Афера в Дрогобыче: как продать завод, а потом его украсть?

Крайне низкий уровень иностранных инвестиций был и остается бичом украинской экономики. По состоянию на лето 2010 года приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил смехотворную цифру в 880 долларов США в расчете на одного жителя Украины. Почему зарубежные компании боятся вкладывать деньги в Украину? Чаще всего говорят: несовершенное законодательство или непривлекательная система налогообложения. Но главная проблема в том, что даже несовершенные законы не работают – в отличии от взяток в кабинетах мэров, судей и регистраторов.

Даже если инвестор разобрался во всех перипетиях законодательства, он не застрахован от беспредельного захвата – когда организованные группы забирают собственность, игнорируя все законы. Рейдеры верят в свою безнаказанность, ведь если судьи, меры, регистраторы и даже государственные банки вовлечены в преступную схему – то где искать правды? Остатки доверия сохраняет центральная власть – она же, как не парадоксально, становится главным гарантом защиты иностранных инвестиций в стране.

К примеру, на прошлой неделе к Президенту Украины Виктору Януковичу обратился один из крупнейших в мире производителей бурильного оборудования, компания «ВБМ-групп» (Россия). Суть обращения проста: принадлежащий «ВБМ-групп» ОАО «Дрогобычский долотный завод» (ДДЗ, Дрогобыч, Украина) подвергся рейдерской атаке. Не находя правды в судах, у местных чиновников и в государственных структурах, инвестор обратился к Президенту, чтобы тот поставил ситуацию на личный контроль.

Как все начиналось

Ситуация на ДДЗ достойна стать академическим примером. Попробуем разобрать ситуацию по косточкам. Сначала – немного истории, потому что она важна. «ВБМ-групп» — это российская компания, специализирующаяся на производстве бурильного оборудования. В состав компании входит 5 профильных активов – 4 в России и 1 в Украине, что позволяет «ВБМ-групп» входить в пятерку мировых лидеров производства буров для нефтяной и газовой промышленности.

В смутных 90-х-2000-х консолидация профильных активов в бизнес-группу происходила под руководством ныне уже опального российского олигарха Андрея Ищука. Методы консолидации у господина Ищука были разные — времена были лихие и власть на территории бывшего Союза принадлежала, де-факто, криминальным элементам. Это сегодня в бизнес приходят выпускники Гарвардов, белые воротнички и фондовые рынки. А тогда выживали те, кто метко стрелял и внушительнее запугивал.

Украинский ДДЗ к своей бизнес-империи Андрей Ищук присоединил уже в 2002 году. Обошлось без крови, но – и не без странностей. Собственно, процесс поглощения завода начался в 2000 году. Первоначально «ВБМ» удалось приобрести через подставные фирмы контрольный пакет предприятия. Близкие к Ищуку чешские фирмы IRIS Export Import, Spol s.r.o. и MVG Import-Export приобрели по 24,98%.

Летом 2002 года Фонд Госимущества Украины провел аукцион по продаже находившегося в собственности государства 25% акций завода. Его покупателем стало ООО «Торговый дом «Долото» — структура, аффилированная с людьми, близкими к Ищуку. Сам пакет был приобретен за 1,2 млн гривен (по тем временам – чуть более 200 000$) при точно такой же стартовой цене. У представителей машиностроительного бизнеса Украины сделка по продаже за копейки блокирующего пакета Дрогобычского долотного завода вызвала недоумение, но оспаривать ее итоги тогда никто не стал.

Новый порядок – новые собственники ВБМ

Впрочем, на этом поводы для радости у Андрея Ищука закончились. Беспредел в России завершился, пришел порядок. И вчерашний герой приватизации вдруг осознал, что захватывать чужие бизнесы за бесценок и успешно управлять захваченным – это две большие разницы. В канун мирового экономического кризиса «менеджерские» таланты Андрея Ищука довели преуспевающую некогда «ВБМ-групп» до ручки: заводы обросли кредитами, росли долги перед поставщиками и рабочими, схемы оптимизации налогов подорвали отношения с местными властями. К этому добавились проблемы с правоохранительными органами и ссора с центральными и местными органами власти России.

В итоге, Ищук продает «ВБМ» и у бизнес-группы начинается другая жизнь. После ряда продаж, в середине 2010 года ОАО «ВБМ-групп» входит в группу компаний Lavenco. Новому собственнику достается непростое наследство от предыдущего владельца – потребовалось несколько месяцев, чтобы провести аудит предприятий и разработать план тушения пожаров. В августе этого года новый состав топ-менеджмента «ВБМ-групп» принимает программу восстановления производства на предприятиях холдинга. В том числе – и на Дрогобычском долотном заводе, который за время правления Ищука превратился из бюджетообразующего предприятия региона в постоянного должника перед местным бюджетом и собственными рабочими.

На ДДЗ новых инвесторов встретил менеджмент, назначенный еще Ищуком. Так, действующий на тот момент директор ДДЗ Владимир Серегин долгое время работал заместителем некоего Геннадия Веселовского. А тот, в свою очередь, был ставленником и главным менеджером Ищука на вверенном ему Дрогобычском долотном заводе. Менеджмент поклялся новым собственникам в лояльности и демонстрировал «искренний» оптимизм в связи с объявленными планами по возрождению производства. Однако, как только работа аудиторов и официальных представителей ВБМ на заводе была завершена, действующее руководство приступило к реализации схемы, в результате которой имущество завода будет выведено на третьи лица, а сам завод загнан в процедуру банкротства.

Активы заложить, кредит распилить, залог изъять, имущество распродать

Едва прознав о планах нового собственника вдохнуть новую жизнь в ДДЗ, менеджмент предприятия начал операцию по отчуждению и передаче актива третьей стороне. «Камнем преткновения», точнее предлогом для дальнейшего отчуждения имущества стал долг по кредиту Дрогобычского долотного завода перед государственным «Ощадбанком». В свое время менеджеры завода (ранее упомянутый Владимир Серегин и его первый заместитель Леонид Мыщатин) взяли кредиты на сумму 55 миллионов гривен. В залог по кредиту ушло около 70% имущества предприятия.

На что потрачены кредиты, еще предстоит расследовать, но до определенного времени текущие платежи по обязательствам осуществлялись. С лета, в расчетах с банком начали происходить сбои, и делегация от «ВБМ-групп» совместно с менеджментом завода решила встретиться с «Ощадбанком», дабы разобраться в ситуации и наметить план погашения кредита. Встреча прошла в дружественной атмосфере, и представители Ощадбанка демонстрировали удовлетворение от гарантий инвестора в регулярном погашении кредита.

Однако, вскоре после встречи представители банка неожиданно решили затребовать погашение всего кредита целиком. И хотя гарантии о погашении давали представители «ВБМ-групп», их не уведомили о таких намерениях. 12.07.2010г. «Ощадбанк» направил в адрес ДДЗ требование о погашении кредита в 15-дневный срок. Менеджмент ДДЗ, не предпринимая никаких мер по законной защите имущества предприятия, оперативно отвечает банку, что не имеет возможности погасить кредиты.

Маховик закрутился. 12.08.2010г. Хозяйственный суд Львовской области (судья Мороз Н.В.) возбудил производство по делу о наложении взыскания на предметы ипотек/залогов (дело №30/141). А уже через 2 недели (27.08.2010) иск о наложении взыскания на предметы ипотек/залогов был удовлетворен. Тем более, что явившийся в заседание представитель ДДЗ сразу признал иск. Узнав о таких результатах, ВБМ нанимает адвокатов, которые сразу же пытаются в судебном заседании отозвать признание иска и перевести дело в нормальное судебное разбирательство. Но поздно исход дела был предрешен заранее.

Суд при принятии решения установил и способ реализации: любому третьему лицу по цене не ниже рыночной. При этом определение «рыночности» цен суд оставил на усмотрение оценщика, выбранного банком. Блюстители Фемиды работают как никогда оперативно..

Адвокаты ДДЗ опротестовали решение в апелляции, но Львовский апелляционный Хозяйственный суд (судьи Краевская М.В., Галушко Н.А. Орищин А.В.) решение суда первой инстанции оставил без изменений, рассмотрев дело вообще в отсутствие представителей ДДЗ или адвокатов, нанятых ВБМ. Собственник завода «ВБМ-груп» в недоумении – как же так? Менеджеры разводят руками – мол, сделали все, что могли.

Теперь пришел черед отработать свою часть схемы «Ощадбанку». Уже через неделю после апелляции (21.09.2010г.) банк реализовал имущество завода ООО «Парус-Юг». По всем признакам, «Парус-ЮГ» — это фирма-однодневка, у которой есть директор да печать. Как и почему именно эта компания стала покупателем стратегического для Львовской области и нефтегазовой промышленности Украины предприятия, стоило бы разобраться правоохранительным органам. Возможно менеджеры «Ощабанка», осуществлявшие продажу, также смогут объяснить, почему не состоялся конкурс по продаже, и как был определен покупатель? Тяжелее будет объяснять причины, по которым отчужденное имущество не было внесено в государственный реестр, и что помешало банку проинформировать о продаже самого должника, ведь он имеет право в 30-дневный срок со дня получения уведомления о планируемой продаже имущества ликвидировать задолженность и сохранить у себя имущество.

Почему спешили суд и банк, становится понятным в течении недели, когда ООО «Парус-Юг» перепродает все имущество ООО «Универсальная буровая техника» (УБТ). Данная фирма была зарегистрирована днями ранее (28.09.2010) в Дрогобыче. А директором УБТ стал Геннадий Веселовский, менеджер Ищука и бывший начальник директора ОАО ДДЗ Владимира Серегина.

Отдельные пазлы наконец складываются в картину. После бегства из России и продажи обвешенной кредитами «ВБМ-групп» Андрей Ищук решил использовать оставшееся влияние на некоторых менеджеров предприятий холдинга «ВБМ-групп», чтобы забрать их у нового собственника. Дальнейшее было делом техники, работы юридической группы и вовлечения в схему менеджеров банка и судей. И если с судьями Львовской области все понятно (сам «великий» Зварыч оттуда), то участие в сомнительных операциях представителей «Ощадбанка» стало для новых собственников «ВБМ-групп» неприятным открытием. Тем более, что Ощадбанк действовал явно против интересов государства – ведь суммы продажи активов не покрыли кредитов, полное погашение которых «ВБМ-груп» гарантировала как инвестор.

Нет юрлица – нет проблемы, или маски сорваны

В настоящий момент вокруг ОАО «Дрогобычский долотный завод» продолжается юридическая борьба. «ВБМ-групп», как законный собственник, хочет вернуть, по сути, украденный актив. Рейдеры пытаются защитить результаты атаки судебными решениями. Новой линией фронта стала попытка фиктивного банкротства ДДЗ, как юридического лица. Ведь очень удобно – нет юрлица, некому и оспорить весь беспредел с кредитами и выводом активов.

Банкротство инициировал все тот же Ощадбанк после отказа менеджмента ДДЗ платить обязательства по размещенным в банке Облигациям серии «А» на сумму в 25 миллионов гривен. Парадокс в том, что в октябре 2010 года под очередной платеж завод получил от собственника «ВБМ-групп» сумму в 3,3 миллиона гривен.

Пришел момент, когда менеджмент сорвал маски и пошел на откровенные махинации, которые не оставляли сомнений во враждебности его действий интересам собственника. 11.10.2010 замдиректора ОАО ДДЗ Леонид Мыщатин направил в банк письмо с отзывом платежа в 3,3 млн. грн. Банк не возражал. Итог этой спецоперации – возбуждение в том же загадочном и оперативном Хозяйственном суде Львовской области дела о банкротстве ДДЗ.

Эйфория близости полной победы над «нерадивыми» собственниками из далекой России, лишила осторожности и других участников схемы. Пришло время прикрыть схему «добрыми намерениями» и «обличениями». Эту роль взял на себя мэр Дрогобыча Алексей Радзиевский. Он обвиняет во всех грехах «ВБМ-групп», опуская, конечно же, факт смены собственников и свои личные отношения с Андреем Ищуком. Русские, мол, довели завод до ручки, теперь пришло время руководить новому инвестору — «Универсальной буровой технике». Как на заводе появилась УБТ? Куда делся «злополучный» «ВБМ», мэр не уточняет – но обещает жителям региона и работникам заманчивые перспективы.

Собственник ДДЗ — «ВБМ-групп» наконец осознала весь масштаб схемы по отчуждению активов и меняет менеджмент. Наблюдательным советом был назначен новый директор. Но он к работе приступить не может — государственный регистратор не смогла провести нужные изменения. Вначале — «капризная техника подвела». Позже – заболела. Мэр города сообщил, что повлиять не ситуацию не может. Да и времени на эту «чепуху» у мэра нет – он активно раздает интервью, в которых высказывает дружественные суждения об Андрее Ищуке и «Универсальной буровой технике». «ВБМ-групп», в его комментариях СМИ — идеологический враг, который собственно и довел предприятие до ручки. Поэтому, мол, ничего удивительного, что завод обанкротился и поменял собственника.

Сегодня все актеры схемы вывода активов ДДЗ стоят на сцене: менеджеры, судьи, сотрудники Ощадбанка, мэр, регистратор. За кулисами потирает руки опальный Андрей Ищук. Но обо всем происходящем уже знают и Президент Украины, и Президент России. Публика в зале тоже чувствует фальш.

Итог этой бизнес-драмы пока не понятен. «ВБМ-групп» уже сейчас готовится придать происходящему на предприятии в Дрогобыче международную огласку, что добьет и без того мрачный инвестиционный имидж страны.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам