Сезон социального испытания

Ну вот и закончилось лето. С ним ушла аномальная жара. А последствия остались: эксперты всерьез заговорили о риске мирового продовольственного кризиса. Под это дело начался сезонный рост цен на продукты питания, который в Украине совпал с повышением цены на газ. Для правительства Николая Азарова настало время самого трудного социального испытания. Нужно перекрыть рост цен субсидиями и компенсациями, чтобы в конечном итоге бедные перестали платить за богатых.
Как сообщил первый заместитель министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Григорий Семчук, увеличение тарифов на теплоснабжение после повышения стоимости газа в среднем по Украине составит 29,7%. По его словам, средний тариф на отопление вырастет по стране на 82 коп. за 1 кв. м площади, а горячей воды на 4,28 грн. за 1 куб. м.

Но нет худа без добра. Сейчас субсидия начисляется, если оплата жилищно-коммунальных услуг превышает 20% совокупного дохода для работоспособных граждан, и 15% – для неработоспособных. После повышения цен планка снижается до 15% – для работоспособных и 10% для неработоспособных. Таким образом, как ни парадоксально, бедные от повышения цен выиграют: тратить на квартплату они будут меньше, чем раньше.

30 августа Верховная Рада приняла постановление "О социальной защите населения в связи с формированием тарифов на газ и жилищно-коммунальные услуги". Согласно этому документу, предлагается ввести упрощенную систему назначения жилищных субсидий, включая оплату за газ. Гражданам больше не надо простаивать в очередях, собирая справки, скажем, о составе семьи и стоимости коммунальных услуг. Уже назначенные субсидии будут пересчитаны автоматически, исходя из расходов каждой семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, включая оплату за газ и печное бытовое топливо.

Кроме того, предусматривается уменьшение размера обязательной оплаты за жилищно-коммунальные услуги, включая оплату за газ, с 15 до 10% среднемесячного совокупного дохода для семей, состоящих из пенсионеров, инвалидов и детей до 18 лет, а также с 20 до 15% для других семей, в составе которых есть трудоспособные граждане.

Соответствующие документы исполнительной власти уже вроде бы подписаны в Кабмине. Очевидно, что власть приняла брошенный ей социальный вызов. Но сможет ли она профинансировать 1,5 млн. субсидий в пакете с обеспечением комфорта при их оформлении – это ключевой вопрос, который тревожит сейчас широкие малообеспеченные массы.

«Люди старшего поколения опасаются, что для оформления документов опять придется стоять в очередях и падать в обмороки, как это было с «юлиной тысячей». Поэтому очень важно, чтобы механизм оформления субсидий был комфортным для человека, – говорит директор экономических программ УЦЭПД Василий Юрчишин. – Вместе с тем в автоматическом переоформлении субсидий тоже есть свой минус. Ибо состоятельный человек может построить роскошный особняк, а оформить его на пенсионера с минимальными доходами. Адресность и контроль в предоставлении льгот – вот действительно та формула, которая позволит сделать систему государственной помощи малоимущим эффективной и прозрачной. Но я пока не вижу, чтобы система радикально менялась…».

То, что над вопросом модернизации системы льгот в правительстве думают, видно по отдельным проблескам дискуссии на эту тему. Так, министр экономики Василий Цушко выступает за монетизацию льгот, а министр труда и социальной политики Василий Надрага считает ее нецелесообразной. По его словам, более принципиальным является желание государства оказать нуждающимся адресную помощь.

Премьер-министр Николай Азаров в свою очередь намекнул на грядущую инвентаризацию имеющихся льгот и повышение их прозрачности. «Давайте смотреть правде в глаза – когда происходит несоответствие деклараций реальным механизмам и действиям, мы сами на себе ощущаем, что на самом-то деле никаких льгот нет», – сказал он.

Впрочем, главным фактором, компенсирующим подорожание газа, должны стать не субсидии малообеспеченным, а повышение пенсий и зарплат. Правительство выполняет свое предвыборное обещание и повышает размеры прожиточного минимума, минимальной заработной платы, минимальной пенсии по возрасту и должностного оклада первого тарифного разряда Единой тарифной сетки дважды в этом году: с 1 октября и с 1 декабря 2010 года. Это предусмотрено законом "О государственном бюджете Украины на 2010 год".

Но так устроена человеческая натура, что повышение зарплат и пенсий воспринимается как должное, а удорожание коммунальных услуг и продуктов питания – как форменное безобразие. Вместе с тем остановить мировую тенденцию к уменьшению запасов продовольствия (что не может не сказаться на ценах) украинское правительство не может. Как и воспрепятствовать жестокой засухе и глобальному потеплению.

«Во всем мире идет рост цен на сельскохозяйственные культуры. Наибольшее подорожание ждет пшеницу и ячмень. Аналогичные настроения по мясомолочным продуктам», – говорит эксперт Украинского клуба аграрного бизнеса Роман Сластен.

По его словам, мировая тенденция такова, что ненамного подешеветь может лишь сахар. И то крупные производители будут стараться удержать цену на него даже искусственно. Прогноз урожая кукурузы и подсолнечника – тоже не столь утешительный, как хотелось бы. Ожидается, что производство будет меньше, чем в прошлом году. Поэтому цены на эти культуры вряд ли упадут. Единственное, что вернется к реальной ценовой позиции, говорит Роман Сластен, это гречка, продажи которой которая сейчас находятся на пике ажиотажа.

Вообще, ситуация с гречкой заставила Кабмин озаботиться изменением всей системы отношений в аграрной сфере. Министерству агрополитики уже поручено подготовить решения, которые могли бы сократить количество посредников в цепочке «от лану до столу». Это «сдует» искусственно накрученные цены минимум на четверть.

Ведь почему у нашего села никогда не бывает денег? Потому, что в стоимости хлеба доля собственно крестьян колеблется от 5 до 10 %. До 20% – это «логистическая наценка» зернотрейдеров, 20-30% – переработка и свыше 35% – торговля.

Именно торговля имеет возможность мобильно реагировать на конъюнктуру рынка, повышая и понижая цены в зависимости от разных факторов, в том числе и субъективных.

Ситуация с гречкой – это еще один конъюнктурный ажиотаж. Волна потребительской паники пришла к нам из России. Там популярная крупа полностью исчезла из продажи в целом ряде областей за считанные дни. Естественно, в других регионах ее начали продавать на 50-60% дороже.

Кое-кто из российских политиков, например председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, предложил ввести социальные продовольственные талоны на гречку для малоимущих слоев населения. Одновременно, чтобы избежать дефицита, российские власти решили закупить гречневую крупу в Китае.

Однако пока одни российские трейдеры добирались до Поднебесной, другие заключили контракты ближе – в Украине. По прогнозам экспертов, мы сможем собрать от 150 тыс. до 180 тыс. тонн валового сбора. До 20% урожая уйдет в Россию. Остального хватит, чтобы кое-как насытить рынок.

По сути, Кабмину нужно продержаться совсем немного: как только урожай нынешнего года будет собран и переработан, гречневая крупа появится на полках в привычном количестве. Стоить она будет, по мнению Романа Сластена, около 10 грн. Некоторые эксперты называют цену в 8 грн.

Но возникает еще одна дилемма: стоит ли компенсировать малообеспеченным повышение цен? И если да, то как: индексацией доходов или путем сдерживания цен на социально значимые товары?

«То, что защита малообеспеченных должна быть, это бесспорно, – считает Василий Юрчишин. – Да, урожай в нынешнем году меньше, чем в прошлом. Но я уверен, что закрома Родины не пустые. Резервы по основным товарным группам находятся в надлежащем состоянии. Поэтому ценового шока на продовольственном рынке не должно быть априори. Как поступать, когда цены на отдельные группы товаров резко поднимаются? С одной стороны, я не вижу ничего плохого, если для бедных будет введена система адресной помощи. Не обязательно талоны, как предлагают россияне. Это могут быть целенаправленные доплаты. Но минус такой позиции, что государство активно не реагирует на изменения цен, хотя оно должно определять ситуацию на рынке.

Если цены выйдут на новый уровень, они обратно не возвратятся. Динамика инфляции вырастет. А своевременное проведение интервенции позволит избежать дефицита продукции. Люди поймут, что нет смысла нервничать и запасаться впрок. Во всем мире психологический фактор играет ощутимую роль. Но в странах бывшего СССР – это решающий элемент инфляционного давления. Наши люди сами себя накручивают. Вот где-то здесь и нужно искать решение…».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам