С перекошенным лицом…

Об этом в России везде, кроме самой России, принято говорить в трагическом тоне: "поражение демократии", "проблемы демократии", "демократии в России нет" и т. д. Тем не менее в этой стране существуют демократические силы и борцы за демократию. Даже "Демократическая партия России" была. Именно ее лидер, Андрей Богданов, наряду с "вечными кандидатами" Геннадием Зюгановым и Владимиром Жириновским составил конкуренцию Дмитрию Медведеву.

Но народ Богданова почему-то не захотел. Так что победил в итоге Владимир Путин. Ибо народ в России всему голова, и демократия там тоже не лыком шита. Правда, по телевизору ее не увидишь. А увидишь — не поверишь. Демократия в России — явление еще более загадочное, чем у нас, но она есть. 

Родина слышит, родина знает. Я приехал в Петербург на следующий день после убийства Анны Политковской и прожил там с короткими перерывами более двух лет, раздуваясь от гордости за свою страну — Украину. Убийство журналиста оппозиционной газеты в России — это не преступление против личности или свободы слова. Это преступление против демократии, даже если ее не существует. Вся сознательная общественность всколыхнулась и обратилась к Западу. Взгляд ее тут же, и в который раз, уперся в соседнюю Украину… 

Наша страна действительно может показаться землей обетованной, если смотреть на нее из студии радио "Эхо Москвы". Именно в Украине предоставляют политическое убежище, телевизионные эфиры и право выбора всем желающим. Такое впечатление, что за восемь долгих лет в России серьезно истосковались по шествиям с факелами. Те, кто в 1993-м ходил пешком под стол, и их старшие товарищи хотят творить историю своими руками. Нет, "цветной революцией" в России не пахнет. Ею бредит в теплых кухнях прогрессивная молодежь, но не более. Как сказал во время публичной политической дискуссии один деятель, нужно воспитать у нового поколения потребность в либеральных ценностях и преодолеть 8-процентный барьер на выборах в Думу. Уйдет на это, по его же словам, минимум 15 лет. Три президентских срока, однако. Поэтому нынешним поколениям остается ждать, надеяться и пытаться докричаться до своей народно избранной власти. Ну или до любой, которая возмущает русские умы. А родина слышит, родина знает, будьте уверены. 

У вас здесь демократия, а мы следим за порядком! Одна моя московская знакомая, будущий юрист и специалист по государственным тендерам, уверена, что выразить свое "я" в России может каждый. "Нужно только правильно оформить документы и уведомить власти", — говорит она. А гей-парад Лужков запретил, потому что могли возникнуть провокации со стороны скинхедов. "С каких это пор Юрий Михайлович так печется о благополучии секс-меньшинств?", — удивляюсь я. Или не удивляюсь. Свойственно же людям меняться, особенно под влиянием грамотных консультантов. А то, не ровен час, еще в ксенофобии обвинят.
Но подать уведомление о волеизъявлении народу действительно необходимо. Процедура регулируется федеральным законом России "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях". Вроде бы все просто: уведомил по утвержденной форме, собрал народ, подготовил плакаты — и митингуй на здоровье. Но согласно 12-й статье этого же закона, орган субъекта РФ может донести до сведения организатора обоснованное предложение об изменении места или времени мероприятия. На первый взгляд, ничего страшного здесь нет. Однако цель любого народного собрания — привлечь внимание, а "обоснованные предложения" обычно выносятся по принципу — с глаз долой, из сердца вон. Перенос же места пикетирования учреждения вообще лишает акцию всякого смысла. Если обоснований для изменений нет, можно устроить на том же месте какой-нибудь праздник с песнями и плясками. А недовольных граждан отправить в какой-нибудь глухой угол — пусть митингуют. И демократии хорошо, и людям. 

Мне довелось быть свидетелем акции протеста в подмосковной Балашихе. Сзади сцена упиралась в тупик, плавно переходящий в зеленые насаждения. Вокруг возвышались дома и детские горки. Бабушки с интересом высовывались из окон, мамы торопливо забирали малышей домой. Но и этого местным исполнительным органам показалось мало. Областные власти вообще намного изобретательнее московских по части демократии. Попирая все законы, они умудряются разрешать в одном месте по два митинга одновременно. Причем один митинг обязательно проходит в поддержку того, против чего протестуют оппоненты. Как правило, митингующие в защиту этой самой власти снабжены мощными усилителями и плакатами неручной работы. Перекрикивая друг друга, на противоположные сцены взбираются ведущие истероидного типа и меряются мощностями микрофонов. Иногда на какой-нибудь из помостов удается прорваться провокатору из вражеского лагеря, и буря народного гнева накатывает с новой силой. Защитники под конец действа могут грянуть бодрую песню. Нападающие — потрясти со сцены перерезанными проводами, пожаловаться на сорванный голос и вероломность власти. Спустя несколько часов и те, и другие, усталые и преисполненные гражданского долга, разбредутся в разные стороны… 

…В тихих, уютных, почти дачных Химках сторонники и противники вырубки леса не просто орали во всю глотку под разными лозунгами. Бравые молодчики начали швырять в толпу оппонентов помидоры. После чего милиционер, улыбаясь, вывел хулигана из возмущенной гущи и помог ему затеряться в толпе. В ответ на жалобы граждан страж закона выдал фразу, достойную Аристотеля: каждый может выражать свою точку зрения, у нас демократия. Мы здесь только следим за порядком, и мы считаем, что у нас здесь порядок… 

…Когда в 2006 году яйцами бросали не в кого попало, а в Эдуарда Лимонова, за порядком тоже следили. Поэтому два года за хулиганство отсидел активист-"лимоновец", вступившийся за своего лидера. Отсидел, вышел и пошел на очередную акцию по восстановлению справедливости, где мы и познакомились. 

Приличным людям стыдно согласиться. Но не все так прогнило в "датском королевстве". Массовые шествия в России могут и разрешить. К маршам "несогласных" власти даже как-то привыкли, и проводятся они регулярно, хотя и не без эксцессов. Однажды погожим летним днем я сам протопал от БКЗ "Юбилейный" на Лиговском до музея Суворова. На место сбора участников можно было попасть только через рамку металлоискателя, а на протяжении всего маршрута тянулась цепочка из дружинников. Спортивного вида юноши стояли в позе футболистов во время пенальти и потели. Товарищи в военной форме и с собаками нетерпеливо поджидали нас вокруг площадки для митинга. Я шел в толпе людей самых разных возрастов и профессий. Слева от меня шагал мой приятель — исполнительный директор. Справа — его приятель — ученый-фармацевт, приехавший в отпуск из Штатов. Тут же сновали бодрые пенсионеры с плакатами и счастливые папаши с детьми на шее. "Скоро приличному человеку стыдно будет признаться, что он не был на "марше несогласных", — заметил мой товарищ, и я оглянулся вокруг. Приличных людей набралось около тысячи. Они дружно поаплодировали ораторам, поцокали языками и мирно отправились восвояси. 

Вообще, в этих самых "восвоясях" "несогласный борец за демократию" проводит большую часть своей общественной жизни. Он посещает свои сайты, ходит на свои митинги и брызжет слюной в своем персональном блоге. Он даже может стать известным в своих кругах и попасть на страницы своих же газет. Существующий порядок от этого никак не пострадает. И в этом Россия почти ничем не отличается от нас. Только у нас за демократию без проблем может побороться каждый, а у них — исключительно свои. Они так и называются — "Наши". Это молодежное движение давно получило статус "прокремлевского", поэтому проблем с "местом и временем" для митингов у них не возникает. И у аналогичных организаций тоже. Так, 2 ноября 2008 года для проведения акции "Американское шоу — итоги Хеллоуина" перекрыли несколько полос Садового кольца. "Нашисты" дружно посмотрели антиамериканский ролик и зажгли свечи в тыквах. В каждой тыкве торчал флажок США с именем и фамилией человека, погибшего, как утверждали участники, "по вине американцев". Естественно, что происходило все у здания посольства. Угадайте какого. 

Демократия против всех. Борьба за демократию в России парадоксальна, потому что идет по всем фронтам. О необходимости реформ, свобод, росте благосостояния говорят и левые, и правые, и маргиналы, и официальные лица примерно одними и теми же словами. Только пеняют, как правило, не на себя, а друг на друга. Что характерно, громко говорят о попранных ценностях, только если происходит что-нибудь из ряда вон. Убийство, арест, несправедливое решение суда. Демократия в России — не вид устройства политической системы государства. Это форма протеста. Государство играет в демократию по своим, часто жестоким, правилам, а граждане борются за демократию со своим государством. Другими словами, за право устанавливать собственные правила… 

…Но любая власть влечет за собой ответственность. С ответственностью в России туговато. Ответственность, в отличие от демократии, никому не нужна. Да и демократия — прерогатива больших городов. Поэтому и голосуют за "назначенного" президента почти единогласно, и явка в некоторых регионах зашкаливает за 100%. А в случае чего всегда можно поехать в Питер или в Москву — выразить свой протест. Ведь там-то демократия точно есть. Пусть и с перекошенным лицом…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам