Конфедерация работодателей и другие: трио мыльных пузырей

О причине нереализованных амбиций и подоплеках «тайной» (коррупционной) жизни Федерации работодателей Украины (ФРУ) мы недавно писали. Сейчас самое время поговорить о структурах, которые пытаются составить ей конкуренцию. Их, как минимум, три. И, если бы не деньги фондов соцстраха, на эту борьбу мыльных пузырей друг с другом вообще не стоило бы обращать внимания…

Согласно данным Минюста, на сегодняшний день в соответствии с законом «Об организациях работодателей» в Украине зарегистрированы 18 таких организаций. Большая часть – это отраслевые объединения: от металлургических и медицинских до бытобслуживания и телекоммуникационных технологий. Но они не конкуренты ФРУ: несмотря на часто встречающееся в названии слово «всеукраинский», официально такого статуса они не имеют. Соперничать с Федерацией работодателей на общенациональной площадке могли бы три организации: зарегистрированная в прошлом году новая всеукраинская структура – Объединение организаций работодателей Украины; а также созданные соответственно в 2004-ом и 2006-ом Всеукраинская ассоциация работодателей (ВАР) и Конфедерация работодателей (КРУ). Это проекты Кинаха, Еханурова и Гайдука.

Самая безобидная из этого «трио» – ВАР. У ассоциации были неплохие перспективы, поскольку она правильно зарегистрирована (не как объединение граждан, а в соответствии с законом о работодателях), но влиятельной так и не стала. Возможно, это связано с ограниченным финансированием. Или с тем, что структура ориентировалась на Юрия Еханурова, а он не нашел, как использовать этот инструмент с политической целесообразностью.

Как бы там ни было, нынешний номинальный руководитель Всеукраинской ассоциации работодателей Вячеслав Быковец, одновременно также и генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины, в особом влиянии на фонды соцстраха не замечен.

Хотя его можно назвать одним из идеологов так называемой «субсидированной занятости». Это когда на некоторые должности работодателям полагаются дотации за каждого нанятого через службу занятости безработного.

Смысл данной затеи таков, что работодатель на протяжении одного года получает дотации на оплату труда персонала из числа безработных, за счет Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Понятно, что дотации даются не на все профессии. Платят, как правило, за каменщиков, плотников, слесарей и т.п. Впрочем, сейчас этот проект, мягко говоря, закис, ввиду отсутствия в бюджете денег на подобные выплаты.

Следующая родственная по духу и по сути структура называется Объединение организаций работодателей Украины (ООРУ). Она также правильно зарегистрирована и является своего рода «выхлопом амбиций» Анатолия Кинаха, лишившегося влияния на Федерацию работодателей Украины.

Но ООРУ имеет не только неблагозвучную аббревиатуру, но и не самого удачного лидера. С «работодательскими проектами» у Кинаха традиционно не складывалось. Федерацию он довел до сильного внутреннего раздрая (о чем мы уже писали), а затем оставил в тяжелом кризисном состоянии. Причем это состояние было очевидным последствием разрушительных действий Анатолия Кирилловича.

В дальнейшем он, может, и хотел восстановить контроль над ФРУ, но это у него не получилось. Возглавивший Федерацию Юрий Бойко сначала употребил структуру на раскрутку собственного имиджа (и в компаньонах не нуждался, тем более, что Кинах не собирался платить), а затем передал ее Олейнику, который показался ему достаточно удобным преемником.

Кинах же сначала решил довольствоваться УСПП, но потом понял, что этого рычага ему не хватает. Во всяком случае, легитимно говорить от имени бизнеса с властью и репрезентовать себя на международной арене от УСПП так, как это можно от организации работодателей, он возможности не имел.

Поэтому в прошлом году был осуществлен очень важный для Анатолия Кирилловича акт – Минюст зарегистрировал его собственный «клуб работодателей». Как с радостью сообщила пресс-служба Кинаха, «в состав нового всеукраинского объединения вошли около 20 региональных и отраслевых объединений работодателей, в т.ч. Киевская, Полтавская, Черниговская, Житомирская областные организации, Объединение организаций работодателей агропромышленного комплекса, морской индустрии "Укрморпром". Основной целью деятельности организации определили защиту прав и законных интересов работодателей в экономической, социально-трудовой и других сферах, в т.ч. в их отношениях с другими сторонами социального партнерства. Председателем объединения на учредительном съезде был избран президент УСПП, народный депутат Украины Анатолий Кинах».

Собственно, этот пресс-релиз и стал главным документом, который увидела пресса с тех пор. ООРУ, пардон за каламбур, орать не стала, сидит тихо, как мышка, ее не видно и не слышно. Само собой разумеется, что говорить в такой ситуации о степени влияния новой «пустышки» – бессмысленно.

А вот еще одна «пустышка» (с юридической точки зрения) оказалась по совместительству неплохой «присоской» и вместе с ФРУ успешно выколупывает деньги из Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности. Речь идет о Конфедерации работодателей Украины (КРУ).

Сразу заметим, что ввиду специфики своей регистрации КРУ, согласно выводам Минюста, не может претендовать на такой же всеукраинский статус, как ФРУ. В этом плане юристы металлургического магната «в экзыле» Виталия Гайдука малость поторопились.

Однако, в отличие от Федерации, где нет дисциплины членских взносов, и бюджет держится на спонсорской помощи отдельных предприятий (коррупционное воровство руководства ФРУ к этой теме не относится), Конфедерация – сравнительно богатая контора.

Так получилось, что в ней встретились два политических одиночества: группа бывших «зеленых» (телекоммуникационный Олег Шевчук и спец по экологическим отходам Дмитрий Третьяков) и группа Гайдука (Пантелеенко, ставший сейчас замминистра экономики, и Соколовский, партнер жены Гайдука по бизнесу). Но не их деньгами сильна организация.

Конфедерация, создававшаяся как проект Гайдука, ориентированный на БЮТ, постепенно наполнилась металлургами и откатилась в сторону «регионалов». Так что здоровый стержень, на котором там все держится, – это Федерации металлургов Украины, которая входит в Конфедерацию. Но металлурги и сами по себе – вполне самодостаточные ребята, у них хороший спикер (второе лицо в организации Сергей Притоманов), есть деньги, есть связи, выходы на власть. Поэтому Конфедерация для них – это как одежка для той-терьера: можно с ней, а можно и без нее.

Гайдуку амбициозный проект так же мало помог в его делах, как и соратничество с Тимошенко. Один из «корифеев Донбасса» и самых могучих фигур металлургического лобби первым после президентских выборов сошел со сцены, утратил прежние позиции и, по слухам, вообще выехал за границу. Зачем ему Конфедерация?

Тем более не нужна она Пантелеенко, в прошлом вице-президенту консорциума «Индустриальная группа», управляющему активами корпорации «Индустриальный союз Донбасса». Он получил должность заместителя министра экономики и с упоением кружит по кабинетам власти.

Кое-какие виды имеет на Конфедерацию один из заместителей Алексей Мирошниченко. Этот птенец гнезда кинахова какое-то время был вице-президентом в УСПП. Потом зашел с Кирилловичем в Кабмин, руководил там службой вице-премьера, а когда его шеф стал премьером – то службой премьера. В этой позиции «словил звезду», вообразив себя чуть ли не самостоятельным политиком. После чего был «отлучен от тела» и изгнан в том числе из Федерации работодателей, которой Кинах на тот момент руководил.

Политическое убежище Мирошниченко обрел в Конфедерации. Но выделиться и занять там ведущие позиции ему не давали люди Гайдука. В узких кругах широко известно о желании Мирошниченко занять место президента Конфедерации вместо Александра Беньяминовича Соколовского, которого он не воспринимает всерьез и всячески высмеивает за глаза.

Кстати, с ожидаемым приходом Дмитрия Фирташа в Федерацию работодателей Мирошниченко может лишиться самой весомой своей позиции: в июле 2009 года он был избран председателем Общего представительского органа стороны работодателей на национальном уровне.

Но пока Мирошниченко плетет мелкие кулуарные интриги и думает над своим будущим в эпоху Фирташа, доступ к реальным деньгам получила группа «зеленых». Протеже Шевчука – Дмитрий Третьяков, который в Конфедерации позиционируется как председатель Всеукраинского объединения областных организаций работодателей в сфере строительства, проектирования и архитектуры (чисто номинальной структуры), давно и плотно сел на Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности. С марта 2003 года по май 2005 года – он заместитель председателя правления Фонда. С декабря 2007 и по настоящее время – член правления.

Как старожил, Третьяков научился успешно манипулировать всеми возможными рычагами, включая внесение нужных строчек в бюджет, подсовывание своих исполнителей на разные виды работ и т.д. По большому счету, Третьяков – единственный, кто благодаря Конфедерации стал «архитектором» своего счастья. Если, конечно, счастье можно измерить «откатами». В остальном, нелегитимная Конфедерация ни на международной арене, ни внутри страны проявить себя толком не сумела. Пустышка – она и есть пустышка…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам