«Молодости всегда свойственна жертвенность…»

Как показывает практика, спонтанное стремление творить “дела любви” присутствует у очень многих. Она также демонстрирует, что молодые люди, жаждущие этого служения, зачастую не слишком скоординированы и не знают, на какую конкретную сферу стоит направить свои усилия. В этой связи весьма интересным является то, что решением данной проблемы все чаще начинает заниматься православная церковь. Для большинства это утверждение – нонсенс. В лучшем случае – что-то приближенное к фантастике.

Многие просто до сих пор не могут отбросить застрявшие в сознании стереотипы и ассоциации. Многочасовое непонятное богослужение, окрики и недовольство всезнающих бабушек, отсутствие в храме молодежи, вечно забитый и серый вид прихожан… Как на этом фоне может произрасти хотя бы росток волонтерства? Насколько вообще православная церковь способна заниматься социальной деятельностью и почему до сих пор активно этого не делала?

Для того, чтобы получить исчерпывающие ответы на эти вопросы, мы решили провести небольшое журналистское расследование.

Первым, к кому мы решили обратиться за соответствующим разъяснением, стал заместитель главы Синодального отдела по вопросам благотворительности и социального служения Украинской православной церкви о. Иоанн Диденко.

«Во-первых, Церковь только недавно начала возрождаться от советских репрессий, а затем от последствий раскола 1992 г. Поэтому трудно сразу увидеть тот же масштаб социальной работы, который был до революции. Приведу конкретные примеры – сейчас в разных епархиях УПЦ действуют девять домов престарелых и приютов, в которых живут около 450 бабушек, дедушек, а также инвалидов. Это притом, что первые такие дома стали появляться только в конце 1990-х годов», – отметил о. Иоанн. «Действуют шесть церковных реабилитационных центров для химически зависимых людей (нарко- и алкозависимых), через которые в год проходят около 500 человек. При разных храмах действует около ста благотворительных столовых, создано много волонтерских молодежных групп, самые активные из которых – в Киеве, Днепропетровске и Крыму. В нескольких епархиях открыты телефоны доверия».

Важно, подчеркнул о. Иоанн, что православная церковь не собирается останавливаться на достигнутом. Более того, основное внимание она намерена обратить на молодежь.

На данный момент в Украине существует ряд православных молодежных волонтерских организаций. Одна из наиболее известных – «Братство преподобного Ионы Киевского», которое было создано в 2005 году по благословению Митрополита Киевского и всея Украины Владимира при Свято-Троицком Ионинском монастыре.

«У нас сразу сложилась достаточно большая молодежная община, – рассказывает глава организации и настоятель обители архимандрит Иона (Черепанов). «Ребята помогали восстанавливать храм, прислуживали в алтаре. А когда стройка закончилась, встал вопрос, чем их теперь занять. Тогда мы начали проводить встречи-дискуссии, из которых и выросла вся наша молодежная деятельность, наши волонтерские, издательские программы. Я глубоко убежден в том, что молодости всегда свойственная жертвенность, стремление кому-то послужить. И этим пользуются все революционеры, революции сделаны руками молодежи, студентов. Все масштабные кампании, которые требуют больших человеческих ресурсов, в том числе пропагандистские – как со знаком «+», так и со знаком «-» – тоже делаются руками молодых. Естественно, нельзя терять такой потенциал, а энергию, которая бьет ключом, нужно направить в нужное русло. Задача священника – найти дело, которое было бы интересно молодежи, а также – спасительно. Для этого мы сейчас расширяем волонтерское движение.

Еще более полную информацию об особенностях работы церкви с молодежью удалось нам получить у игумена Иоасафа (Перетятько), который вот уже более пяти лет ведет в Ионинском монастыре молодежные чаепития – своеобразную кузницу новых кадров для волонтерских проектов обители.

«Важно поощрять и давать возможность проявлять молодежи инициативность, тогда молодые люди начинают чувствовать и свою ответственность, – считает о. Иоасаф. – Сколько раз к нам в монастырь приходили молодые ребята и девушки с различными предложениями, и каждый раз отец Иона благословляет их на доброе начало. Как показывает опыт, большая часть этих инициатив так никогда и не реализовалась, оставшись лишь мечтами и планами. Но это доверительное отношение к начинаниям и стремлениям заставляет молодежь искать, совершать попытки и проверять свои силы. Возможно, именно поэтому в нашем монастыре столько всевозможных проектов. Сейчас при Свято-Троицком Ионинском монастыре существует самое большое и, наверное, самое структурированное волонтерское движение. Ядро этого движения – «Братство преподобного Ионы Киевского» (в социальных кругах известное как «Молодость неравнодушна»).

Сейчас отовсюду привыкли ругать молодежь. Ругают в основном те, кто наверняка забыл свои ошибки молодости, свои устремления и запал. У нас совершенно другая политика – и заслуга здесь в том, что настоятель монастыря, отец Иона – сам молод и полон жизни. Мы верим в нашу молодежь. Она чувствует это и отвечает нам взаимностью.

Кроме того, мы впервые ввели в волонтерство понятие научности, под все наши проекты и начинания мы подводим научную базу – педагогику, психологию, медицину. Впервые мы обратили внимание на то, что волонтеров также нужно учить и готовить. Волонтер сталкивается с массой трудностей – выгорание, ответственность, мотивация. Во всем этом необходимо разобраться, тогда богоугодное дело заботы о ближнем будет долгосрочным и эффективным».

Поговорив с участниками проектов Братства, мы выяснили, что слова о. Иоасафа не расходятся с действительностью – при Ионинском монастыре на постоянной основе проводятся специальные тренинги по подготовке людей, которые жаждут заняться социальным служением.
«На занятиях ребята начинают больше осознавать свое волонтерство, цели своего делания, долю своей ответственности и узнают об эмоциональном выгорании – явлении, часто встречающимся не только в волонтерстве, но и в работе, и в личных отношениях. Кроме того, ребята приходят на занятия застенчивыми, порой даже зажатыми. После нескольких лекций их не узнать. Они находят себе друзей и единомышленников, вместе начинают волонтерство в одном из направлений и приходят ко мне уже единым целым коллективом. Их общение не прекращается и после занятий, у многих складываются настоящие дружеские отношения, а это много сейчас стоит. Сейчас «Братство» насчитывает около 200 постоянных волонтеров – молодых людей, которым небезразлична их собственная жизнь и будущее. Кроме того, вокруг этого ядра всегда есть ребята готовые поддержать, или единовременно поучаствовать в мероприятиях, поездках и акциях. Число волонтеров постоянно растет», – делится с нами своими наблюдениями психолог Братства Анна Лелик.

Показательно, что организация не стоит на месте и стремится расширять свою деятельность. Растет не только количество волонтеров, но и количество новых инициатив. О них нам подробно рассказал управляющий делами Ионинского монастыря иеродиакон Тихон:

«Если в 2008 году Братство Ионы Киевского переросло в епархиальное движение "Молодость неравнодушна" и начало набирать новые обороты, то кризисные явления в экономике Украины 2009 года поставили под вопрос ряд важных направлений деятельности этого молодежного объединения. В первую очередь, возникла угроза свертывания программ в сфере оказания помощи онкобольным детям.

Дело в том, что детская онкология является самой дорогостоящей отраслью детской медицины. Государство не в состоянии помочь каждому ребенку, а у родителей тоже, как правило, не хватает средств. В этих условиях было принято решение обратиться к широкой общественности, чтобы собрать денежные средства на едва ли не самую проблемную сферу отечественной медицины.

С начала 2010 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира Отделом по делам молодежи Киевской епархии УПЦ, при содействии Ионинского монастыря, была открыта православная благотворительная программа помощи онкобольным детям.

Одними из первых к данной инициативе примкнули компании-операторы сетей платежных терминалов «Oбъединенная система моментальных платежей» и «24nonStop». Эти бизнесмены продемонстрировали человеческое неравнодушие и активную общественную позицию. Теперь каждый гражданин Украины может внести посильную для него лепту в спасение жизни ребенка, воспользовавшись платежными терминалами упомянутых операторов.

Название этой программы «Их еще можно спасти». Мы приглашаем к участию в программе организации и частные лица, всех желающих помочь. Причем не только финансово. Данная инициатива обращена и открыта для всех тех, кто неравнодушен.

Несомненно, важны конкретные результаты сбора средств. Но также важно выражение солидарной поддержки деловыми кругами социальных программ церкви и позитивно настроенной молодежи. Такие совместные общественно-значимые инициативы способны консолидировать общество, а их открытость для самого широкого сотрудничества – изменить общий духовный климат в Украине.

Суть программы проста. Спасая детскую жизнь, мы спасаем и нашу молодежь, а спасая молодежь, мы спасаем нашу страну. И в итоге спасаемся сами…».

Подводя итоги нашего журналистского расследования, мы хотели бы дать слово Максиму Костенко – человеку, который стоял у истоков создания «Братства преподобного Ионы Киевского» и который знает все детали становления и развития организации.

Насколько необходима сегодня социальная работа?

— Социальная работа всегда будет востребована: никто еще не сумел всецело избавить человечество от болезней, голода и других лишений. Помогать другим – естественно, и любой неравнодушный к чужим проблемам человек рано или поздно приходит к этому выводу. Понятно, что весь мир спасти невозможно, однако подарить поддержку и теплоту своего сердца хотя бы одному страждущему, как мне кажется, по силам каждому из нас. Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца, максимально искренне. Только при таких раскладах человек будет осознавать, что он не зря прожил еще один день, что с Божьей помощью ему удалось оставить после себя на этой земле что-то существенное и важное.

— Как образовалось “Братство преподобного Ионы Киевского”?

— Отправной точкой стала «молодежка» Ионинского. Несколько лет назад из нее выкристаллизовалась группа активных ребят, которые решили помогать онкобольным детям и детям из детдомов. Важно, что это желание было не сиюминутным, а являлось вполне осознанным выбором каждого из нас. Мы понимали, что с началом волонтерской деятельности нам нужно будет взять на себя ответственность за все наши обещания, слова, поступки, за каждый просчет и ошибку. Именно поэтому мы решили создать организацию, работа которой бы строилась на постоянной и продолжительной основе. Не от акции к акции, не от случая к случаю, не от возможности к возможности, а в соответствии с четким разработанным графиком и задачами. Окончательной же точкой в процессе создания Братства можно считать согласие наместника Свято-Троицкого Ионинского монастыря архимандрита Ионы возглавить нашу организацию.

— Это было настолько важно для вас?

— Конечно. Мы изначально хотели, чтобы нами руководил авторитетный и опытный священник. Это давало бы нам возможность избежать искушений, связанных с гордостью и тщеславием, когда после первых успехов многое начинаешь приписывать именно себе, своим силам, а не Богу. А это неизбежно приводит к тому, что постепенно возникает и крепнет желание тянуть одеяло на себя, проталкивать себя на первые роли, навязывать свою точку зрения и не обращать внимание на мнение товарищей.

— Почему вы решили помогать именно детям?

— 15 февраля 2006 года волонтеры Братства, которые присутствовали на собрании православной молодежи в Киево-Печерской Лавре, стали свидетелями выступления о. Евгения Мелешкина, который рассказал о проблемах детского отделения столичного Института рака. Батюшка поведал о том, как тяжело маленьким пациентам самостоятельно бороться с болезнью, с какой благодарностью они реагируют на малейшее проявление к ним внимания и душевного тепла, как сильно они нуждаются в духовной и дружеской поддержке. Было видно, что для него это не просто слова, что он живет этими проблемами и прилагает все усилия для их решения. Позже мы узнали, что о. Евгений практически в одиночку, не имея никаких особых ресурсов, организовал посильную помощь «обитателям» онкоотделения на ул. Ломоносова. Это включало в себя и поиск доноров крови, и закупку лекарств, и нахождение спонсоров для тех, кто нуждался в дорогостоящих операциях, и, конечно же, духовное окормление и наставничество. Все указанное выше и стало причиной того, почему мы обратили свое внимание на детское отделение Института рака.

— С какими проблемами вам приходилось сталкиваться?

— Самой большой проблемой для каждого из нас стала внутренняя борьба. Речь идет не только о гордости и тщеславии. С началом волонтерской деятельности пришлось ломать привычный образ жизни. Каждую субботу и каждое воскресенье нас ждали в онкоотделении и в детдоме, на нас рассчитывали и надеялись. Времени и места для лени, праздного времяпрепровождения, хандры или меланхолии просто не оставалась. Нужно было, иногда даже сцепив зубы и превозмогая себя, проводить урок воскресной школы, искать ежедневно доноров, с пониманием относиться к плохому настроению детей, смотреть на то, как им мучительно больно, и при этом пытаться их приободрить, срочно доставать деньги на операцию и лекарства…

Лично для меня самым большим испытанием стало первое посещение онкоотделения. Вид бледных, обескровленных детей, которые буквально были опутаны системами капельниц, вызывал чувство безудержной боли. Хотелось просто закрыть глаза и ничего этого не видеть. Более того, подмывало даже уйти и навсегда забыть об этом кошмаре. Я продержался до момента, когда волонтеры вместе с детьми начали петь песни из старых советских мультиков. В комнате звучали слова всем известной песенки «Облака», и я вдруг обратил внимание на маленького мальчика, который сидел на коленях у папы. Ребенку было очень плохо, он даже не мог открыть рот для того, чтобы присоединиться к общему хору. Но его губы двигались, поскольку он, невзирая на боль, хотел быть со всеми, хотел разделить ту короткую радость и хорошее настроение, которое всех тогда объединяло. Мне захотелось кричать, внутри все разрывалось, я едва не разрыдался. Потом, слава Богу, мне удалось взять себя в руки и помочь другим ребятам закончить урок…

Возвращаясь домой, я принял четкое решение – несмотря ни на что, помогать этим детям. Помогать всем, чем смогу. Я почувствовал, что по-другому просто не может быть, что это моя обязанность. Именно в онко я ощутил правдивость определения Сент-Экзюпери: «Человек – это тот, кто чувствует, что он за все в ответе».

— Вы упомянули о поиске средств на лечение онкобольных детей. Каковы нюансы этого процесса?

— Всем денег никогда не хватит, и этот факт нужно осознавать с самого начала. Учитывая наши скромные возможности, мы выделяем средства наиболее нуждающимся семьям, зачастую для решения ими тех или иных бытовых проблем (приобретение продуктов питания, одежды, лекарств и т.д.). Когда же нужны более серьезные суммы, то мы включаемся в целенаправленную работу по сбору необходимых средств. Он происходит по принципу «задействованы все варианты». Это и спонсорские деньги, и пожертвования прихожан нашего Свято-Троицкого Ионинского монастыря, и средства специальных фондов, просто неравнодушных людей. Иногда трудно собрать даже 2 тысячи гривен, иногда люди готовы пожертвовать 200 тысяч долларов. Несколько лет назад неизвестный мужчина из футбольного клуба «Челси» был готов заплатить указанную выше сумму за операцию Вовы Добряка в Израиле. К сожалению, он не успел этого сделать: мальчик, который проходил лечение в детском отделении Института рака и который являлся страстным поклонником лондонской команды, умер. Однако, как показывает данный случай, никогда не стоит опускать руки – всегда есть шансы найти столь необходимые для продолжения лечения деньги.

Впрочем, поиск средств все же не является наши главным приоритетом. В первую очередь, мы стараемся помочь нашим подопечным не чувствовать себя брошенными на произвол судьбы, продемонстрировать им, что они могут на кого-то рассчитывать и кому-то доверять. И, конечно же, мы хотим рассказать им о нашей вере. Причем наша задача – сделать это не с помощью фраз, а с помощью дел и поступков, чтобы люди видели состоятельность наших слов о Христе и Православной церкви.

— Результаты Вашей работы Вас удовлетворяют?

— Мы стараемся делать свое дело максимально добротно, а уж оценивать наши усилия должны другие люди. В первую очередь это утверждение относится к тем, кому мы стараемся помочь.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам