Скоростная стряпня уголовного дела на фоне скоростного трамвая или Наказание без преступления

Еще с весны понеслось! Средних и мелких столичных и других чиновников, а также предпринимателей начали задерживать и арестовывать по обвинению в растратах сотен тысяч и миллионов денег из бюджета. Ремонтников, строителей скопом и оптом начали отправлять за решетку… Особый интерес для Киева возымели аресты ответственных за реконструкцию линии скоростного трамвая от ул. Старовокзальной до Большой Кольцевой дороги на Борщаговке.

Еще бы, с 2004 года жители ждут обещанную обновленную транспортную артерию, мучаясь в автобусах и пробках, а тут виновные нашлись – растратчики городской казны. И особо не разбираясь, замели многих. Одни шли в «холодную» молча и понуро, понимая, что попались за дело. Другие – с тихим одурением и громким криком «За что-о-о-о?!!» – не ведая за собой вины. Лозунг «Бандитам – тюрьмы» Ющенко не реализовал. Духу не хватило. Янукович же, получив не страну, а сплошной разлад и разброд в хозяйстве и финансах, формулой предшественника решил воспользоваться.

Но жесткая формула «Бандитам – тюрьмы!» не всегда четко позволяет разобраться в виновности или невиновности. Подозреваются чуть ли не все, и сначала всех забирают, а уж потом на следствии да в судах выясняют: случайно или законно попал человек под наказующие жернова. Хочется верить, что виновные получат по заслугам. Но под общую гребенку попали те, кто верой и правдой работал, напрягался, искал финансы на материалы, на зарплату, на развитие предприятия в непростые годы финансового и политического кризисов, держался на плаву и помаленьку греб к бизнес-цели. И такие тоже оказались за решеткой.

Среди таких – и.о. гендиректора ОАО «Трест «Киевгорстрой-2» Сергей Кущ. Возглавляемое им предприятие – один из подрядчиков выполнения работ по строительству линии скоростного трамвая. Предприятие мощное, уже много лет обустраивает дороги и транспортные развязки в Киеве. В свое время отстроили Севастопольскую и Соломенскую площади, реконструировали проспект 40-летия Октября, улицы Грушевского и Б. Хмельницкого, проложили троллейбусные линии в Соломенском районе, в 2009 году обустроили платформы по линии городской электрички с Троещины. Так что не случайно в конце 2008 г. «Трест «Киевгорстрой-2» выиграл тендер на определенные виды работ на линии скоростного трамвая.

По сути, трест С. Куща – самый банальный исполнитель проекта. Работяга. И бюджетные деньги, которые трест получал на строительство, шли на покупку стройматериалов и зарплаты. Кстати, говоря о проекте, его вообще не было, не было и смет и других документов. Накладные, платежные документы, акты выполненных работ и прочая документация говорит о том, что трест трудился по мере поступления средств. Не было их – как и остальные подрядчики – простаивали. А пошли деньги — засучили рукава…

Летом нынешнего года С. Куща вызвали в органы давать показания по делу Александра Падалко, главы наблюдательного совета ОАО «Экспериментальный завод железобетонных шпал», арестованного по обвинению в присвоении более 31 млн. гривен средств бюджета Киева, предназначенных для строительства скоростного трамвая. Но тут же у следователя из свидетеля Кущ превратился в обвиняемого. Был задержан и арестован за растрату порядка 860 тыс. гривен путем неоправданной покупки щебня. Эта сумма превышает 600 необлагаемых минимумов доходов граждан, поэтому считается, что совершено хищение имущества (денежных средств) в особо крупных размерах, за что грозит наказание лишением свободы на 12 лет.

Вместе с С. Кущом по делу «о щебенке» обвиняются замдиректора по строительству столичного коммунального предприятия «Киевпастранс» В. Асадчий и директор фирмы-поставщика стройматериалов «Сервис Индастри Групп» О. Куликов – якобы они заранее договорились о поставке щебня по завышенным ценам. Не взирая, на то, что С. Кущ с В. Асадчим до проведения тендера не был вообще знаком, в качестве подтверждения предьявляется документ, подписанный Кущем и Асадчим на проектную организацию о стоимости материалов, при этом не берется во внимание то, что данный документ является неотъемлемой частью договора, т.к. цена в договоре динамичная, а цены взяты из предложений субподрядчиков, победивших на конкурсе. Статья у всех одна: ч.5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины, предусматривающая наказание за растрату или присвоение чужого имущества путем злоупотребления служебным положением.

Однако ж о каком овладении чужим имуществом может идти речь в отношении С.Куща, если он, как руководитель предприятия, как должностное лицо, все полученные деньги направлял на стройку, покупал материалы. Более того: заказчик – «Киевпастранс» – остается еще должным тресту Киевгорстрой-2 деньги за уже выполненные работы! Ну где же тут растрата?!

К сожалению, наши правоохранительные органы, получив сигнал «фас», не особо дают себе труд разобраться, кто, в чем и в какой мере виновен. Увы, уж довольно часто ответственность у нас несут не зачинщики и стратеги преступлений, а порой даже не посвященные в замыслы исполнители. В нашем, пока что только мечтающем быть правовым, государстве принято сажать всех подряд.

Так что без вины виноватый С. Кущ сидит в СИЗО уже более трех месяцев. При этом многие моменты его дела остаются непроясненными. И просто удивляют не умудренного на юридических тонкостях обывателя обстоятельства и обоснования такого длительного удерживания под стражей человека, чье предприятие работает на стройке скоростного трамвая, который в первой очереди был запущен 16 октября и уже ездит.

С самого начала было понятно, что его взяли без достаточно веских оснований. Завладел ли Кущ государственным имуществом? Заполучил ли в свою собственность что-либо от покупки песка, щебня и прочих стойматериалов? Может, трамвайную линию к себе домой завернул? Часть 5 статьи 191 УК говорит о растрате средств или имущества путем злоупотребления служебным положением. Но растрата – это когда незаконно потратил (употребил, обменял, продал и т.п) чужие деньги, при этом улучшил личное имущественное или материальное положение. Никаких фактов обогащения Куща у следствия не имеется и не может быть.

Не просматривается в закупках стройматериалов трестом и личных целей руководителя – все делалось для выполнения работ по строительству трамвайных линий. Гендиректор не государственной, а обычной коммерческой структуры АО организовывал и управлял работами. И крутился вместе со своими коллегами, как мог. Кризис кому мать родная, а кому – головная боль. Производители стройматериалов и посредники, конечно же, не против поправить положение дел на своих предприятиях, выставляли завышенные цены. И тресту приходилось покупать по ценам поставщика. Уж конечно не Кущ решал, какую цену установить на щебень…

В общем, его посадили, особо не утруждаясь в проведении нормального дознания, безо всякой полной и всесторонней проверки обстоятельств покупки стройматериалов по завышенным ценам. В деле присутствуют не доказательства, а предположения! – утверждает адвокат арестованного. Причем личные предположения следователя. И вовсе не берется во внимание такие понятия, как рыночная конъюнктура, ценообразование. Не взято во внимание и то, что при покупке материалов и определения исполнителей работ (субподрядных организаций) по строительству скоростного трамвая в тресте «Киевгорстрой-2» проводились конкурсы с присутствием альтернативных предложений. Но следствие об этом не задумывается и стремится предоставить доказательства умысла или сговора при покупке щебенки по завышенной цене. Нет у следствия документальных подтверждений, что на момент сделок существовали более дешевые предложения. Зато есть просто фразы о том, что бюджету нанесен убыток и что это должностное преступление.

Но деньги-то ушли не в карман руководителя, не исчезли как таковые. На все действия по покупке стройматериалов имеются соответствующие документы. И купленное количество щебня соответствует объемам усыпанных и уложенных субподрядчиками дорог, о чем говорят акты приемка работ. И все деньги перечислены поставщикам или субподрядчикам, о чем свидетельствуют накладные и платежные квитанции.

В постановлении о привлечении С. Куща в качестве обвиняемого в растрате крупной суммы из казны Киева говорится о сговоре с заместителем гендиректора КП «Киевпастранс» и действиях из корыстных мотивов. Но сказать: «Мотив был корыстный» — еще не означает, что так и было! Как говорится, еще надо бы доказать! Это и школьник понимает.

Нет анализа цен на стройматериалы и в судебно-экономической экспертизе, что указывает на недобросовестность а может быть и заангажированность дела. Экспертиза не показала ни способа, ни путей, ни результатов личного обогащения, не доказала растрату государственных финансовых ресурсов. Скорее наоборот, на каждую полученную от «Киевпастранса» копейку есть четкие документы. Когда объемы строительства в 2009-м и в начале 2010 годах возросли и возникла необходимость увеличения объемов финансирования, заказчик и подрядчик составили все необходимые документы. Договора свидетельствуют, что и на песок, и на щебенку, и на геотекстиль есть накладные, указаны сроки поставок, перечисленные суммы, имеются соответствующие акты выполнения работ на эти суммы и на эти стройматериалы. Не говоря даже про то, что экспертиза была проведена за один день с момента назначения, а проведение происходило аж в другом городе Харькове. Это при том, что документы официально ходят между городами не менее трех дней. А ее результаты размещены на пятнадцати страницах и во внимание при проведении экспертизы не принято ни одного документа по строителству, а всем строителям известно, что основным документом в строительстве является ДБН (Государственные строительные нормы). Строителям то известно, да и экспертам наверняка известно, но видимо за экспертов вывод писал кто-то другой….?

В общем, все свидетельствует лишь о законности выполнения договорных обязательств предприятием под руководством С. Куща.

Фактически преступление, которое ему вменяют, не обосновано ни по объективным, ни по субъективным параметрам. Что указывает лишь на одно – дело складывалось весьма поспешно. И тут есть о чем задуматься. Ведь такую поспешность можно объяснить несколькими причинами: либо налицо неопытность следователя, а может и просто пофигизм, замешанный на непрофессионализме. Либо же речь идет о расчете на то, что чем больше следователь посадит народу, тем сильнее его похвалят за службу, глядишь, и премию дадут… Однако разве это – законный способ держать человека за решеткой?

А может быть, дело Куща – чей-то заказ? Скажем, на показательную порку. Дескать, вот вам, граждане, один из виновных в том, что трамвайную линию так долго не открывали, ибо денег на реконструкцию не хватало. Вот кто на щебенке нажился… Смешно было бы, если бы человек не ожидал справедливости за решеткой. Если бы дома в недоумении не жили его жена и трое детей. Кстати, арестовали С. Куща в день рождения дочери. Опять же – умысел иезуитский или равнодушное совпадение? Много странного в этом деле.

Весь вопрос в том, что человек просто сидит, с ним не проводят никаких следственных действий, вообще ничего. Он просто сидит. Кому это выгодно, кто решил без вины наказать…?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам