«Горьким моим словом посмеюся»

"Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой невозможно".
Николай Гоголь

"Великий писатель земли русской" — называли Николая Васильевича Гоголя не менее великие писатели и поэты, считавшие себя его преемниками: Тургенев, Островский, Некрасов, Достоевский и Лев Толстой. Это не просто пафосные слова или "элемент надуманности", это историческая реальность, документально зафиксированная нашими коллегами-журналистами ровно 100 лет назад. И все действительно так, ибо Гоголь — великий русский и украинский писатель, автор бессмертных произведений, которые знает любой уважающий себя человек, таких как "Ревизор", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба", "Вий", "Мертвые души" и многих, многих других. Удивительный талант Николая Васильевича проявился в этих столь непохожих друг на друга произведениях по-разному: то поражая читателя богатством языка и колоритностью украинской жизни, то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая здоровый и вместе с тем настораживающий смех в "Ревизоре" и "Мертвых душах"…

Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба спустя два столетия после его рождения снова ставят перед историками вопросы, на которые ищет ответы уже не одно поколение исследователей. И разгадку следует искать не только в душевных противоречиях самого писателя, но и в его родных местах. Ведь не секрет, что значительное количество исторических персоналий, чьи имена вошли в анналы мировой истории, подарила нам щедрая полтавская земля. Вот и нынешний год заставляет историков не только нашей страны, но и всей Европы вновь обратить свои взоры к Полтаве, что вполне естественно в преддверии 300-летия Полтавской битвы. Но не только этим славен чудный край. Документально встречи Гоголя с другим полтавским гением — Котляревским — не зафиксированы, тем не менее известно, что написание "Ревизора" тогда еще молодым и амбициозным Николаем Гоголем было "инициировано" не только рассказами Пушкина, но и "Энеидой" Котляревского. Полтавская земля тех времен стала своеобразным "интеллектуальным арсеналом" будущего творческого развития империи. 

Сегодня, т. е. спустя 200 лет со дня рождения великого Гоголя, интерес к нему и его творчеству как в России, так и в Украине огромен, но вместе с тем и неоднозначен. Современные украинские историки придерживаются двух разных точек зрения на личность и творчество Гоголя, и обе они неправомерны, а точнее говоря, неприемлемы. Одни оценивают его как "предателя интересов Украины", в которой он родился и которой, как известно, в середине позапрошлого века не было как страны. Другие — как скрытого украинофила в русской культуре, что также не соответствует действительности. Ведь не секрет, что и Шевченко, и Гоголь писали прозу только по-русски, но не потому, что они были русскими по сути, а потому, что писали по велению русской души, исходя из основополагающего понятия — Киевская Русь. А вот это-то далеко не всем и нравится в современном восприятии творчества Николая Васильевича. Например, один из последних переводов повести "Тарас Бульба" на украинский язык существенно исказил творческую мысль Гоголя. Такое основополагающее для Николая Васильевича словосочетание, как "Русская земля", заменено словами "Украинская земля". Почему? Зачем? Ведь это уже не Гоголь. В "Тарасе Бульбе" Гоголь отметил, что его литературным героям, славным казакам Запорожской Сечи, присуща одна общая черта — их самоотверженная преданность Родине. Сраженные в битве казаки, умирая, славят Русскую землю. Сбываются слова Тараса: "Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество. Уж если на то пошло, чтобы умирать, так никому ж из них не доведется так умирать!.. "Вот пошатнулся смертельно раненый удалой атаман Мосий Шило, наложил руку на свою рану и сказал: "Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!" Добрый казак Степан Гуска, поднятый на четырех копьях, только и успел воскликнуть: "Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!" Упал старый Касьян Бовдюг, сраженный пулей в самое сердце, но, собрав последние силы, сказал: "Не жаль расстаться с светом! Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!". Разве подмена правды полуправдой может стать истиной? Нет и еще раз нет. Гоголь был твердо убежден, что пока жива вера в народе, будет жив и сам народ. Как справедливо писали его современники: "…малороссийский народ был в огромной массе своей с Гоголем, а не с теми отщепенцами, которые, подобно сыну Тарасову — Андрию, отреклись от тысячелетней России". Истина как раз в том, что великий русский писатель всегда с любовью относился к украинскому народу и ко всему, что связано с его малой родиной. Гоголю не нужно было выяснять, малоросс он или русский, хотя в споры об этом его втянули как друзья, так и завистники. В 1844 году, уже став известным, он так отвечал на вопрос о том, кто он, хохол или русский: "Скажу вам одно слово насчет того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характера, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве". В записной книжке Гоголя, которая стала доступной после его смерти, было отмечено его пожелание: "Обнять обе половины русского народа, северную и южную, сокровище их духа и характера". Именно свою полтавскую землю, а с ней и Черниговскую (если быть более точным — Нежинскую, ибо в Нежине он получил воспитание и образование) он считал южными русскими землями. А диапазон его переездов — Петербург, Москва, Киев, Одесса, Калуга, снова Москва — говорит о том, что и Северная, и Южная Русь были для него родным домом. 

Говоря о судьбе Николая Гоголя, нельзя не остановиться на его биографии, особенно на "семейно-бытовом уровне", ведь как и его творческий отец Иван Котляревский и как творческий брат Тарас Шевченко, он не был женат. Что это, "полтавский синдром мужской верности" или историческое совпадение? Котляревского он боготворил и считал, что "место ему в Европе. На худой конец, в столице". О своем друге Тарасе он говорил: "Я знаю и люблю Шевченко как земляка и даровитого художника. Но его погубили наши умники, натолкнув его на произведения, чуждые истинному таланту. Они все еще дожевывают европейские, давно выкинутые жваки". Кстати будет сказать, что Звенигородский уезд, т. е. родина Шевченко, тогда был составной частью Полтавской губернии, а не Киевской, ибо административная граница между губерниями проходила по правому берегу Днепра. Но речь не об этом, а о Гоголе. 

Родился он, по одним данным, 19-го, по другим — 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства, которая оставила неизгладимый след в его дальнейшем творчестве. После окончания Нежинской гимназии, в декабре 1828 года, отправляется в Петербург с надеждой начать самостоятельную работу. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829-го уезжает за границу, но скоро возвращается. В ноябре 1829 года получает место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, неудержимо влекла к себе литература. В 1833-м рассматривался вопрос о переезде в Киев, город, который боготворил писатель. В декабре того же года он писал своему приятелю Михаилу Максимовичу из Петербурга: "Благодарю тебя за все: за письмо, за мысли в нем, за новости и проч. Представь, я тоже думал. Туда, туда! В Киев! В древний, в прекрасный Киев! Он наш, он не их, не правда? Там или вокруг него деялись дела старины нашей. Говорят, уже очень много назначено туда каких-то немцев, это тоже не так приятно. Хотя бы для святого Владимира побольше славян. Нужно будет стараться кого-нибудь из известных людей туда впихнуть, истинно просвещенных и так же чистых и добрых душою, как мы с тобою". Друзья предлагали Гоголю добиваться кафедры всеобщей истории во вновь открываемом тогда Киевском университете Святого Владимира. В словах "он наш, он не их" Гоголь подразумевал не украинцев и русских, а славян и "немцев-западников", ведь последние усиленно стремились занять места в Киевском университете. Но, как сейчас принято говорить, "не состоялось", и по вполне объяснимым причинам. Гоголь был патриотом-славистом, чего "немецко-западная" профессура не могла допустить. Вот еще один пример исторического парадокса, когда гений и патриот не нужен своей родине, малой родине.

Но, оставшись в Петербурге, он не упал духом. В это время Гоголь сближается с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого писателя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ". "Когда я творил, я видел перед собой только Пушкина… Мне дорого было его вечное и непреложное слово", — вспоминал он впоследствии. В 1835 году был написан "Ревизор" и уже в 1836-м поставлен в Москве с участием Щепкина. В недавнем советском прошлом было принято говорить, что вскоре после постановки "Ревизора" затравленный реакционной печатью и "светской чернью" Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Увы, это далеко не так. Обратимся к нашим коллегам из "Всемирного русского слова", точнее, к их статье о "Ревизоре", напечатанной в мартовском номере 1836 года: "Все чиновничество, все столичное общество ополчилось против автора, и только благодаря императору Николаю I "Ревизор" появился на сцене. После просмотра пьесы государь отметил: "Всем досталось, а мне больше всех". Известие о гибели Пушкина было для Гоголя страшным ударом. Именно это стало причиной его первой депрессии и отъезда в Рим. В апреле 1848-го, после путешествия в Иерусалим, к Гробу Господню, Николай Васильевич окончательно возвращается в Россию. Живя попеременно в Петербурге, Одессе, Киеве и Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Москва стала ему родным городом. "Москва — моя родина. Кто сильно вжился в жизнь римскую, тому после Рима только Москва и может нравиться". Так говорил о своем переезде в Первопрестольную сам писатель. Но и Москва с ее духом православия и патриархальности не смогла восстановить душевное равновесие писателя. Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852-м начались встречи Гоголя с религиозными фанатиками и мистиками. 11 февраля 1852 года, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома "Мертвых душ", а 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре. Первоначально он был погребен в Свято-Даниловом монастыре, а в 1931 году, в связи с известными событиями по уничтожению святынь, был перезахоронен на Новодевичьем кладбище. 

На этом можно было бы и поставить точку, но исходя из того, что именно сегодня, в преддверии очередного юбилея писателя, интерес к его личности нисколько не пропал, хотелось бы дать одну краткую историческую справочку. Для этого включим условную машину времени и перенесемся в конец марта 1909 года. Российская империя готовится к празднованию 200-летия Полтавской битвы (а что еще оставалось делать после бездарного проигрыша, но не поражения в русско-японской войне?). Вместе с этим российская общественность на всех уровнях готовится и к первому вековому юбилею на государственном уровне…

Николая Гоголя. Ко дню его рождения, т.е. к 19 марта, вновь издаются массовым тиражом произведения писателя, в Петербурге, Харькове, Киеве, Одессе, Нежине и, конечно же, Москве проходят Гоголевские чтения. Прогрессивная общественность просит простой люд не бояться чиновничьего своеволия, а бороться с ним "по-гоголевски". В малороссийском Нежине открывается школа имени Гоголя, а затем и библиотека, но главное — начинают издание цикла произведений под общим названием "Гоголь и Украина". И это не сегодня, а век назад! А главная газета для рабочих "Журнал-Копейка", которая столько и стоила, целый номер (от 19 марта 1909 года) посвятила Гоголю, его творчеству и борьбе с "вредными для общества чиновническими типами". Так вот какие были времена, какие были нравы! 

Может, и сегодня есть смысл, как это делали "прозревшие самодержцы и августейшие особы", обратиться к рабочему люду, чтобы он с некоторыми представителями нынешних городничих, чичиковых, собакевичей, переропенковых, ноздревых, маниловых, петрушек, коробочек и прочих поступил "по заслугам их", т. е. по-гоголевски.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам