Дагестанский проект Владислава Суркова

На прошлой неделе «Радио Свобода» организовало дискуссию, посвященную проблемам республики Дагестан. К участию в передаче были приглашены известные журналисты и эксперты, в том числе — писатель и публицист Юлия Латынина. Латынина — одна из немногих людей, которые имеют доступ практически во все политические лагеря, столкнувшиеся в ходе предвыборной битвы вокруг кресла президента Дагестана.
Общаясь лично с кандидатами и лоббистами, стоящими за ними, она смогла свести воедино разрозненную и часто противоречивую информацию, которая поступала из Кремля по неофициальным каналам. Это делает весьма ценным ее мнение вокруг затянувшейся процедуры внесения Дмитрием Медведевым кандидатуры на пост руководителя Дагестана. Уже несколько раз республика замирала в ожидании, рассчитывая услышать заветную фамилию. Но в эти сроки Северный Кавказ был выделен в отдельный федеральный округ, а новым «главным по Кавказу» неожиданно стал Александр Хлопонин. Казалось бы, при таком пристальном внимании ко всему северокавказскому региону, решение по президенту его ключевой республики должно было быть принято в кратчайшие сроки. Но время шло, страсти накалялись, а информация из Москвы не приходила.

По мнению Латыниной, решение по кандидатуре не принято до сих пор. В ходе дискуссии она крайне жестко высказала свою точку зрения – затяжка вызвана «исключительно бездарностью Москвы. Потому что действительно устроили гонки в банке с тараканами. И, я думаю, интригами Суркова. Насколько я понимаю, Сурков стал одним из ключевых лиц, которые несут ответственность за эту операцию».

Информация об активном участии заместителя главы администрации российского президента в лоббировании некоторых кандидатур из числа представленных на утверждение Дмитрию Медведеву, просочилась в СМИ в конце прошлого года. Тогда в Интернет попали фотографии с корпоративной вечеринки Сулеймана Керимова, миллиардера дагестанского происхождения. На эти фотографии попали Владислав Сурков, вице-премьер республики Дагестан Магомед Абдулаев и депутат-единоросс Магомед Гаджиев. По словам очевидцев, за праздничным столом обсуждались варианты распределения государственных должностей в случае назначения Магомеда Абдулаева президентом Дагестана. Позднее Владислав Сурков организовал для Сулеймана Керимова встречу с Дмитрием Медведевым, на которой миллиардер обещал Абдулаеву всяческую поддержку в деле возрождения Дагестана.

По словам Юлии Латыниной, сейчас «Есть очень большая вероятность, что назначат либо Магомеда Абдулаева, единственное преимущество которого, насколько я понимаю, заключается в том, что он когда-то учился вместе в одной аспирантуре с президентом Медведевым. Насколько я понимаю, назначение произойдет достаточно быстро, либо где-нибудь в субботу, либо в понедельник-вторник, и с большой вероятностью это будет или Абдулаев или Магомедсалам Магомедов — сын бывшего президента. Обе кандидатуры для нынешнего президента неприемлемы».

Магомедсалам Магомедов — запасная фигура, которую тандем Суркова и Керимова рассматривала на случай, если Магомед Абдулаев не будет воспринят Кремлем. Причины для таких опасений были серьезные. Вице-премьер действительно не отличается никакими заслугами перед республикой, свой пост он получил исключительно благодаря силовому давлению со стороны администрации президента, и перешел на государственную должность с профессорской кафедры. Попытка сделать из него политика пока успехом не увенчалась — за полгода работы в правительстве ему так и не доверили ни одного направления. Зато он стал постоянным героем анекдотов в Махачкале и Москве, рассылая в подарок каждому новому знакомому мед со своей пасеки.

«Я бы сказала, — комментирует его перспективы Ю.Латынина — что назначение (М.Абдулаева) будет самой большой ошибкой, которую сделала Россия на Кавказе с момента начала первой чеченской войны». В конце концов, поняли это и кремлевские политтехнологи, и теперь пытаются произвести вынужденную замену прямо перед финишной ленточкой. Всю прошлую неделю и в Дагестане, и в Москве активно распространялась информация о том, что медведевским избранником станет сын бывшего президента Дагестана. Целью этих «сливов» была проверка возможной реакции Дагестана на это назначение.

Надо пояснить: хотя в Дагестане и стараются подчеркнуть, что примут любое решение президента РФ, но отец и сын Магомедовы — это особая статья. Магомедали Магомедов почти 20 лет безраздельно управлял республикой, привнеся в ее жизнь чудовищную клановость и коррупцию. В годы его правления почти половина экономики Дагестана находилась в тени, выросло ваххабисткое движение. И, конечно, его возвращение в политику (а в том, что «дед» будет управлять сыном как своим "аватаром", не сомневается никто), означает для многих республиканских политиков и предпринимателей окончание карьеры и бизнеса. По крайне мере, на территории Дагестана.

И все же, на фоне Магомеда Абдулаева даже Магомедсалам Магомедов кажется выигрышной фигурой. Судя по всему, у "кремлевского кукловода", как принято именовать Владислава Суркова, именно эта двуходовка припасена для руководителя страны.

Такой слабый расклад можно объяснить тем, что сейчас главному московскому политтехнологу не до Дагестана. Последние недели демонстрируют, насколько слабыми оказались политические конструкции, выстроенные им на основе партии «Единая Россия».

Громкие скандалы разгорелись в Калининграде и Саратове, неудачной оказалась попытка публичной политической расправы над Сергеем Мироновым. Именно эти события мешают Владиславу Юрьевичу сейчас сконцентрироваться на Дагестане. Тем более, что ресурс у него, как это ни смешно звучит, все-таки ограничен. Иначе чем объяснить, что успокаивать депутатов Народного собрания Дагестана был отправлен единорос Николай Панков, который еще не успел отмыться от истории с «черным пиаром» против саратовского губернатора Ипатова?..

Именно поэтому наблюдатели считают, что нельзя недооценивать шансы и других кандидатов. Среди них наиболее вероятным кандидатом журналисты называют Сайгидгусейна Магомедова, руководителя республиканского казначейства. Несмотря на обвинения в связи «лесными братьями» и использование бюджетных денег на помощь силовикам, эксперты признают, что «он наиболее сильный из кандидатов, а обвинения против него носят «местечковый» характер – наивно предполагать, что в Дагестане кто-то может работать по-другому».

Учитывая, что политические проекты Владислава Суркова всегда носили кратковременный характер и обычно «увядали» через два-три года, страшно представить, если такой проект будет им запущен на Северном Кавказе. Дагестану необходим сегодня сильный управленец с хорошими связями как в Москве, так и в республике.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам