Батарея – музей

В 2010 году городу-герою Севастополю исполнилось 257 лет. Главную базу Черноморского флота часто называют городом-крепостью, городом памятников и городом-памятником воинской славы. Действительно, уникальных памятников и музеев в Севастополе немало. А вот музея самого города все эти годы нет. Есть великолепный музей Черноморского флота, всемирно известные Панорама штурма Малахова кургана в Крымскую войну и Диорама штурма Сапун-горы советскими войсками при освобождении города в Великую Отечественную войну. Есть музей Малахова кургана, музеи моряков-подводников, подпольщиков, милиционеров, рыбаков и т.д.
Есть музейный комплекс в подземных сооружениях разрушенной в годы войны 35-й батареи. А вот музея самого города нет. Вернее не было до нынешнего года. И только в 2010 году появился музей, который отражает историю одной из главных граней судьбы Севастополя, как города-крепости, города-бастиона. Не случайно проект создания этого музея называется «Героический Севастополь». И расположен он в особом месте, одной из самых старинных сохранившихся построек Севастополя – в Михайловской береговой батарее.

Батарея двух оборон.
Михайловская батарея – розовато-желтое сооружение с узкими орудийными бойницами и избитыми ядрами и снарядами башнями по углам – расположена на северном берегу Севастопольской бухты, как раз напротив центральной части города, Приморского бульвара и Памятника Затопленным кораблям.

Севастополь строился как город-крепость. И первыми его сооружениями были земляные береговые батареи по берегам бухты – чтобы изгнать из нее турецкий флот и затем прикрыть от врага корабли молодого Черноморского флота. Места для земляных батарей выбирал фельдмаршал Суворов. Он велел взрывать прибрежные скалы, чтобы батареи могли бить почти от самой воды – такой огонь особенно страшен для вражеских кораблей.

Город рос, росли и его укрепления. На месте земляных укреплений во времена командования Черноморским флотом адмирала Лазарева началось строительство пяти каменных береговых батарей, могучей пятерней накрывших Севастопольскую бухту. На южной стороне города возводились Александровская, Николаевская и Павловская, на Северной – Константиновская и Михайловская казематированные батареи.

Батареи строили из камня, который ломали в севастопольской Килен-Балке – похожий на крымский известняк, но гораздо более плотный и крепкий, желто-розового оттенка. Проектировал Михайловскую батарею известный военный инженер Карл Бюрно. Устройство батареи продумывалось до мельчайших подробностей – и дымоходы в толще стен, и ребристая крыша с водостоками, ведущими в ров, и вентиляция, и особая кладка стен на известковом растворе. При попадании в них ядра выбивали только небольшую выемку, не разрушая, а напротив, укрепляя, остальную кладку.

В 1846 году работы на батарее были закончены. Мощные орудия на специальных станках надежно берегли главную базу флота. В Михайловской батарее их было 77. Целый линейный корабль на берегу!

Батареям южного берега суждено было погибнуть в конце 1-й обороны Севастополя – их взорвали уходящие на северный берег бухты русские войска. А вот Михайловская и Константиновская батарея уцелели. Им довелось открывать огонь по подходившим ко входу в бухту английским и французским кораблям, а потом служить госпиталями, укрывая под мощными сводами раненых моряков и солдат, ухаживающих за ними сестер милосердия.

После завершения Крымской войны батарея стала казармой чинов крепостной артиллерии. В 1920 году, когда Севастополь был столицей Белого Крыма, по приказу барона Врангеля в казематах батареи были организованы курсы артиллеристов. В советское время батарея вновь служила казармой для красных военморов.

Во время 2-й обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны Михайловской батарее вновь довелось стать форпостом на пути врага. Две старые батареи были последними рубежами обороны Северной стороны в июне 1942 года. Оборудовав в казематах пулеметные точки, моряки-севастопольцы трое суток сдерживали натиск врага. Чтобы сломить оборону Михайловской батареи, немцы сосредоточили на ней огонь множества орудий. Уже в наши дни при восстановительных работах на батарее был найден неразорвавшийся снаряд калибра 210 миллиметров.

После войны в батарее разместили шкиперские склады. Постепенно киленбальский камень скрылся под слоем штукатурки и краски, к стенам батареи пристраивались сарайчики-склады, на крыше соорудили столовую.

Черные ветры. При разделе советского Черноморского флота Михайловская батарея была передана Военно-морским силам Украины. К началу XXI века батарея со всем содержимым стала для украинских моряков скорее обузой. Небезразличные к истории своего города севастопольцы с грустью обсуждали намерения военных продать батарею или вообще снести ее, «освободив» заманчивый участок побережья бухты.

Помню, как шокировала меня встреча с одним дельцом, который заявлял о продаже Михайловской батареи в частные руки «всего за миллион долларов», а там «хоть под гостиницу или ресторан переделывай, хоть сноси и ставь высотку». И такие планы не были пустыми фантазиями. Как раз в этот период были разделаны на металл и разгромлены береговые батареи над Балаклавской бухтой и на плато Карань, уникальная ракетная батарея «объект 100», а уже в наше время снесено ради сооружения очередных апартаментов над Севастопольской бухтой здание севастопольской таможни XIX века.

Подобная судьба могла ожидать и Михайловскую батарею. Но добрые вести приходят и в наше время. Канула, надеюсь навсегда, в Лету «оранжевая» власть, сменилось руководство украинского Министерства обороны и Военно-морских сил.

Новый министр обороны, бывший командующий ВМС Украины Михаил Ежель, оказался более восприимчив к исторической памяти: он принял решение о передаче Михайловской батареи под музейный комплекс – филиал музея Вооруженных сил Украины. Уникальный памятник истории и фортификации Севастополя был спасен.

Когда фантастика становится реальностью. В список праздничных мероприятий украинского флота в этом году оказалось включено и открытие музея Вооруженных сил Украины в Михайловской батарее. Честно скажу – новость эту я воспринял скептически.

Спасение батареи от участи очередного ресторана или передачи под снос не могло не радовать. Но создание музея украинского военного ведомства, история которого насчитывает менее 20 лет, в стенах столь уникального сооружения радости и интереса не вызывало по многим причинам. Во-первых, не припоминалось в краткой истории украинской армии свершений, достойных увековечивания в музее, во-вторых, в Севастополе, вернее в Балаклаве, уже был открыт музей ВМС Украины в штольнях бывшего секретного завода по ремонту подводных лодок. И экспозиция его большого интереса для историков и туристов не представляла (сюда ехали посмотреть то, что осталось от уникального подземного комплекса, а не созерцать фуражки украинских адмиралов и подаренные щедрыми НАТОвцами кружки и ложки). Наконец, состояние оборонного бюджета Украины вряд ли позволяло надеяться на масштабные работы по реставрации старой севастопольской батареи и наполнению ее интересными экспонатами. Да и срок создания музея – 100 дней и непременно к праздничной дате – вызывал опасения.

К счастью, опасения эти не подтвердились, а скептицизм был полностью развеян. Причиной тому было активнейшее участие в создании музея члена Британского общества исследователей Крымской войны, известного мецената и коллекционера Алексея Шереметьева.

Имя Шереметьева известно севастопольцам. В уже упоминавшемся подземном комплексе в Балаклаве он открыл музей Крымской войны с богатой и разнообразной экспозицией.

Возможно, именно в ходе работы над Балаклавским музеем Шереметьев познакомился с руководством ВМС Украины и украинского Министерства обороны, что позволило ему в будущем принять участие в создании музея на Михайловской батарее.

По сути, вкладом Министерства обороны стало выделение самого сооружения с прилегающей территорией и статус филиала национального музея. Всю остальную работу взял на себя Шереметьев. «Я хотел бы сделать музей европейского уровня, которым могли бы гордиться и город, и страна, а также люди, живущие в ней, – заявил Алексей Шереметьев журналистам. – Музей будет высочайшего уровня. На площади более 2000 квадратных метров будет развернута экспозиция «Севастополь: от основания до наших дней».

Будет охвачен большой и действительно захватывающий период, начиная от Лазарева, царствования императоров Александра II и Александра III, и до Второй обороны Севастополя. Широко будут представлены революционные события, довольно большая часть выставки будет посвящена исходу Русской армии. Также планируется рассказать об этапе зарождения Красной армии и, конечно же, о предвоенном периоде и второй обороне города… «Но у меня нет здесь коммерческого интереса. Я просто хочу, чтобы все это увидели будущие поколения. Они должны увидеть мощь и величие военной истории», – четко определил свою задачу Алексей Шереметьев.

Имея богатый опыт создания музеев, Шереметьев, конечно, видел, какой колоссальный труд предстоит проделать ему и его сотрудникам в кратчайшие сроки. Не случайно он назвал проект по созданию музея «Михайловская батарея» «фантастическим, безумно тяжелым и безумно затратным».

Сделать фантастику реальностью Алексею Шереметьеву удалось.

О пушках, диорамах и британских пуговицах. Катер, который играет в нашем городе роль городского пассажирского транспорта, пересекает гладь Севастопольской бухты, и вот уже мы с севастопольской фотожурналисткой Натальей Голован стоим у ворот Михайловской батареи.

Пресс-секретарь проекта «Героический Севастополь» Алексей Дремов проводит нас на просторный двор крепости-музея, где создается экспозиция под открытым небом.

Уже здесь видно – какая колоссальная работа проведена сотрудниками Алексея Шереметьева и энтузиастами из военно-исторического клуба «Красная звезда» за 100 дней. Громада старой батареи очищена от пластов штукатурки и побелки, привлекая глаз желто-розовыми разводами киленбальского камня, снесены различные пристройки и лесенки, облепившие батарею уже во второй половине XX века. При этом явственно видны следы пуль и снарядов, выбоины в стенах и башнях батареи. «Все эти боевые отметины будут сохранены, – поясняет наш гид. – Большинство из них абсолютно не угрожают целостности батареи. Восстановительные работы будут проведены только в трех местах, но и там мы стремимся сохранить особенности старой кладки».

На площадке перед музеем уже размещены: самолет советской морской авиации, современное орудие береговой обороны и пушка Кане, устанавливавшаяся на легендарных эсминцах «Новик».

У дверей музея нас встречает внушительное орудие времен Крымской войны на замысловатом поворотном станке. Это одна из жемчужин музея – однопудовый крепостной единорог на поворотной раме. «Даже в России в артиллерийском музее есть только чертежи такого станка, а здесь он воссоздан так, как выглядел накануне Крымской войны», – рассказывает историк-фортификатор Андрей Швачко.

Второе крепостное орудие обнаруживаем в угловом каземате второго этажа батареи. Массивный ствол смотрит в бойницу, за которой кипит жизнь севастопольского рейда.

Обозреваем двери и бойницы, пытаясь понять – при помощи какой техники сюда была доставлена эта 7-тонная громада. « Так же, как это делали моряки накануне Крымской войны», – улыбается Андрей Швачко. Выясняется, что ствол орудия при помощи цепей и блоков подняли наверх через специальный люк в полу яруса, как и элементы станка. После чего, собрав станок и соорудив специальный пандус, реставраторы закатили на него тело орудия. Работы заняли целую ночь. По словам Андрея, всего в Михайловской батарее будет установлено три таких орудия.

С трудом отрывая взгляд от массивного орудия, проходим в центральную анфиладу батареи. Первое, что бросается в глаза, – длинный ряд черных металлических печей – у каждой стены, разделяющей казематы. Именно такие печи голландской конструкции согревали батарею в XIX веке. Алексей Шереметьев решил установить не одну-две печи для образца, как сделали бы в большинстве музеев, а все, чтобы максимально достоверно восстановить облик батареи, причем сделать их действующими. Интересно, что корпуса печей, также как и крепостное орудие, поднимали на второй этаж без участия какой-либо современной техники.

Напротив каждой печи точная реконструкция старинного фонаря. Правда, светить в них будут уже не керосиновые, а электрические лампы. И внутри казематов батареи мы видим очищенный от побелки и краски камень стен и сводов. Восстановленные полы в угловом каземате весьма достоверно отображают пиленый камень, а в основной экспозиции настелено дерево, как это было в тыльной части казематов, где проживали орудийные расчеты.

Из 23 запланированных залов экспозиции на момент нашего приезда работало уже 20. Экспонатов множество и про каждый из них – от многотонного орудия до скромной на первый взгляд пуговицы – можно рассказать свою часто фантастическую, на первый взгляд, историю.

Так, в коллекции Шереметьева есть пуговица полка, который никогда не воевал в Крыму. И все же ее обладатель пал под Севастополем. Военный врач из Австралии, бывшей тогда Британской колонией, прибыл в лагерь осаждающих на один день. И был убит русским ядром. Мундир его отослали родителям, и сегодня он представлен в коллекции Британского Военного музея, а вот единственная пуговица, оставшаяся в крымской земле, найдена и находится в музее Михайловской батареи.

Еще один уникальный экспонат – французская пуля, переделанная под русское ружье и попавшая в пуговицу британского солдата. На ней четко отпечаталось изображение символики с пуговицы.

Вот настольная диорама «Балаклавское сражение». В этой битве была наголову разгромлена русскими войсками элитная английская бригада легкой кавалерии, где служили наследники самых знатных родов Британии. На витрине размером 2,5 на 2 метра находится свыше 500 раскрашенных фигурок воинов и коней, орудия и повозки. «Каждая фигурка размещена в своей позе», – поясняет создатель диорамы севастопольский историк Даниил Бержицкий.

В соседнем каземате воссоздан элемент госпиталя времен Крымской войны. Фигуры раненого моряка и сестры милосердия возле него выполнены с такой точностью, что первое впечатление было – это разыгрывающие историческую сцену историки-униформисты.

Целые стенды отведены образцам оружия различных эпох, наградам. Привлекает экспозиция, посвященная Белому движению в Крыму – эта тема до недавнего времени в музеях полуострова практически не освещалась. В Михайловской батарее представлены подлинный паспорт генерала Деникина, рукописные журналы белогвардейцев, подлинный бланк принятой в Севастополе телеграммы Фрунзе и уникальный экспонат – орден Святителя Николая Чудотворца, учрежденный в канун падения Белого Крыма.

Очень сильное впечатление производит и экспозиция пулеметной точки периода последних дней Второй обороны Севастополя. Пулемет на мешках с песком, направленный в амбразуру, оружие, форма и окровавленные повязки, кучи гильз на полу. Кажется, что защитники укрепления только что оставили его после долгого боя, исчерпав боезапас.

Наш гид рассказывает, что высшей оценкой работы историков была реакция на нее ветерана. У пулеметной точки он остановился, замер и стоял долго-долго неподвижно, глядя на амбразуру.

При этом каждая экспозиция оборудована музыкальным сопровождением – на специальном пульте можно выбрать мелодию марша, песни или озвучивание исторического документа. Совершенно неповторимое чувство связи эпох возникает, когда стоя в середине анфилады, слышишь с ее начала бодрый марш лазаревских времен, а с другой стороны – песню времен Великой Отечественной войны.

Вместе с Алексеем Дремовым поднимаемся на крышу батареи. Отсюда уже снят метровый слой земли с растениями и демонтированы поздние надстройки, ведется реконструкция дымоходов казематных печей. С высоты временной смотровой площадки осматриваем территорию батареи, расположенные неподалеку остатки пороховых погребов. Рядом с батареей видны лестницы в подземные сооружения. По словам нашего гида, историкам еще предстоит проверить версию, что подземный ход соединял Михайловскую батарею с основным Северным укреплением «пятиугольником».

Показывая помещения, где еще ведутся работы, Алексей отмечает, что Михайловская батарея станет не просто академическим музеем – здесь планируется открыть конференц-зал, клуб униформистов-реконструкторов, наконец, создать культурный центр для жителей района Радиогорки, прежде всего молодежи. Будет расти и пополняться экспозиция музея…

Возвращаемся к воротам музея, еще раз окидывая взглядом стены старинной батареи. В чем-то она напоминает Севастополь в миниатюре – город-крепость, стены которой хранят следы множества сражений и штурмов, хранят память о героическом прошлом нашего Города. Отсюда уходишь с новыми впечатлениями, новыми особыми чувствами к Городу, родился ты в нем или приехал сюда первый раз, и сюда хочется вернуться вновь – а значит свою задачу – создать музей Легендарного Севастополя Алексей Шереметьев и его единомышленники выполнили в полной мере.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам