Вернется ли доллар в «обменки»?

Появится ли доллар в обменных пунктах после того, как Национальный банк отменил запрет продавать наличную инвалюту по курсу не выше 1,5% от официального? Исчезнут ли комиссионные за покупку валюты, которые банки мотивировали этим самым ограничением в 1,5%? Каким будет курс доллара в обменке? Эти вопросы волнуют всех. Но ответы вряд ли обнадежат…

Доллар исчез из продажи еще до того, как Национальный банк издал постановление №356 от 7 ноября "О внесении изменений к постановлению правления Национального банка Украины от 11 октября 2008 года №319", которым заставил коммерческие банки продавать населению наличные доллары по курсу, отличному от официального на 1,5%.

И причина дефицита валюты на самом деле не в том, что банкам не выгодно продавать с ограничением в 1,5% (они свое берут комиссионными), а в том, что КУРС ДОЛЛАРА РАСТЕТ ЕЖЕДНЕВНО. Он бы уже сегодня вырос до 7,5 грн., если бы не выходной день в США. Американцы празднуют День Благодарения, в связи с этим торги по американской валюте проходят со сниженной активностью и ограничениями. Но это не помешало «зеленому» уже к 12 часам доползти с 6,95/6,99 грн. до 7,10/7,25 грн.

Фактически любая операция по обмену доллара на гривну – убыточна. Ведь стоит лишь выкинуть доллары в продажу, как их мгновенно разметут. Во-первых, потому что появившийся дефицит всегда разметают. Во-вторых, доллар – это такой товар, который не портится. Поэтому даже те, кто в валюте не нуждается, возьмут про запас.

Следовательно – сколько долларов ни продавай, все равно будет мало. А теперь представьте: вы – банк, продали доллары, получили за них гривны и точно знаете, что завтра ваши гривны по отношению к долларам обесценятся.

А тут еще и валютный аукцион, которым в последние две недели заменили валютные интервенции. Заместитель председателя правления Нацбанка Александр Савченко сегодня на международной конференции Fitch Ratings в Киеве сказал, что модель аукциона у нас голландская. Я, честно говоря, сразу подумала: правление НБУ травку выкурило – пошло удовлетворять заявки банков на покупку валюты. Потому опять выкурило – и еще удовлетворять. Потом добрые люди из числа финансистов объяснили, что голландская модель валютного аукциона – это когда сначала удовлетворяются заявки по принципу «понижения» сначала с максимальной ценой, затем – ниже, ниже, ниже и так до т.н. отметки отсечения. Хотя травка не отменяется.

Более того, судя по происходящему, она, напротив, получила широкое применение у ответственных лиц. Вы только вдумайтесь в концепцию валютного аукциона.

Заявка на участие с указанием цели покупки валюты и с приложенной к ней суммой в гривнах должна быть подана в НБУ до 14.00 в день проведения торгов. Минимальная сумма заявки составляет 100 тыс. долларов, при этом курс указывается с точностью до сотых. Заявки удовлетворяются, как мы сказали, начиная с наивысшего предложенного курса вплоть до использования всего объема валютной интервенции.

Правда, согласно письму №13-117/5387-16336 от 21 ноября, Нацбанк не будет рассматривать заявки банков, которые не отчитались о распределении купленной у него валюты за предыдущий день до 12.00 текущего рабочего дня.

Вернемся к нашему образу банка, который добросовестно продал валюту населению и перечислил гривны в Нацбанк, вместе с заявкой. Курс он выставлял, руководствуясь только чутьем и навыками, полученными в игре «Угадай мелодию». Тут ему сообщают, что первая попытка была неудачной. В общем, «грайте ще!». Он на следующий день снова подал заявку – и опять мимо.

Что будет с его гривнами, которые он перевел в Нацбанк? Они полежат там, пока не обесценятся. Скажем, на 100 тыс. грн. вчера он мог купить по курсу (6,6 грн./$) – $15 151 долларов, а по курсу 7,2 грн. – только $13888,8.

Так что по всему выходит: пока валютные аукционы будут функционировать тем же загадочным образом, что сегодня, валюта в свободной продаже не появится. Точнее, появится она только у тех, кто знает маленькие тайны Нацбанка – содержание секретных заявок конкурентов – и может дать свое предложение на копейку больше.

То, что подобное происходит, очевидно, поскольку даже супер-лояльный к руководству НБУ глава Ассоциации украинских банков Александр Сугоняка вчера заявил, что «если есть такие колебания, есть и люди, которые знают, когда будет рост, а когда – падение, и кто-то на этом зарабатывает. Почему в совете НБУ присутствует бизнес? Они же имеют инсайдерскую информацию!".

Вторит банковскому лобби и замглавы Секретариата Александр Шлапак, не оставляющий надежды вернуться в Нацбанк в случае отстранения Владимира Стельмаха. Он считает, что аукционы должны быть отменены, вместо них необходимо срочно ввести механизм детального анализа каждой заявки на покупку валюты. С г-ном Шлапаком трудно не согласиться. Правда, возникает вопрос: не повторится ли ситуация с валютным аукционом уже в формате анализа заявок на валюту? Страна у нас такая: всюду, где есть человеческий фактор, появляется коррупция.

И выйдет, что как выигрывал валютный аукцион какой-нибудь гипотетический «НаЕбанк» (сокращенно от «Национальный Единый банк»), так и его обоснования заявок на покупку валюты будет признаны самыми честными и аргументированными. А долларов в киосках как не было, так и не будет…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам