Рестарт финиша или новый старт?

В пятницу, 26 ноября 2010 года, президент Украины Виктор Янукович продолжил складировать внешнеполитические успехи в виде подписанных документов. Только теперь, после получения в понедельник, 21 ноября, Плана действий по внедрению безвизового режима с ЕС и подписания протокола об участии в программах Евросоюза, в другом – северо-восточном – направлении. В Москве состоялось четвертое заседание Украинско-российской межгосударственной комиссии (УРМК), по итогам которой были подписаны 7 новых двухсторонних документов. На один больше, чем было заявлено изначально…

Дополнительно глава Минтопэнерго Украины Юрий Бойко и замминистра энергетики России Анатолий Яновский подписали соглашение о сотрудничестве в сфере транспортировки нефти на нефтеперерабатывающие предприятия Украины и ее транзита по украинской территории. Объем прокачки нефти в Украину был увеличен до 18,5 млн. тонн нефти в год.

Кроме традиционного итогового протокола заседания УРМК, завизированного двумя президентами, были подписаны также:

— меморандум о взаимопонимании между министерствами транспорта России и Украины и «Внешэкономбанком» в организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив;

— соглашение о сотрудничестве в области испытаний и охраны прав на сорта растений;

— протокол об изменениях в соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании мирного космоса;

— план взаимодействия между МИД двух стран на 2011 год;

— соглашение о взаимодействии правительств Украины и России при проведении инспекций Черноморского флота России на территории Украины.

Другими словами, УРМК, как и обещали президенты в своих вступительных словах перед началом мероприятия, действительно коснулась практически всего спектра отношений между двумя государствами и кое-что новенькое задокументировала. А главное – комиссия зафиксировала сохранение тенденции улучшения двухсторонних отношений, переход к подлинному стратегическому партнерству и сотрудничеству, которое было практически загублено при прежнем политически мало вменяемом руководстве Украины. Объем товарооборота между двумя странами в январе-сентябре сего года в сравнении с аналогичным периодом года прошлого увеличился почти на 74,6% (на 2,5 млрд. долл.) и составил почти 29 млрд. долл. Как вообще прогнозирует Янукович, объем товарооборота к концу года может достичь 40 млрд. А это, по словам президента России Дмитрия Медведева, вернет его – объем товарооборота – к докризисному уровню или даже превысит его. «Пульс украинско-российских отношений бьется четко и уверенно», – сказал Янукович.

А Медведев перед членами УРМК и журналистами тоже не уставал говорить о полезной для двух стран тенденции сближения, которая, по его словам, напрямую зависит от двух факторов: хороших – «продвинутых» – рабочих отношений между двумя президентами и понимания в России, насколько Украина – важный и нужный партнер. Он подчеркнул, что с начала года эта встреча в подмосковных Горках – 10-е по счету его личное рандеву с Януковичем, не считая шапочные встречи с ним на различных международных форумах. Янукович же уверен, что хотя между Украиной и Россией и остается еще много нерешенных проблем, сегодня видна перспектива их решения. Для этого президент Украины намерен к концу года еще раз встретиться с Медведевым, чтобы «финишировать серьезно» и чтобы на старте 2011 года «не потерять динамику и конструктив отношений». Идеал отношений между Украиной и Россией, по Януковичу, – это «синхронная модернизация наших экономик».

Среди двух нерешенных проблем, ясное дело, остаются глобальные и взаимосвязанные между – политическая (вопрос направления интеграции Украины) и энергетическая (что будет с украинской газотранспортной системой после строительства российских газопроводов – Южного и Северного потоков – в обход территории Украины).

Не секрет, что встреча УРМК под Москвой получилась демонстративно символической – сразу после саммита Украина-ЕС в Брюсселе. Янукович как бы продолжает балансировать между Европой и Россией в то время, когда третий «вектор» – США – занимаются своими проблемами. И пытается при помощи этой сбалансированной внешней политики решить главную украинскую проблему – энергетическую. Чтобы всем было хорошо.

Проблема же проста, как элементарный арифметический подсчет. Сейчас по ГТС Украины в Европу прокачивается до 120 млрд. кубометров российского газа. Вся пропускная способность украинской «трубы» – на границе РФ с Украиной 288 млрд. куб. м, на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией, Молдавией – 178,5 млрд. куб. м, в том числе со странами ЕС – 142,5 млрд. куб. м. Но для того, чтобы ГТС Украина работала по минимуму, в нее нужно влить средства для модернизации – до 5-10 млрд. долл.

Россия же в это время уже строит Северный поток (Nord Stream, будет готов ориентировочно уже в будущем году). Мощность газопровода должна составить 55 млрд. кубометров газа в год (2 нитки). Суммарные инвестиции, необходимые для реализации проекта Nord Stream в двухниточном исполнении (строительство морского участка), составляют 7,4 млрд. евро. Пропускная мощность Южного потока (South Stream, планируют, что будет готов к 2015 году) – 63 млрд. кубометров газа в год. Оценочная стоимость проекта – 8,6 млрд. евро.

Вот и сложите эти цифры по нужным параметрам: украинская ГТС – максимально может пропустить 142,5 млрд. куб. м., сейчас – 115-120 млрд. кубов. Nord Stream и South Stream в сумме – 118 млрд. кубов. И стоить это будет 16 млрд. евро (более 20 млрд. долл.).

ЕС в это же время носится, как курица с яйцом, с проектом газопровода Nabucco – альтернативой российскому South Stream. Проектная мощность его – 26-32 млрд. кубометров газа в год. Предполагаемая стоимость проекта — 7,9 млрд. евро.

Вот Киев и спрашивает: а зачем России и ЕС по отдельности платить так дорого, если можно скооперироваться на разумной и взаимовыгодной основе и вложить деньги в украинскую «трубу»? Однако у партнеров Украины есть свои планы. У России максимально подсадить Европу на свой газ и минимизировать транзитные риски через Украину. У ЕС – максимально диверсифицировать поставки «голубого золота»: не только из России, но и из Ирана.

Однако и заинтересованность Украины понятна. В самом неблагоприятном для Киева варианте развития событий – строительстве Nord Stream, South Stream или его альтернативы Nabucco транзитная ценность Украины приблизится со временем к нулю, а ее ГТС станет грудой металлолома. Картина фантастически апокалиптическая, но она, увы, возможна при продолжении научно-технической революции – развитии альтернативной энергетики и энергосберегающих технологий. И Украина решает по сути две задачи: максимум – оставить «трубу» под своим контролем и добиться от России соглашения о гарантированных поставках ее газа в Европу через свою территорию, что давало бы стабильный доход в казну. Минимум – пристроить «трубу» в какой-либо проект, который бы продлевал ей жизнь, давал средства на модернизацию, поддерживал транзитный потенциал Украины и, опять же, давал деньги в бюджет. Примером такого подхода является идея газотранспортного консорциума (ГТК), с которым Киев и Москва носятся уже несколько лет, преследуя при этом противоположные цели: Россия установить контроль над украинской «трубой», Украина – сохранить ее неприкосновенной и уравновесить влияние России в возможном ГТК другими – европейским – партнерами («Рургаз» из Германии, «Газ де Франс» из Франции, «Эни» из Италии). Сейчас идея трансформировалась в предложение создать СП между российским «Газпромом» и «Нефтегазом Украины», в который Украина в качестве уставного взноса внесла бы «трубу», а Россия… Последнее предложение «Газпрома», если верить его главе Алексею Миллеру, – это готовность предоставить Украине для добычи газа «конкретные месторождения, в том числе в Астраханской области».

Вот Киев при Януковиче и убеждает ЕС и Россию, что Украина теперь и вовеки веков будет предсказуемым, прозрачным и надежным партнером во всем, но в первую очередь – в транзите российского газа европейским потребителям. Мол, вы, господа европейцы и россияне, в этом убедитесь, а значит, зачем что-то строить и разоряться во время кризиса, если можно обойтись малыми вложениями.

Решить эту проблему президент Украины пытается традиционно играя на страхах России (что Украина бездумно уйдет в Европу, в ЕС и – о это ужас Кремля! – в НАТО) и Евросоюза (что Украина тупо упадет у подножия Кремля и окончательно уйдет в сферу влияния России). Поступает Янукович пока что правильно – разумно уступает на обоих направлениях, не уступая при этом украинские стратегические интересы – сохраниться независимым государством и при этом получить средства для развития.

Для удовлетворения России Украина в специальном законе закрепила свой внеблоковый статус, что успокоило Россию. Медведев в Горках не стал скрывать, что хорошие отношения между двумя странами «зависят от альянсов, в которые вступает Украина», что ее внеблоковый статус – «это хорошо, это отвечает европейской безопасности». И происходит это притом, что перспектив скорого вступления Украины в НАТО как не было, так нет и сейчас, а значит, Киев только зафиксировал статус-кво и добился лояльности партнера.

На Западе же, в ЕС, Янукович не устает повторять, что хотя Россия – это стратегический партнер Украины, но ее приоритет номер один – это интеграция в Евросоюз. Для этого Киев готов идти на уступки Западу в болезненных для него вопросах. И даже, например, критикует планы России по строительству Южного потока, а также готов предоставить европейцам радиолокационные мощности в Севастополе и Мукачево для единой системы ПРО на континенте. «Украина засвидетельствовала не только желание приобщиться к созданию европейской противоракетной обороты, но и предоставить свои наблюдательные возможности в качестве практического шага участия Украины в европейской системе ПРО… Если это предложение Украины заинтересует Альянс, мы готовы к практической реализации», – заявила недавно, после саммита Украина – ЕС секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Раиса Богатырева. И сделала, правда, экивок в сторону России: мол, украинские власти также поддерживают привлечение и РФ к созданию ПРО.

Под Москвой стороны разошлись, как говорится, краями – остались при своих интересах при соблюдении словесного консенсуса. Янукович заверил всех, что «улучшение отношений Украины и России будет благоприятно отражаться не только на ситуации в Европе, но и в целом в мире». Так как евроинтеграционные процессы, которые происходят в Украине, позволяют в перспективе и России двигаться в этом направлении, а «весь мир глобализируется, Россия также идет по пути создания единого экономического пространства с Европой, и это никак не противоречит тем интеграционным процессам, которые есть сегодня у Украины с Россией». При этом Янукович оставил и поле для маневров – признал, что Украина может вступить и в Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана, но нужно соблюсти необходимые процедуры в Верховной Раде, согласовать их с Конституцией и народом на всенародном референдуме.

Медведев в свою очередь подчеркнул, что выбор направления интеграции – это «право любой суверенной нации» и что каждый народ может решать для себя этот вопрос, исходя их политической целесообразности и юридической обоснованности. Но, по словам президента РФ, его страна хочет видеть Украину членом и ТС, и Единого экономического пространства (ЕЭП). То есть тоже оставил место для торга или хотя бы переговоров на эту тематику.

И переговоры еще продолжатся. Равно как и взаимовыгодное сотрудничество. Особенно если стороны при этом будут исходить из взаимовыгодного компромисса. Это слово – «компромисс» – было, пожалуй, самым употребляемым обоими президентами и на этой встрече. И на встрече Януковича в ЕС. А значит, Украина на обоих направлениях пока как бы нащупывает новые точки соприкосновения. И что отрадно – уже никому ничего не отдает без получения хоть чего-нибудь ей нужного взамен.

И ЕС в резолюции Европарламента впервые публично признает право Украины на подачу заявки на членство в Объединенной Европе. И в случае успешных переговоров с МВФ готов предоставить Киеву макрофинансовую помощь для баланса дефицита госбюджета в сумме 610 млн. евро. А Россия в таких условиях – тоже для баланса и демонстрации лояльности – постепенно уходит от обструкции украинского руководства и переходит к конкретному сотрудничеству уже без демонстративного давления и попыток захапать что-либо, пользуясь своим финансовым могуществом. Так, по большому счету, можно и в этом году финишировать, и в новом – стартовать…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам