Двойные стандарты для европопрошаек

Вы не поверите, но «кыця» опять уделала «мессийку» по части на шару попиариться на народном горе. Пока Виктор Ющенко паковал чемоданы и гладил носки для встреч на саммите «Восточного партнерства» («ВП») в Праге, Юлия Тимошенко срочно мотнулась в Днепропетровск. Там случилось несчастье – сгорели 10 человек. И «кыця» немедленно продемонстрировала стране: мол, это президент шляется по заграницам, а вот «народна прэмьерка» – с народом…

На саммит «ВП» от Украины, между прочим, пригласили и президента, и премьера. Но Тимошенко, как видим, удачно соскочила с темы с прибылью для себя. А поедь она в Прагу, то и ей пришлось бы участвовать в очень сомнительном для Украины мероприятии. И разделять с Ющенко политическую ответственность за присоединение Украины к этому самому «ВП», которое, конечно, не помешает стране, но пользы от которого – как с козла молока. Это только на первый взгляд кажется, что, приглашая в Прагу Ющенко и Тимошенко, Киеву оказали великую честь. На самом же деле – подсластили горькую пилюлю, которую Украину и заставили заглотнуть…

Саммит «Восточного партнерства» – это, по сути, слет руководителей стран, которых фактически превратили в европейских попрошаек, но так ничего хорошего им и не дали. Ни денег (600 млн. евро от ЕС на шестерых участников «ВП» до 2013 года – это ничтожно мало, мизер), ни надежд («ВП» – это для всех его участников сотрудничество без перспектив вступления в ЕС). Более того, «остпартнерам» еще раз продемонстрировали, что они на данном конкретном отрезке времени нужны Европе, как зайцу стоп-сигнал. И напоминают пресловутый старый чемодан. Нести (то есть принимать в члены ЕС) не получается – Евросоюз не готов. А вот бросить (окончательно закрыть темы расширения ЕС на восток и более тесной интеграции стран постсоветской Европы в евроструктуры) не хочется. Жалко – страны могут уйти под влияние России, и где тогда искать буфер или санитарный кордон на границах Евросоюза, паче чаяния он понадобится во время очередного обострения отношений по оси ЕС – Россия.

Почему такой пессимистический вывод? Очень просто. Во-первых, потому, что ничего экстраординарного в Праге не произошло. ЕС элементарно определился с форматом отношений с частью европейских стран (Украиной, Беларусью, Молдовой, Арменией, Грузией и Азербайджаном). Точнее, заменил прежнюю так называемую «Европейскую политику соседства» («ЕПС»), которая мало что дала как ЕС, так и его «соседям», на более знакомую форму, соответствующую еще одной стороне света. Если на западе есть собственно сам ЕС, то на севере с 1997-1999 годов уже существует так называемое «Северное измерение» («СИ»). С 2006 года оно является совместной политикой ЕС и его северных соседей-нечленов – Исландии, Норвегии и России. Запевалой этого процесса с подачи США выступила Финляндия.

На юге, для стран Средиземноморья, Северной Африки и Ближнего Востока у ЕС есть сегодня так называемый «Средиземноморский союз» («СС»), объединяющий общим стремлением к сотрудничеству 43 государства – тоже членов и нечленов Евросоюза. «СС» многие расценивают как естественное продолжение пресловутого «барселонского процесса» – попыток создать действенный механизм европейского и средиземноморского сотрудничества, начало которым было положено в 1995 году в Барселоне на конференции Евро-Средиземноморского партнерства. «Мотором» этого «СС» считают Францию (ее президента Николя Саркози и его личного советника Анри Гэно).

И вот на востоке – вполне логичное «Восточное партнерство», пришедшее на смену «ЕПС». Эта самая «ЕПС», по замыслу ее инициаторов, должна была «разделить блага состоявшегося в 2004 году расширения ЕС с соседними странами в плане укрепления стабильности, безопасности и повышения благосостояния всех заинтересованных стран». Но не срослось – не разделила. Теперь этим «разделением» займется «ВП».

Основной принцип сотрудничества с участниками «ВП» – это опять, увы, жесткое навязывание своих решений и двойные стандарты при оценке происходящего в той или иной стране-«остпартнере».

Для Украины это проявляется в том, что «ВП» для нее может обернуться фактически остановкой на пути углубления двухсторонних отношений с Евросоюзом. Именно углубление двухсторонних отношений украинская сторона видела главной целью перед саммитом «ВП». Об этом говорили и сам Ющенко (устами своей пресс-секретарши), и его внешнеполитические советники. И если двухсторонние отношения после саммита будут остановлены «в общей куче», без акцентирования внимания на двухсторонних украинско-еэсовских отношениях, то «ВП» для Украины – это однозначно торможение с целью подождать, пока к такому же уровню сотрудничества с ЕС подтянутся Армения, Беларусь, Азербайджан, Грузия или Молдова. В Праге ожидается, что в рамках саммита глава украинского государства проведет встречу с европейским комиссаром по вопросам внешних отношений и политики соседства Бенитой Ферреро-Вальднер. Кроме того, Ющенко также встретится с президентом Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу и министром иностранных дел Великобритании Дэвидом Милибэндом. Но вряд ли это изменит общую картину. Для ЕС такое отношение к Украине – это «стрижка под одну гребенку» стран с разным уровнем интеграции в Объединенную Европу. И если для тех, у кого этот уровень низкий, «ВП» – это желанная программа, то для Украины – это затягивание во времени, имитация интеграционного процесса…

Косвенно эту невыгодность ВП для более продвинутой на запад Украины признают даже западные эксперты. Но главная внутренняя проблема Украины – в том, что все ее планы остались только планами. На бумаге и в словах обещаний на многочисленных переговорах, а не в конкретике дел. Вот ЕС и разочаровался в Украине. И притормозил двухстороннее сотрудничество с ней, отправив ее в «ВП», где «все – для всех». За компанию с другими лузерами в деле евроинтеграции. Об этом говорит и сумма (упомянутые 600 млн. евро), выделенная ЕС для реализации «ВП», и отказ многих европейских лидеров засвидетельствовать свое почтение участникам «партнерства» (в Прагу не приехали лидеры Франции, Великобритании, Испании и даже Польши с Литвой)…

Участие Ющенко и Тимошенко в саммите «ВП» фактически означало бы признание этого не очень утешительного факта. И ответственность политическую им пришлось бы нести вдвоем, делясь ею. Но Тимошенко, смывшись в Днепропетровск, давно преданный ею в угоду свидомитским экспериментам президента и его нацвозрожденческой компании, предоставила такую «честь» одному Ющенко: мол, расхлебывай сам.

Но двойные стандарты-то в том, что ЕС приглашал в Прагу и Ющенко, и Тимошенко, невзирая на то, что именно они не только провалили все программы евроинтеграции Украины, но и поставили страну на грань экономико-политического коллапса. И в Праге опять намеревались помирить украинских президента и премьера, видя в них своих ставленников и носителей евроценностей. И, конечно же, именно эти фигуранты опять должны будут просить Европу признать «еврогодность» Украины…

Точно так же – в позу просителей европризнания по всем аспектам жизни – поставлены и все остальные участники «ВП». Всем им фактически сказано: вы, братцы, работайте, докажите свою пригодность сами, но на полноценное членство пока не надейтесь. А мы посмотрим, оценим и вынесем вердикт – годны вы для Европы или нет.

И вот тут-то двойные стандарты и проявляются во всей красе. Хотите пример? Пожалуйста. На саммит «ВП» из Беларуси, кроме представителей власти, пригласили и лидеров антилукашенковской оппозиции – Станислава Шушкевича, Александра Козулина, Александра Милинкевича. А вот из Грузии – только президента Михо Саакашвили. Грузинскую же оппозицию, которая с камнями в руках старается убрать Михо с его поста, призвали умерить пыл и не трогать «нужного человека» и «демократа». То есть получается, Лукашенко, который уже давно не трогает оппозиционеров физически, – это по-прежнему «последний диктатор Европы», а Саакашвили, натравливающий спецназ с дубинками на своих оппонентов, – это «светоч демократии».

И как тогда с точки зрения «демократичности» оценивать президента Азербайджана Ильхама Алиева, при котором азербайджанская оппозиция фактически выброшена на маргинез и тихо там загибается? Или президента Молдовы Владимира Воронина, который не бросил спецназ на своих оппонентов, устроивших «мамалыжную революцию» в начале апреля сего года? И вот к Алиеву у Европы претензий нет, а Воронина нагибают до земли и убеждают, что он должен не наказывать громил и поджигателей, а «помириться» с ними «во имя демократии». Странная получается демократия, выборочная и жестко конъюнктурная, селективная, …

Да и с Лукашенко «продвинутые европейцы» вообще поступили откровенно по-жлобски и коварно. В обмен на непризнание им независимости Абхазии и Южной Осетии Беларусь – в виде поощрения – пригласили в «ВП», но самого «бацьку» грубо продинамили, напустив на него, правда, нашего Ющенко, который перед саммитом «ВП» должен был сыграть роль посредника-амортизатора. Ющенко встретился с Лукашенко 6 мая 2009 года. Но можно не сомневаться: Лукашенко тоже готов динамить европейцев в ответ. И будет торговаться с Россией и ЕС до последнего. Лукашенко уже заявил, что не даст превратить «ВП» в «антироссийский проект», но, с другой стороны, он по-прежнему не хочет признавать режимы Сухуми и Цхинвали…

О помощи в решении своей проблемы – Нагорного Карабаха – с двух сторон Европу будут просить Армения и Азербайджан. На саммите «ВП» даже анонсированы переговоры на эту тему между армянской и азербайджанской сторонами при посредничестве и непосредственном участии европейцев. Но трудно представить, чем может помочь в этом деле ЕС после того, как он фактически благословил одностороннее провозглашение независимости краем Косово, частью другого независимого государства – Сербии. Опять двойные стандарты. Косово можно, потому что косовары – «демократы» и «европейцы», несмотря даже на то, что их руководители, по словам прокурора Гаагского трибунала для Югославии Карлы дель Понте, торговали человеческими органами убитых сербов и покрывают евронаркотрафик. А вот Нагорному Карабаху отстаивать свою госнезависимость нельзя. Почему нельзя?

Точно такой же вопрос могут задать европейцам и руководству Молдовы лидеры самопровозглашенной и никем не признанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), раз создан косовский прецедент. Европейцы говорят, что Косово – это особый случай. Но чем особый, доказать не могут. Потому что, с точки зрения формальной логики, прецедент – он и в Африке прецедент, как его ни назови. Вот и не признают Косово ни Испания, ни Греция, ни даже верная и на всю голову «демократическая» Грузия или Румыния, которая вообще пытается лишить независимости и «влить в себя» соседнюю суверенную Молдову…

И в этом тоже проявляются двойные стандарты. Румыния – член НАТО и ЕС – фактически подрывает суверенитет и независимость другого независимого государства – Молдовы. Но ЕС не порицает за это Бухарест, а просто объединяет его вместе с Кишиневом в одной структуре – том же «ВП». Дескать, там по-братски и разберутся…

Но разберутся ли? Похоже, саммит «ВП» просто законсервирует проблемы ЕС и прочей Европы в ее нынешнем половинчатом положении. ЕС не готов отказаться как от идеи дальнейшего расширения, так и от политики сдерживания «неофитов». Последних скорее всего ждет участь Турции. Та, бедная, просится-просится в ЕС уже несколько десятилетий, а ее мурыжат на пороге, не говоря ни «да», ни «нет». Теперь в точно такой же ситуации окажется и Украина. Слабым утешением может быть только то, что не она одна. Как там утешал импотент-оптимист коллегу-пессимиста: это ничего, что не стоит, зато висит красиво…

…Зависаем? Вот вопрос и Ющенко, и Тимошенко. «Кыця» на него, правда, уже ответила…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам