Монументальная эксгумация

Главный архитектор города Москвы Александр Кузьмин упорствует в «воссоздании исторического облика» столицы. Той самой Москвы, которая из уютного и домашнего, позвякивающего звонками трамваев и успокаивающего душу тихими переулками и дворами города превратилась в одну из самых враждебных человеку столиц мира, уснащенную лужковскими башенками и исколотую точечной застройкой. Раньше так боролись за мир, что от него камня на камне не оставалось. Точно так же восстанавливают исторический облик: город уходит в раздел «Москва, которой нет», а то, что остается, подвергается «реставрации».
Как станция «Курская» с воссозданной величественной надписью «Нас вырастил Сталин на верность народу / На труд и на подвиг он нас вдохновил». На днях Александр Кузьмин предложил вообще вернуть на станцию руководящего истукана – скульптурное изображение Сталина.

Проблема в том, что любая «реставрация» последних лет все равно выглядит как новодел – то есть фальшак, подделка. Примерно так же, как ресторан «Пушкинъ»: состаренный с помощью современных технологий интерьер. Сейчас это делается на раз – достаточно посетить мебельный магазин для богатых: можно устроить себе хоть подлинный музейный английский интерьер жилища Шерлока Холмса – не вопрос. То же самое и со сталинизмом-в-метро: это никакое не «воссоздание», а просто новая, умело подделанная под старую, надпись. Таким же будет и памятник. Это не старый сталинизм, а новый.

Так что речь идет даже не о войне памятников или там битве переименованных улиц – в сражение за историю вступают новоделы. Причем в данном случае изменяет уже не только вкус, но и чувство исторического такта по отношению к жертвам сталинизма. Если угодно, это и есть та самая фальсификация истории, с которой борются соответствующая президентская комиссия или движение «Наши». Что-то не видно было их «комиссаров в пыльных шлемах», в едином порыве осуждающих возрождение сталинских традиций и устраивающих пикеты под окнами дома архитектора Кузьмина…

В одном из сравнительно недавних интервью Александр Кузьмин в оправдание китча и безвкусицы современной Москвы сказал: «Какие мы на сегодняшний день – такая и архитектура». В этом он, весьма опытный профессионал, проработавший долгие годы в Институте генплана Москвы, абсолютно прав. «Мы» – это те люди, которые сегодня оправдывают Сталина. Сталинизм – это уже мейнстрим в общественных настроениях, что, кстати, и является одним из главных доводов в пользу того, что медведевская модернизация обречена на провал. Но для того и существует просвещенное чиновничество, в том числе архитектурное, чтобы идти против тренда или по крайней мере не потакать ему. В конце концов, в Москве помимо памятников Сталину есть объекты, в большей степени достойные восстановления.

Можно смело верить тому, что главный архитектор Москвы, как он сам говорит, никакой не сталинист. Он просто стремится соответствовать доминирующим настроениям. Но тогда не надо морочить голову словами о «воссоздании исторического облика».

Псевдосталинский новодел – он и есть псевдосталинский новодел, а не подкрашенный оригинал. Его целевая аудитория – сегодняшний потребитель, а не уже перешедший в мир иной бывший жестокий вохровец или ободренный наркомовскими ста граммами смершевец.

«Воссоздавать» исторический облик можно до бесконечности. Но тогда должна быть какая-то универсальная логика, монументальная политика. Например, вернуть вообще все памятники всем царям и вождям, переименовать назад во все советское улицы и площади. Только на каждую «воссозданную» деталь найдется еще более ранняя, исконная-посконная и аутентичная. Не со Сталина же с Лениным началась история России, в конце концов…

Главный не снесенный памятник до сих пор лежит в кошмарном забальзамированном виде на Красной площади. Мы тут инновационную цивилизацию собрались строить и энергоемкие лампочки во все места ввинчивать, а у нас под носом не похороненный человек лежит. Тут тебе Боско с ди Чильеджи в обнимку, здесь – прогрессивное чиновничество бродит по паркету кремлевских корпусов, напротив москвичи и гости столицы теплыми московскими зимами резвятся на катке, а прямо рядом – мумия.

Кстати, если следовать логике Кузьмина, для воссоздания исторического облика мавзолея туда надо вернуть фигурку Иосифа Виссарионовича – зря его почти 48 лет тому назад, ночью 31 октября 1961 года, тайно обратили в прах, вынесли из мавзолея и захоронили у кремлевской стены.

То есть получается, чтобы восстановить исторический облик страны, перестать, понимаешь, фальсифицировать историю, надо из праха воссоздать мумию. Из яичницы снова сделать яйцо. Вернуть памятники Сталину на их исторические места – эксгумировать монументы.

Бывает монументальная пропаганда, а бывает – монументальная эксгумация. Она меняет нашу ментальность. Обращает наши представления о добре и зле вспять. Мы уже в течение многих лет встаем под звуки сталинского гимна, теперь пришло время восстанавливать памятники Сталину. А там, глядишь, начнем писать доносы друг на друга.

Андрей Колесников, независимый журналист

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам