«СМЕРЧ»ельная политика, или «В оплату годится все»

Бывали ли вы, когда-нибудь, на птичьем дворе? Знаете, что делает курица, когда ее «потопчет петух»? Она встряхивается и бежит дальше, искать зернышки. Так и здесь: совсем немного времени прошло после «оружейного скандала» в Украине, когда всеобщим достоянием стала информация о поставках украинских вооружений в Грузию. Как до, так и после августовской российско-грузинской войны 2008 года. И «комиссия Коновалюка» и ряд журналистских расследований доказали, что Украина занималась этим более чем доходным бизнесом, превращая очень близкий к ней регион, Закавказье, в полноценную «горячую точку» на карте планеты. Но «все проходит, и это прошло».

Неймется…

Коновалюк поплатился своими большими звездами на погонах подполковника запаса, превратившись в простого старшего лейтенанта (по приказу министра обороны Еханурова). Расследования были сданы в редакционные архивы. А забавки украинских «власть предержащих» с оружейной торговлишкой только вышли на новый качественный уровень. Курица встряхнулась и побежала к новым золотым зернам.

Да, следует признать: любая страна имеет суверенное право на продажу своего оружия, если эта продажа не противоречит международным санкциям. И, с точки зрения права, поставки украинских вооружений в Грузию вполне законны.

Но существует «международное право» и существует «государственный интерес». Так вот, с точки зрения последнего, не стоит радоваться продаже оружия в страну, которая провозгласила в качестве своего врага (даже не «потенциального противника») стратегического партнера Украины. И территория которой находится совсем рядом с украинской. Не стоит обгаживать то место, где собираешься заниматься любовью.

Украина продала Грузии массу оружия до августовской «пятидневной войны» 2008 года. Большая часть его стала трофеем российской армии. Нужно отдать должное украинской власти. Вопреки всему, даже здравому смыслу, они пришли на помощь своему куму, простите, союзнику, и начали снабжать Тбилиси реактивными системами залпового огня «Град», зенитно-ракетным комплексом дальнего радиуса действия С-200, просто танками (Т-72) и новейшими танками «Оплот» (Т-84М). В общей сложности – на два с половиной миллиарда долларов (за последние четыре года). Из которых в бюджет попало всего около двухсот миллионов. Это по данным «комиссии Коновалюка».

И успокаиваться украинская власть явно не собирается. Мне в руки попал документ, подписанный министром обороны Грузии Бачаной Ахалаиа. Кстати, этот 28-летний министр, в недавнем прошлом – начальник департамента по исполнению наказаний Минюста Грузии, это отдельная тема. Но о ней – чуть погодя.

Так вот, этот документ – «Сертификат конечного пользователя» за номером 01707 от 5 ноября 2009 года. Он выписан на получение Министерством обороны Грузии батареи дальнобойной реактивной системы залпового огня (РСЗО) "Смерч" (9К58).

Все как положено – шесть пусковых установок v9А52 на базе шасси «МАЗ-543м», шесть транспортировочно-зарядных установок на базе шасси «МАЗ-543м»; боевой пакет ракет 9м55К (72 штуки для шести установок), ну и так, необходимые мелочи – путевой компьютер, система управления огнем, средства подготовки к пуску и ЗИП.

А еще – 204 ракеты 9м55К (наверное, в качестве боезапаса). А это – еще 17 полновесных 12-ракетных залпов одной установки «Смерча».

А такой залп – не шутка. Залп РСЗО "Смерч" служит для поражения открыто расположенной и укрытой живой силы, небронированной и бронированной техники, артиллерии, тактических ракет и зенитных комплексов противника, его вертолетов на стоянках. А также для разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры. 12 ракет 9М55К с кассетными осколочно-фугасными элементами – это поражаемая зона в 400 000 квадратных метров. А поражают ее 32832 готовых осколков в головной части каждой ракеты. С расстояния в 70-90 километров.

На фоне таких технических характеристик умиление вызывает обоснование применения установок, данных в сертификате грузинского Минобороны: «…для расчистки минных полей в пределах государства Грузия». Чем чистить будут? 32832 готовых осколков?

Забавно, но не так давно (менее года назад) в Поти была вроде бы поставлена партия украинских специальных боеприпасов. Забавная партия – магнитные мины, мины-ловушки, кумулятивные заряды, детонаторы. В общем, боеприпасы действительно специальные, для диверсионных операций. Поставлена, кстати, была в адрес МВД Грузии. И вот теперь не понятно: что, менты уже расставили диверсионные мины, а сейчас миролюбивые вояки собираются их расстреливать из «Смерчей»? М-да!

Здесь – не до шуток?

И действительно – «битому неймется». В марте 2009 года грузинский президент Саакашвили с отчаянной смелостью заявил: «Теперь мы готовим качественно новые вооруженные силы, и пусть ни у кого не будет никаких иллюзий». Заявил он это, правда, после встречи с заместителем руководителя Объединенного комитета начальников штабов армии США, генералом Джеймсом Картрайтом. И слова его, как видно, не расходятся с делом. Потому что 23 декабря прошлого года первые «Смерчи» были доставлены в Поти. И использоваться они будут тоже ясно где. На территории «в пределах государства Грузия» (within the country of Georgia – так в Сертификате). Здесь не надо быть оракулом – в Осетии и Абхазии.

Я не собираюсь сейчас оценивать суверенность Южной Осетии и Абхазии. Хотят грузины воевать – их дело. Меня больше интересует, откуда пришел этот груз. Кто его продал?

РСЗО «Смерч» разработан в Туле, на государственном научно-производственном предприятии «Сплав». Производится в Перми и Мотовилихе. В войска поставлен в 1987 году. После распада СССР у России осталось 106 «Смерчей», у Украины – 94, у Белоруссии – 40, у Азербайджана – 12. Установки экспортированы в Алжир, Индию, Объединенные Арабские Эмираты, Перу и Кувейт. На очереди – Туркменистан и Венесуэла.

Кто из этих стран мог продать «Смерчи» грузинам? Арабы – вряд ли, там у них Израиль под боком. Азербайджан – тем более. У них проблем с Карабахом выше головы. Индия вообще докупает 18 установок. Ей – не до продаж.

Белоруссия – тоже вряд ли. «Батька» только худо-бедно налаживает отношения с Западом, вот даже «въездным» стал. Ему так подставляться – не резон.

Остается Россия и Украина. Нет, в России может произойти все. Кроме несанкционированной продажи оружия именно в Грузию. Вариант санкционированной продажи (для подначки Саакашвили), по-моему, не стоит и рассматривать. «Батоно» незачем подначивать, он и так рвется в бой.

Остается Украина. Здесь о «Смерчах» долго не вспоминали, и первые за последнее десятилетие учебные пуски были проведены в 2008 году, в рамках учений «Морской узел».

Клянусь, я ни за что бы не поверил, что лидеры Украины способны продавать ТАКОЕ оружие в «горячую точку». Если бы не одно «но». Уже продают! Во всяком случае, по данным азербайджанской газеты «Новое время», «много оружия Баку купил на Украине, в том числе реактивные системы залпового огня “Смерч”, тактические ракетные комплексы “Точка”, истребители МиГ-29». А Азербайджан – это потенциальный кавказский конфликт по вопросу Нагорного Карабаха. Армяне уже в ужасе, ибо они точно знают, что в адрес Баку ушли 12 «Смерчей» (по данным армянского фонда «Нораванк»).

На сайтах «Укрспецэкспорта» и Министерства обороны Украины данных о продаже «Смерчей», а также об их реальном сегодняшнем количестве в войсках Украины нет. И именно это отсутствие делает для меня допущение о продаже такого типа оружия более чем реальным. Но тогда – сакраментальный вопрос украинской действительности: где деньги?

Стоимость установки определить просто. В октябре 2009 года Индия дополнительно заказала 18 пусковых установок "Смерч". Как ожидается, вторая партия будет передана заказчику до 2010 года. Ее стоимость оценивается в 200-250 миллионов долларов. Итого за штуку – от 11 до 14 миллионов. За шесть установок – от 66 до 84 миллионов долларов. Всякие мелочи, вроде 240 ракет 9м55К (более шести с половиной миллионов осколков), можно не считать. Хотя, конечно, сам вопрос можно считать риторическим. Сами понимаете: выборы, расходы… Но меня больше мучает другая версия.

О том, что, возможно, оплаты за оружие не было совсем. Возможно, оплатой были сами «Смерчи». За услуги. А какие услуги оказывал Саакашвили действующей украинской власти в последнее время? Мне на ум приходят только легендарные 2011 грузинских «пестунов демократии», не пропущенных к колыбели нового президента нашим ЦИКом. Тех, что собирались принимать участие в наблюдении за соответствием украинских выборов эталонам электоральной честности. Кто может поверить, что операция по переброске из Грузии в Украину двух тысяч человек (а это – бригада неполного состава) произошла просто так, «на шару»? Я почему-то не могу.

Ружье на стене

Какими бы ни были версии путей появления «Смерчей» в Грузии, они, по-видимому, там появились. Зачем? Версию «очистки минных полей» я бы всерьез принимать не стал. Зато вернулся бы к кадровым переменам в грузинском правительстве. Уход с поста министра обороны 41-летнего Василия Сихарулидзе более чем понятен. После августовского фиаско в Южной Осетии такого министра надо просто гнать.

А вот 28-летний Бачо Ахалаиа, которого Саакашвили призвал на смену Сихарулидзе… Результаты его работы в должности начальника департамента по исполнению наказаний Министерства юстиции Созар Субари, грузинский омбудсмен, назвал «преступлением». Доктор психологии, профессор Зураб Гагнидзе, который время от времени выдает емкие и хлесткие психопортреты грузинских лидеров, отозвался о Ахалаиа так: «Это – не «крепкая рука», как думает президент. Рука может быть крепкой, но – справедливой, требовательной, объективной. А эта рука – слепа, зла, вредоносна, при импульсных взрывах стремится уничтожить всех и вся. В его душе – ненависть, возбуждающая страсть к отмщению, не дающая ему покоя. Он – несчастный раб собственных страстей».

Зато у министра есть одна решающая черта – верность президенту. «Ахалаиа назначен, чтобы превратить армию в личную охрану президента Михаила Саакашвили», – так считает Нана Какабадзе, лидер неправительственного объединения «Бывшие заключенные – за права человека». Такому мнению можно было бы и не доверять. Но мало у кого вызывает сомнение, что главная тройка грузинских силовиков – Вано Мерабишвили (МВД), Зураб Адеишвили (Минюст) и Бачано Ахалаиа (Минобороны) – подобраны именно по критерию личной преданности президенту.

А значит – по способности слепо выполнять приказы. В том числе и возможный приказ о «зачистке минных полей» на территории Южной Осетии. «Методом залпа» – из «Смерча», да «ковром» по территории. Ведь оружие создано для того, чтобы стрелять.

Еще раз повторюсь: любая страна имеет суверенное право на продажу своего оружия, если эта продажа не противоречит международным санкциям. Можно только добавить: «…И в том случае, если эти продажи не противоречат интересам государственным, а также регламентируются определенными правилами». Иначе возникает много «почему?».

Почему в США президентская администрация обязана уведомлять Конгресс о продаже оружия, а наши «кэрманычи» продают смертоносные «Смерчи» без какого-либо контроля?

Почему все крупные оружейные страны-экспортеры продают оружие собственного производства, не востребованное национальными вооруженными силами, а Украина приторговывает старыми запасами? Ведь в Украине не было произведено ни одного «Смерча», все 94 установки достались ей «в наследство от СССР».

Почему украинские лидеры снимают с боевого дежурства и продают такие эффективные типы оружия, как РСЗО «Смерч» или уже проданный в Грузию зенитно-ракетный комплекс «Бук-М1»? Они считают, что военная безопасность страны надежно гарантирована? Или у Украины нет проблем с перспективой территориальных претензий со стороны соседей? Кусок черноморского шельфа мы уже потеряли…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам