Профсоюзы: три точки над «і»

Официально украинские профсоюзы насчитывают 9,8 миллионов членов. Этой цифрой оперирует руководство Федерации профсоюзов Украины. Есть еще одна впечатляющая цифра, правда, на ней стараются не акцентировать внимание: профсоюзное имущество стоит больше миллиарда долларов.

Постсоветский синдром

Украинские профсоюзы – одно из наследий СССР. Профессиональные союзы существовали на предприятиях и в бюджетных организациях, со временем появились и в частных компаниях. Параллельно с отраслевыми профсоюзами (металлургов, учителей, медиков, аграриев и т.д.) существуют и региональные советы (различные профсоюзы области объединены по территориальному принципу). Как и в большинстве других стран, у нас есть координирующий орган – Федерация профессиональных союзов Украины.

Теоретически украинские профсоюзы – одно из крупнейших объединений трудящихся в мире. К сожалению, в нашем случае количество не переходит в качество социальной защиты.

Западная модель профсоюзов предполагает постоянную оппозиционность к власти. Постсоветские профобъединения в значительной мере остаются приложениями к администрациям и поддерживают отношения с властью по принципу: «Чего изволите?». Так было в советские времена, но шлейф лакейской привычки тянется и по сей день. Сегодня профсоюзы выполняют обслуживающе-декоративную функцию, в лучшем случае занимаясь организацией культурно-массовых и оздоровительно-спортивных мероприятий.

Существующая модель не способна защищать права и интересы трудящихся. Уровень беспомощности наших профсоюзов доказал кризис, который едва ли не сложнее всего в мире проходит в Украине.

Владельцы металлургических и химических комбинатов, шахт, строительных компаний не занимались модернизацией предприятий, диверсификацией отраслей экономики и не затрагивали вопросы реальной конкурентоспособности. Капиталы оседали в оффшорах. Таким образом, во время кризиса устаревшие украинские предприятия не смогли выдержать испытания и потеряли заказчиков. Так как профсоюзы не заставили работодателей создать «социальные подушки безопасности», наемные работники оказались полностью беззащитными. И именно их владельцы заставили «расплачиваться» безработицей или снижением и задержками заработных плат.

Могут, но не хотят

Благодаря «оранжевой» революции был шанс изменить парадигму профсоюзов. Не важно, какие цвета тогда выбирали люди – это было проявление гражданского сознания. Осознание собственных прав и сил могло бы стать основой преобразования профсоюзного движения с формального на реальное. Но этого не произошло, ведь у профсоюзных лидеров не было желания утруждаться. Им ведь и так хорошо. Особенно, когда рядовые члены даже не догадываются о своих правах и обязанностях перед ними их же лидеров.

Сейчас очень модно обвинять в бессилии профсоюзов советские корни. «Вождям» не стоит оправдывать собственное бездействие посторонними причинами. 18 лет независимости – достаточный период для тех, кто действительно хочет изменений.

Несмотря на то, что украинское трудовое законодательство отстает от западного, у профсоюзов есть немало рычагов влияния. Как минимум, профорганизация должна защищать права своих членов в судах, органах государственной власти и местного самоуправления в случае нарушения их прав: в частности, невыплаты заработной платы и т. д.

Далеко не все, даже члены профсоюзов, знают следующий факт. На предприятиях, в учреждениях, организациях действуют коллективные договоры, заключенные между трудовым коллективом и работодателем, где прописаны права, льготы и дополнительные социальные гарантии работников. В большинстве случаев работник не может быть уволен без согласования с профсоюзом. Профсоюз не вмешивается, если человек увольняется по собственному желанию, по соглашению сторон и т.п. (поэтому некоторые работодатели оказывают давление на работников, чтобы те увольнялись сами). В остальных случаях – при сокращении или в случае, если работник плохо работает, увольнение согласовывается с профсоюзом. Приказ об увольнении без подписи лидера профсоюза является недействительным.

И раз, и два, и три…

Люди должны почувствовать, что профсоюз для них зонт, подушка безопасности и страховка во всех социально-сложных случаях. Для этого предлагаю план модернизации профсоюзов, который кратко выражается тремя словами: инвентаризация, инновация, интеграция, что, собственно, и символизируют три направления усовершенствования.

Первое. Инвентаризация

Она предусматривает два аспекта: переучет действительных членов и создание полного, открытого реестра имущества.

Гордо заявленное Федерацией профсоюзов количество членов, которое составляет почти десять миллионов, вызывает определенные сомнения. Если, например, в случае с образовательным профсоюзом заявленные 2 миллиона членов являются реальной цифрой, то в других отраслях не все так ясно.

Самый правдивый показатель состояния движения – количество людей, которые выходят на манифестации. Не секрет, что на призыв ФПУ на площадь выйдут, по самым оптимистичным прогнозам, тысяч десять. Это составляет 0,1% от номинального числа членов профсоюзов. Мы должны подсчитать реальное количество членов, чтобы понять: у нас «мертвые души» или сознательные члены профсоюзов? Если бы в Украине были реальные союзы, то нашим выступлениям позавидовала бы даже Франция. Если же у нас «мертвые души», то мы будем пожинать плоды дальнейшей деградации профсоюзного движения. Такие союзы могут окончательно превратиться в карманные – те, что выполняют прихоти владельца, или «желтые», которые любят называть себя «независимыми», являясь на самом деле лишь имитацией профессиональных объединений, и в качестве провокаторов выполняют заказы определенных «кошельков».

Но подсчет реальных членов – это не самое страшное для нынешних лидеров. Очень болезненно руководство ФПУ воспринимает идею инвентаризации имущества.

По оценкам экспертов его стоимость превышает миллиард – даже не гривен – долларов. Наследство Советской Украины: санатории, базы отдыха, социальная инфраструктура… На сегодня эта огромнейшая империя используется неэффективно. Более того, лидеры не заинтересованы во внедрении в ней рыночного механизма. Под прикрытием того, что то или иное заведение нерентабельно, каждый новый руководитель пытается провести через президиум Федерации разрешение на отчуждение. За счет такой «прихватизации» растянули немало имущества, а трудящиеся потеряли лучшие базы отдыха, и «дерибан» потихоньку продолжается.

Каждый субъект федерации (а это 46 отраслевых профсоюзов) должен знать о своих «дивидендах» от хозяйственной деятельности, связанной с общей профсоюзной собственностью, которая может быть прибыльной. Как экономист, я разработал план открытого и эффективного управления имуществом в интересах людей.

Эти ресурсы должны идти, в первую очередь, на действенные СМИ и создание реального стачечного фонда.

Второе. Инновации

Лучшие инновации те, которые проверены другими. Поэтому нам стоит опираться на эффективные методы работы зарубежных коллег. В западных странах, если члены профсоюза бастуют, то получают от профсоюза такую же заработную плату за каждый день забастовки, которую они получали бы от работодателя. Так, благодаря стачечному фонду, они могут бастовать до победы. В Украине же стачечный фонд пока существует только на бумаге.

Инновации не должны ограничиваться лишь европейскими достижениями. На постсоветском пространстве появилась своя инновация – строительство социального жилья под эгидой профсоюзов (в советские времена по такому принципу строились молодежные жилищные кооперативы). В Москве уже действует аналогичный проект строительства жилья для учителей. Суть которого в следующем: местные советы выделяют под социальное жилье земельные участки, местные администрации обеспечивают продвижение проектной документации, управления жилкоммунхоза проводят все коммуникации. Если это все делать без взяток, то себестоимость жилья снизится на 60-65%. Таким образом, члены профсоюзов смогут построить жилье по доступной цене.

Среди других инноваций предлагаю также создание негосударственного пенсионного фонда.

Третье. Интеграция

Мир становится все более интегрированным. Движение к единению присуще профсоюзам, и не только в смысле «Пролетарии всех стран – соединяйтесь».
Профсоюзы должны теснее сотрудничать с другими общественными организациями. Но важнейшая задача профсоюзов – интеграция во власть, как путь реального обеспечения социальных гарантий.

Возьмем один пример лишь по одной отрасли, и только в Киеве. На сегодня педагогам трех районов столицы районная власть задолжала свыше 17 миллионов гривен. Представьте себе масштабы задолженности по всей стране! Представьте, что будет, если все обездоленные учителя в знак протеста прекратят обучать наших детей? Для того чтобы такие ситуации не возникали в образовательной или любой другой области, представители профсоюзов должны быть представлены во всех выборных органах власти – от районной до Верховной Рады.

Сегодня народными депутатами являются лишь несколько руководителей профсоюзов. Но, во-первых – их мало, во-вторых – что-то не сильно они занимаются улучшением социальной защиты людей труда.

Профсоюзные лидеры должны заслужить такое уважение в обществе, чтобы любая политическая сила считала за честь пригласить их в избирательный список не по партийной принадлежности, а за высокий авторитет среди людей.

Только так, вместе с внешним давлением на власть, системное участие профсоюзных лидеров в выборных органах обеспечит восстановление социальной справедливости.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам