Кость Бондаренко: «Свобода» — это не фашизм. Не обижайте Муссолини»

Он был политологом. Но партия сказала "Надо!". Партия "Сильная Украина". И Кость Бондаренко согласился. Оставил Институт имени Горшенина и с головой окунулся в избирательную кампанию. Говорит, побывал в таких местах, где вообще люди отрезаны от окружающего мира.
Кость, сразу к сути: кто победил на выборах в местные советы?

– Это пиррова победа Партии регионов и "Свободы", которая считает, что выиграла битву за голоса избирателей западных областей. Есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать. Нюанс номер один: им теперь придется столкнуться с канализациями, аварийными домами, недостроенными дорогами и прочими проблемами. Отчитываться по взятым на себя обязательствам надо будет уже в ближайшее время. И если в ряде городов, которые, условно говоря, стоят на балансе Евро-2012, сделать это будет проще, то в других населенных пунктах, не участвующих в проведении чемпионата, придется довольно туго. Соответственно, люди станут роптать и не всегда с пониманием будут относиться к тому, что происходит в их городах. Где выполнение предвыборных обещаний? Другими словами, партии-победители в прямом смысле этого слова должны будут пройти испытание огнем, водой и трубами. Причем, не медными, а канализационными.

Нюанс номер два: Партии регионов придется рассказать своим избирателям, проживающим на востоке страны, почему они так "спелись" со "Свободой" на западе. Думаю, во многих местных советах Западной Украины "регионалам" придется формировать большинство вместе со "свободовцами". И это станет важным фактором, влияющим на стабильность как Партии регионов, так и "Свободы" Олега Тягныбока. Если даже в каком-то захолустном городке будет сформировано такое большинство в городском совете, то ни лидеру ПР, ни лидеру "Свободы" не удастся отмыться от печати подобного сотрудничества. Это может привести к серьезным внутрипартийным последствиям. Партия "Свобода" легче перенесет подобное "испытание", поскольку там реализован принцип абсолютного единоначалия. А вот в ПР такой монолитности, к сожалению, нет.

А как вы оцениваете электоральные результаты "Батьківщини" Юлии Тимошенко?

– Знаете, эти выборы прошли под знаком двух классиков. Первый – Васыль Симоненко, который писал, что "можна все на світі вибирати, сину, вибрати не можна тільки Батьківщину". А второй – это Пушкин: "…и свобода вас встретит радостно у входа". Соответственно, оба принципа сегодня воплотились в жизнь.

Что же касается Юлии Владимировны, то мы наблюдали закономерный процесс. У Тимошенко сразу после президентских выборов были все шансы закрепить за собой электоральное поле, оставаясь лидером в Украине и влияя на политическую ситуацию в стране. Вместо этого она ввязалась в абсолютно никому не нужные выяснения отношений на тему "кто победил, а кто проиграл". В конечном счете Юлия Тимошенко проиграла все, что только могла, и ушла в информационную тень, перестала быть ньюсмейкером, перестала задавать формат политической игры. И поэтому нет ничего удивительного в том, что рейтинги БЮТ стали падать, причем стремительно.

Кроме того, следует отдать должное конформизму избирателей, которые на прошлых выборах голосовали за Блок Тимошенко, а сегодня точно так же проголосовали за Партию регионов. Если мы проанализируем электоральные показатели "регионалов", то увидим, что они улучшили свой результат по сравнению с предыдущими выборами за счет оттока электората БЮТ. Всегда есть люди, которые зависят от власти и будут за нее голосовать независимо от того, какой политический цвет она представляет. Есть сотни тысяч избирателей, готовых "колебаться вместе с генеральной линией партии".

Почему "Свободе" удалось вытеснить "Батьківщину" из национал-патриотической электоральной ниши?

– Если сравнивать Тимошенко и Тягныбока, то Олег более убедителен. Он умеет говорить то, что от него хотят услышать люди. Конечно же, в его выступлениях много популизма и демагогии…

А также расизма и ксенофобии…

– Расизм и ксенофобия только добавляют экспрессии его выступлениям. Не более того. Я знаю Олега уже более 20 лет и могу утверждать, что он не является расистом и ксенофобом. Но говорит он очень убедительно. Одна моя знакомая журналистка, которая ненавидит партию "Свобода", как-то пошла на пресс-конференцию Тягныбока и сбежала оттуда! Говорит, что неожиданно поняла, что верит ему и готова за него проголосовать. Вот в этом, наверное, и заключается феномен Олега Тягныбока.

Что касается Юлии Тимошенко, то она на протяжении последних нескольких лет не продуцировала новых идей, постоянно выступала с одной и той же заезженной пластинкой. На выборах это было Межигорье. Больше мы от нее ничего не слышали. Тимошенко также постоянно говорит о справедливости или несправедливости. Причем в отношении ее лично. Сегодня главный месседж "бютовцев" на общенациональном уровне заключается в том, что власть с ними плохо обращается, раскалывает, не дает возможности пробиться к избирателям. И ни слова о том, как они собираются преобразовать страну.

Удалось ли Сергею Тигипко конвертировать электоральный "капитал" президентской кампании на местных выборах?

– На минувших выборах в местную власть шел не Сергей Тигипко. Не за Тигипко голосовали избиратели, а за конкретных Ивановых, Петровых и Сидоровых, представляющих партию "Сильная Украина". Я полгода ездил по стране и на каждой встрече с партактивом постоянно напоминал о том, что не всегда рейтинг лидера конвертируется в рейтинги конкретных людей. Знаете, есть один городок в Черкасской области. В 2007 году, когда проходили досрочные парламентские выборы, почти 65% жителей города проголосовали за БЮТ. Весной 2008 года, менее чем через полгода, там проходят досрочные выборы мэра, на которых кандидат от Блока Юлии Тимошенко набирает менее 4% голосов! Как видим, не всегда общенациональные рейтинги конвертируются в хорошие показатели на местах.

Что же касается результатов кампании, то партия "Сильная Украина" продемонстрировала высокие рейтинги в Днепропетровской, Одесской, Харьковской, Киевской областях и так далее. Мы знаем портрет нашего избирателя – это, как правило, представитель малого или среднего бизнеса, интеллигенции, студенчества. Они не привыкли к бардаку, не любят стоять в очередях. А на избирательных участках зачастую надо было простоять от 40 минут до трех часов, чтобы проголосовать. Вот эти люди пришли, посмотрели и решили прийти в следующий раз. Знаете, когда я узнал, что по состоянию на 11 часов утра по Украине проголосовали только 7% избирателей, я вспомнил слова Черчилля, который говорил, что плохую власть избирают хорошие люди, которые не ходят на выборы. Если говорить об общей оценке участия "Сильной Украины" в выборах, то это не победа и не проигрыш, а боевое крещение.

Был ли взят прицел на следующие парламентские выборы?

– Каждая политическая сила, которая принимала участие в местных выборах, безусловно, брала прицел на грядущую парламентскую кампанию. И на самом деле большинство партий вели диалог со своими избирателями так, как будто они идут на выборы в Верховную Раду.

Кто был вашим ближайшим конкурентом: Юлия Тимошенко или Арсений Яценюк?

– Во многих областях страны нашими конкурентами были "Батьківщина" Тимошенко, "Фронт перемен" Яценюка и Партия регионов. Результаты социологических исследований свидетельствовали о том, что мы серьезно заходим на электоральное поле как Партии регионов, так и БЮТ. В то же время на поле, которое было нами отвоевано во время президентских выборов, устремились представители "Фронта перемен". И довольно часто "фронтовики" критиковали не власть, а Сергея Тигипко. Их главным коньком был Налоговый кодекс, которого никто из избирателей не читал, но все осудили. В общем, мы конкурировали в разных плоскостях со многими партиями.

Обсуждался ли вариант ухода Сергея Тигипко в отставку перед выборами с целью повышения его рейтинга за счет оппозиционности?

– Да, обсуждался. И не только нами, но и журналистами, политологами, политиками. Более того, многие региональные партийные руководители постоянно говорили о том, что было бы намного проще работать в случае отставки Тигипко и его перехода в оппозицию. Сергей Тигипко занял четкую позицию: если мы говорим о необходимости проведения реформ, о реализации непопулярных мер, то надо обладать смелостью и не мимикрировать под ситуацию, а последовательно защищать свою позицию.

Один римский политик постоянно говорил о том, что Карфаген должен быть разрушен. В результате и Карфаген был разрушен, и сам политик вошел в историю. Мы же постоянно говорим о том, что экономические реформы необходимы. Это наш базовый тезис. Наверное, наши избиратели скоро будут нас отождествлять с реформами. Но хочу подчеркнуть: ни в одной стране мира реформы не встречались овациями. Только после того как реформы воплощались в жизнь и приносили свои плоды, их авторы оставались в истории. Мы прекрасно понимаем, что проводить реформы можно только находясь у власти. При всем уважении к представителям нынешней оппозиции, они не могут быть реформаторами по определению.

После местных выборов Сергей Тигипко слегка оброс политическими "мускулами". Изменится ли его поведение в правительстве? Он же теперь не простой вице-премьер.

– Думаю, что не изменится. Сторонников нашей политической силы было немало и раньше. Вес политика определяется не только наличием партии, фракции в областном или городском совете, но и доверием людей. Я не думаю, что после того как партия "Сильная Украина" показала результат на выборах несколько меньший, чем прогнозировали социологи, удельный политический вес Сергея Тигипко снизится. Более того, уверен: если провести сегодня социологические замеры, то рейтинг Тигипко в два-три раза превысит рейтинг "Сильной Украины", показанный в ходе местных выборов.

Были ли выборы прозрачными и демократичными? Оппозиция утверждает, что системные нарушения исказили волеизъявление народа.

– Системных фальсификаций не было. Кое-где на местах были неприятные случаи. К примеру, в Бахчисарае "Сильную Украину" просто не включили в избирательный бюллетень. И других наших кандидатов "забывали" включать. Но эти негативные явления были спорадическими, а не системными.

Если сегодня кто-то говорит о влиянии на выборы, то начинать надо с июня – июля нынешнего года, когда принимался закон о выборах в местные органы власти. Именно в данном нормативном акте были заложены основные дискриминационные моменты. А все, что происходило 31 октября, находилось в рамках закона. Раньше надо было в набат бить. Наша партия постоянно говорила о несовершенстве избирательного законодательства. К примеру, выдвижение мажоритарных кандидатов от партий – это нонсенс. А сегодня "Батьківщина" Юлии Тимошенко кричит о фальсификациях. Знаете, у нас любая избирательная кампания сопровождалась обвинениями в том, что она проходит нечестно, недемократично, что необходимо пересчитать голоса и так далее. Ничего нового.

Сегодня активно обсуждается тезис о том, что на местных выборах была обкатана смешанная избирательная система, и теперь на ее основе состоятся парламентские выборы. Реален ли подобный вариант?

– Да, реален. Если говорить об обкатке, то в 1998-м и 2002 году Верховную Раду уже избирали по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. И парламенты, сформированные на ее основе, продемонстрировали, насколько удобно и комфортно из депутатов создавать ту или иную конфигурацию большинства. Грубо говоря, в случае реализации данной избирательной модели мы получим 225 "тушек". На мой взгляд, провести выборы в Раду по смешанной системе сегодня несложно. Тем более что смешанную, мажоритарно-пропорциональную модель сегодня поддерживают от 17 до 20% избирателей, а чистую партийную систему – только 7%. Исключительно мажоритарный формат выборов одобряют почти две трети избирателей.

В то же время, на мой взгляд, сегодня необходимо думать не только о составе будущего парламента, но и о конституционном процессе. Честно говоря, не знаю, что лучше: инициировать принятие нового Основного Закона этим составом Рады, а затем провести досрочные парламентские выборы, либо же провести выборы, а потом принимать новую Конституцию. Но ясно одно: на первый план выходит принятие нового Основного Закона, предусматривающего сильную президентскую власть, опирающуюся на развитое местное самоуправление. Не следует забывать и о результатах референдума 2000 года, которые свидетельствуют о том, что люди поддерживают идею создания двухпалатного парламента и сокращения количества депутатов до 300.

Сегодня в Верховной Раде есть достаточно много внефракционных депутатов. Не планирует ли Сергей Тигипко создать свою фракцию в нынешнем составе парламента?

– Отдельные народные депутаты действительно заявляли о том, что они готовы сформировать фракцию под Тигипко. Но партия "Сильная Украина" решения о создании фракции в Верховной Раде не принимала. Да, мы понимаем, что в парламенте необходимы депутаты, поддерживающие экономические реформы, поскольку их можно реализовать после того, как они приобретут "оболочку" законов. В то же время мы понимаем, что в послании Президента Верховной Раде четко подчеркивается необходимость реформ. И я думаю, что это послание является программным не только для отдельной фракции, но и для всего парламентского большинства. Поэтому необходимости создавать свою фракцию в Раде нет. Вот если бы не было понимания со стороны Президента, других парламентских групп необходимости экономического реформирования, тогда действительно бы пришлось создавать свое "представительство" в Верховной Раде, чтобы лоббировать принятие законов, необходимых для реализации реформ.

Станет ли новый Налоговый кодекс политическим "гробом" для Сергея Тигипко? Кроме того, сегодня не совсем понятно, кто его разрабатывает: Тигипко, правительство или Администрация Президента?

– Сергей Тигипко как вице-премьер курирует в правительстве блок экономических вопросов. Налоговый кодекс пишется представителями различных министерств и ведомств. Тигипко в числе прочего курирует и этот процесс. Он ведет очень серьезную дискуссию по каждому пункту законопроекта. Могу сказать, что после процедуры первого чтения специалисты нашей партии во главе с Александрой Кужель внесли в проект около 450 поправок. А всего у нас было около 1200 замечаний. Поэтому за каждое слово, за каждую запятую ведется очень серьезная борьба. Конечно же, эту работу многие критики стараются просто не замечать, предпочитая огульно все поливать грязью. Они вообще стараются обвинять Тигипко во всех грехах. Увеличили тарифы – виноват Тигипко. Повышают пенсионный возраст – это все Тигипко! Скоро на него будут с таким же успехом вешать и провалы наших певцов на "Евровидении", и проигрыши "Динамо" и "Шахтера", и даже цунами на острове Суматра. Думаю, необходимо дождаться окончательного принятия нового Налогового кодекса, который, считаю, пойдет Украине на пользу.

Конечно, будет и много недовольных. Во время поездок по стране я встретился, в частности, с одним предпринимателем. У него десять магазинов. Причем, как он говорит, есть торговые точки в Москве и Милане. Покупает дорогие автомобили, собирается приобрести вертолет. При этом сидит на едином налоге. Да еще и жалуется, что приходится платить 300 гривен в Пенсионный фонд. Конечно, такие предприниматели будут недовольны новым Налоговым кодексом.

Я считаю, что если реально защитить представителей малого и среднего бизнеса, то Кодекс способен привести к позитивным результатам. Вне всякого сомнения.

Политологи ожидали, что местные выборы приведут к появлению новых региональных лидеров. Рассчитывали, что будут обкатаны новые избирательные технологии. Оправдались ли их надежды?

– Новые лица действительно появились. Но теперь партии должны нести ответственность за людей, которых они привели во власть. Знаете, возникла следующая проблема: многие представители политических сил, которые сегодня будут формировать большинство в областных и районных советах, особенно на западе страны, экономически безграмотны. Они не знают, чем дотации отличаются от субвенций, как формируется бюджет, каков уровень компетенции того или иного совета. Кстати, наша политическая сила на протяжении лета очень активно работала с нашими кандидатами, с активом, чтобы дать им хотя бы азы управленческой работы. И сегодня мы будем продолжать подобную деятельность в рамках специальных тренинговых школ, экспертных комиссий, поскольку понимаем, что избирательный процесс не закончился 31 октября. С 1 ноября начинается новый процесс, и следующие пять лет необходимо посвятить укреплению позиций нашей команды.

И последний вопрос: скажите, «Свобода» — это фашизм?

– "Свобода" – это не фашизм. Не обижайте Муссолини.

Беседовал Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам