Приказано не выжить

Еще две недели назад аналитики рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P) предположили, что две сотни американских компаний не сумеют погасить совокупную задолженность свыше $350 млрд. «В настоящее время количество компаний с рейтингом ниже В и негативным прогнозом превышает 180. Именно в этой категории и произойдет основная масса дефолтов», – говорится в пресс-релизе S&P.

Надо сказать, что названная цифра – колоссальна: в пиково тяжелом для американской экономике декабре обанкротились только 17 компаний. Почти все они пытались перекредитоваться на невыгодных для кредиторов условиях. И, естественно, не нашли поддержки.

В настоящий момент американским компаниям необходимо рефинансировать бонды на $500 млрд. и банковские кредиты более чем на $1 трлн., что крайне сложно сделать в условиях кредитного кризиса. По данным S&P, количество компаний со спекулятивным рейтингом или рейтингом на грани спекулятивного уже достигло отметки 800.

Небольшое пояснение – не вдаваясь в детали аббревиатур, характеризующих способность эмитента долгового обязательства оплатить свои долги, можно сказать: у большинства рейтинговых агентств, оценки выше В – это направление в сторону инвестиционного рейтинга, а ниже С – спекулятивного. Чем ниже спекулятивный рейтинг, тем больше вероятностью дефолта. Что, в сущности, очевидно.

Из числа крупнейших компаний с рейтингами, ниже инвестиционного, самые большие шансы обанкротиться у символа американского автомобилестроения Ford Motor, лас-вегасской игорной корпорации Harrah's Entertainment, которая является одной из крупнейших в мире сетей казино и отелей, компании розничной торговли ювелирными изделиями и аксессуарами Claire's Stores и многих других.

Кстати, именно ритейловые компании, как ни странно, сейчас представляют основную группу риска в американской экономике. «Нация шопингоманов» резко сокращает количество покупок. Вместе с тем содержание дорогих торговых центров и персонала (пусть даже сокращенного в своей численности) становится крайне невыгодным. Превращенные в музеи роскоши супермаркеты, куда теперь ходят глазеть, а не покупать, испытывают острую нехватку наличных денег. Они не могут рассчитаться с поставщиками, не могут сбыть товар, а скидки в сочетании с падением продаж не компенсируют затрат.

Кроме Claire's Stores Inc., бедствуют Eddie Bauer Holdings, занимающаяся продажей спортивной одежды и аксессуаров, крупнейший в США ритейлор музыкальных инструментов Guitar Center и др.

В целом, по мнению рейтинговых агентств, в частности того же S&P, наиболее рискованными секторами в США считаются розничная торговля, ресторанный и игорный бизнес, производство и продажа автомобилей и автозапчастей, СМИ, печать и развлечения. Именно там стоит ждать самых больших неприятностей.

Стратегические предприятия и даже банки пока, по мнению аналитиков, имеют больше шансов на выживание. Это связано с тем, что американское правительство не жалеет денег на их поддержку. Именно 700-миллиардный «план Полсона», а теперь сменивший его «план Обамы», объемы помощи по которому в процессе обсуждения колеблются от $827 млрд. до $920 млрд., позволяют американским компаниям активно перекредитовываться. В отличие от европейских компаний.

Не секрет, что в США на спасение бизнеса тратится несравнимо больше денег, чем в Европе. Государственные вливания пришли на помощь экономике, когда американская модель существования фондового рынка, при которой банки еще со времен Великой депрессии были разделены на коммерческие и инвестиционные (последние фактически выполняли роль посредника между корпорацией-эмитентом, выпускающей ценную бумагу, и фондовым рынком), потерпела крах. А многие инвестбанки обанкротились.

Благодаря этому популярность обмена долговых обязательств терпящих бедствие компаний в США постоянно растет, в то время как в Европе этот способ урегулирования по-прежнему встречается крайне редко.

Однако при всей щедрости как республиканской, так и демократической администрации Белого дома далеко не все компании, скажем, те же торговые сети, могут получить необходимую помощь. Это связано именно с безрадостными прогнозами аналитиков рейтинговых агентств, которые считают их перспективы безнадежными. И вызывают у сенаторов и конгрессменов глубокое сомнение, нужно ли оживлять без пяти минут покойника.

Вопрос «Давать или не давать денег?» постоянно мучает и руководство Евросоюза. Несмотря на более консервативные принципы европейского фондового рынка, где отсутствует разделение банков на инвестиционные или нет, и, как мы уже сказали, меньшие объемы госпомощи, по подсчетам Standart & Poors, только 60-75 европейских компаний из имеющих спекулятивный рейтинг, в 2009 году могут объявит о дефолте по долгам на общую сумму $28-35 млрд. Прежде всего в Европе пострадают розничная и оптовая торговля, текстильная промышленность, отчасти дистрибьюторство и автомобилестроение. Лидером по дефолтам среди европейских стран может стать Франция. А самыми громкими банкротствами могут стать предполагаемые разорения компаний NXP (вторая по величине полупроводниковая компания в Европе) и химической корпорации Ineos.

Также очень плохи дела у таких известных украинскому бизнесу транснациональных корпораций, как металлургический гигант ArcelorMittal, британская группа по производству запчастей GKN, французская цементно-строительная компания Lafarge, немецкий производитель автокомплектующих Continental, а также швейцарский трейдер Glencore, работающий на рынке зерна и сырьевых поставок.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам