРС США Алан Гринспен. Стоит свыше 250 грн. В Интернете – 257 грн. Несмотря на цену – спрос высокий.

Думаю, что большую часть читателей-интеллектуалов, составляющих «целевую аудиторию» этого издания, привлекает не рассказ о том, почему холостяк Ален поздно женился и каким был его путь на вершину финансовой власти, а слово «перспектива» в подзаголовке книги. Всем хочется знать, что будет дальше.

Но в своем отечестве пророков, увы, нет. Кому верить? Стельмаху, который летом призывал граждан сдавать доллар по 4 грн., потому что «будет по 3 грн»? Аналитикам, еще два месяца назад оптимистично заявлявшим, что «цунами экономических невзгод» пройдет мимо наших берегов?

Верят всегда авторитетам. Напиши Ющенко книгу о том, что будет с экономикой завтра, покупали бы одни чиновники, на подарок друг другу. А тут вроде бы пишет человек, который должен все знать и чьим прогнозам можно верить.

То же самое касается и книг Сороса. Его «Новые парадигмы финансовых рынков» разлетаются, как горячие пирожки. Сорос размышляет о том, что периодические кризисы были частью обычного циклического процесса, состоявшего из бумов и спадов. И в этот раз кризис является кульминацией супербума, продолжавшегося более 25 лет.

Принстонский университет поспешил выпустить бестселлер о финансовых пузырях. Бжезинский быстренько накатал книгу про Обаму – в переводе называется «Третий президент». Тоже покупают охотно, зная, что старина Збигнев был консультантом чернокожего победителя президентских выборов в США. Надеются из книги узнать, что задумал лидер демократов, как он намерен перестраивать мир и что из этого перепадет лично нам.

Ажиотаж вокруг такого рода мемуаров – это естественная реакция обеспеченной интеллигенции на кризис вокруг них. Бедным людям дорогие книги не по карману. К тому же они вряд ли отличают Гринспена от Сороса, а Збигнева Бжезинского считают польским киноактером. Обывателям дорога одна, проверенная лихими 90-ми – на приусадебные участники. Выкапывать вьющиеся розы и сажать картошку. Впитанная с молоком сельских матерей истина – земля прокормит – подсказывает выход из кризиса.

Те, кто не хочет сажать картошку, будут сажать соотечественников и зарабатывать на этом. Мечта многих деловых людей – войти в бизнес по реализации залогов и выбиванию долгов.

Коллекторские фирмы существовали давно, но их услугами банки пользовались нечасто. Заемщики платили добровольно. Если не удавалось погашать тело кредита, носили в банк проценты. Теперь многие оказались в тяжелом положении: кого-то сократили на работе, кому-то уменьшили или перестали платить зарплату. Свистопляска доллара поломала внешнеэкономические контракты. Внутренний рынок впал в ступор. Реализация катастрофически упала.

А банки не хотят ждать. И добивание заемщика становится для них одним из видов хозяйственной деятельности. Имея концы во власти, президента-банкира, и поддержку со стороны НБУ (наделенного правом законодательной инициативы), они лоббируют упрощение процедуры досудебной реализации залогов. Не просто изъятия – реализации.

На совещании банкиров с президентом об этом говорили все, в особенности Сергей Тигипко. Причем, сказал – и ушел. Побежал, видимо, в свой Swedbank. А банкиры остались. И еще долго доказывали Виктору Ющенко, как здорово было бы, если бы им разрешили без суда забирать квартиры и машины и так же без суда реализовывать их. Как бы это укрепило банковскую систему и предотвратило нарастание массовых неплатежей по кредитам.

Очень, кстати, идеологически опасная штука. Известный адвокат Виктор Никазаков по этому поводу высказал весьма верное суждение: «Это нарушает баланс власти, общепринятый в цивилизованных государствах, – заявил он «Версиям». – Исполнительная власть получает приоритет перед судебной. К тому же все, что у нас делается, как временное, становится постоянным. Скажем, при советской власти были судебные заседатели, эту систему упростили, обещали ввести суд присяжных, но до сих пор нет ни присяжных, ни заседателей. И правосудие в судах, мягко говоря, затруднено…».

Так вот, те, кому подобные гуманистические рассуждения чужды, уже сколачивают банды – кошмарить должников. Кстати, в Харькове вчера по этому поводу была пиар-акция с участием экс-кандидата в мэры Петра Костенко. Два дня тому назад его автомобиль заблокировали у банка, где он взял кредит на эту самую машину. Колеса его «Рэйндж Ровера» спустили и преградили ему путь с обеих сторон. С одной – AUDI A8 председателя правления банка, с другой – Daewoo-Lanos его же службы безопасности. Но Костенко свое имущество все равно забрал: задним бампером "Ровера" отодвинул "Ланос"и уехал на спущенных колесах. Вот Костенко и приехал разбираться с банком на тяжелой технике – БРДМе (боевая разведывательно-дозорная машина). Кредит отдал, прессу собрал, менты ничего ему сделать не смогли.

Понятно, что пока это лишь эпатаж. Но довольно скоро подобная тактика общения банка с клиентами (прокалывание колес и визиты вежливости с паяльником наперевес), видимо, станет приметой времени. Не могу сказать, что это вселяет оптимизм в условиях нашего и так тотального беззакония.

Кстати, слушая стоны банков, о том, как упала их ликвидность и как им трудно работать в условиях курсовых ограничений на наличном валютном рынке (1,5%-ного отклонения обменного курса от официального), хочется спросить: ребята, если вам так плохо, почему по статистике прибыль банков в условиях кризиса увеличилась? И где юркие менялы берут в таких количествах иностранную валюту, если вы ее не продаете?

Да в банках они же ее и берут. Это знает и Стельмах, и Совет НБУ, куда входят представители ряда крупнейших банков или их уполномоченные делегаты, и руководство Нацбанка. Знают и молчат. Потому что теневая продажа валюты – прекрасный безналоговый бизнес, пенки с которого снимают на всех уровнях: от менял до надзирающих структур. Точно так же знают в Нацбанке, что некоторые финучреждения берут 20% комиссии при продаже долларов. А в Кабмине знают, сколько на самом деле должен бы стоить у нас бензин и сколько он стоит. И тоже не реагируют.

Да, милиция задержала руководителя финансовой группы King's Capital Александра Бандурченко по подозрению в мошенничестве. УБОП взял (но не обыскал) гражданина США Роберта Флетчера, который подозревается в финансовых операциях с деньгами украинских граждан. Госфинуслуг обеспокоена деятельностью финансовой группы "Лионе банк", которая привлекала средства клиентов-членов религиозных общин в западных областях.

Но все это видимость борьбы с «пирамидами», которые традиционно плодятся в смутные времена. И в этой борьбе политики и, пардон, вымогательства больше, чем самой борьбы. Не удивлюсь, если мошенника Флетчера отпустят обратно на свой корабль в Гидропарке и дальше разводить наивных граждан на тренингах по финансовой грамотности.

А вот кого не вернешь, так это львовского предпринимателя – владельца сети химчисток и валютных обменников. Судя по всему, он «химчистил» большие суммы валюты, и когда 21 ноября забирал пакет с наличностью из одной из своих контор (около супермаркета "Арсен") его расстреляли. Как водится у нас с львовскими расстрелами, преступников, скорее всего, не найдут. И это придаст энтузиазма их последователям. Ограбление валютных менял – еще один признак времени. Об этом Гринспен, поверьте, в своих книгах не напишет…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам