Как «антимонополисты» студентов полюбили. Без согласия последних

Есть все-таки одна вещь, которая объединяет Украину. Восток и Запад, Юг и Север. Нелюбовь к власти во всех ее проявлениях. Кто-то ненавидит чинуш из ЖЕО, другой министра внутренних дел, третий — лидера оппозиции, четвертый — президента, пятый — премьера. Но все они сходятся во мнении, что власть — вынужденное зло. И правы. Потому что даже если один орган власти призван сделать что-то хорошее и полезное, сразу появится другой — и все испортит.

Приблизительно такое произошло с украинскими студентами. Их пытаются полюбить и минобразования, и, одновременно, антимонопольный комитет. Без их согласия. Если называть вещи своими именами — украинских студентов просто изнасиловали.

Речь о так называемом электронном студенческом билете, который одновременно будет платежной карточкой. То есть на парах — пропуск, около банкомата — карточка на кэш, в супермаркете – платежное средство, а в билетных кассах — удостоверение на льготы. Все в одном. Пока что это лишь эксперимент, но уже с конца следующего 2010 года карточка-билет станет обязательной для всех. Независимо от желания студентов. Эксперимент стартовал достаточно давно. В 38 вузах Украины. Минобразования для эксперимента выбрало карточку, заказную Национальным банком Украины. Речь идет о Национальной системе массовых электронных платежей (так называемый НСМЭП). Такая карточка поддерживается несколькими десятками коммерческих банков, признается НБУ, однако действует лишь на территории Украины. То есть такая себе внутренняя альтернатива ВИЗАМ и МАСТЕРКАРДАМ. Не очень популярная, потому что наибольшие банки (монополисты) считают более выгодным поддерживать международные платежные бренды.

Эксперимент длился себе и фактически не обсуждался в печати, вплоть до того момента, пока в Украине не появился новый и.о. председателя Антимонопольного комитета Украины Александр Мельниченко (не путать с майором). Прежний дирижер и судья, а также второе лицо комитета в течение 16 лет, став временно первым лицом начал имитировать бурную деятельность. Кажется, не осталось ни одной сферы жизни, где АМКУ в настоящий момент не вставляет своих 5 копеек. Реальных результатов — уменьшения тарифов, защиты мелкого и среднего бизнеса от больших корпораций — нет, а вот видимость того, что работа кипит, есть. Не мог и.о. головы АМКУ обойти и такую популярную отрасль, как образование.

Сначала Мельниченко гневно обещал разобраться с платными услугами в вузах. Мол, оплата учебы — особенно в государственных вузах — монопольная отрасль, потому нужно привести все к экономически обоснованному знаменателю. Студенты и их родители уже наверно успели полюбить правдолюба Мельниченко, да вот то, что ситуация после массовых проверок вузов не изменилась, как-то забылось. Странный менталитет у украинцев — любят за обещания, пусть даже не выполненные. Наступают на одни и те же грабли даже не 2, 3, а до десяти раз. В действиях АМКУ, как контролирующей структуры, кроме пиара и имитации активности просматривается еще один мотив. Коррупционный. Ведь каждая проверка, которая не приносит видимый результат, сопровождается определенным перераспределением прибылей. Бизнес вынужден делиться с властью. И — как следствие — зарабатывать для этого еще больше. То есть тарифы — в том числе за учебу — не уменьшаются, а увеличиваются.

Но вернемся к истории с электронными билетами. Подобные системы работают во многих странах мира. Только без украинской бюрократии. Там студент не боится, что его карточку может заглотнуть банкомат, как в Украине, и он останется — без документу, без денег, и без льготы на проезд домой. А с украинскими студентами это уже неоднократно случалось. Антимонопольный комитет решил помочь. Мол, карточки, которые использует Минобразования, — плохие. Нужно — лучшие. Привлечь другие банки следует, — вещает Мельниченко с экранов. Мол, конкуренции маловато. И ерунда, что Минобразования, как государственный орган, выбрало платежную систему, заказанную Национальным банком. И ерунда, что эту систему поддерживает что-то около 30 банков. Антимонопольному комитету этого мало. Потому что — внимание! — среди банков, которые могли бы заработать на студентах, нет других — наибольших в Украине. Фактически речь идет не об антимонопольной борьбе, а именно о содействии монополизму. И не удивительно, если вскоре студентам — без их согласия будут вручать — всем как одному — карточки «…БАНКА». И карточки эти не будут принимать на вокзалах и автостанциях. И будут снимать со студентов копейки за пользование банкоматами — а что студентов в Украине несколько миллионов — то за месяц кто-то дозаработает несколько миллионов, а за год — десятков миллионов. И, по-видимому, отблагодарит, этот кто-то государственного мужа, который помог сделать, в виде процента от заработка. А миллион к миллиону — гляди и миллиард соберется.

Чиновничьи труды – горькие, поскольку каждый сверчок – знай свой шесток. АМКУ – не исключение. Комитетчики помельче зарабатывают гроши. Скажем, в одну аптеку проверяющий зашел, в другую – не зашел, в третью зашел – но в документах не отметил. Фигуры повыше и позначительнее крохами перебиваться не станут. Тут лишь бы в кресле после выборов удержаться, да заявить о себе громче, да создать эффект незаменимости. А там глядишь, и место главы хозсуда предложат. А тот факт, что государство теряет товарооборот вследствие деятельности «госкомиссионеров», уменьшаются поступления от налогов, инвесторы не желают размещать капиталы в предприятия жестко контролируемые АМКУ – так это же пыль на сапогах истории. Контора спишет, студент стерпит.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам