Формула любви

21 апреля исполнится год «харьковским соглашениям», согласно которым Украина получила скидку на газ в обмен на пролонгацию договора о пребывании Черноморского флота РФ в нашем Севастополе. В канун этой даты в Киев едет российский вице-премьер Игорь Сечин, которому Путин поручил уточнить формулу газовых расчетов. Накануне его приезда украинская сторона в очередной раз заговорила, что мы платим слишком много. Россияне удивились: а кто сказал, что вы должны платить мало?!

С тех пор, как Виктор Ющенко в погоне за 120-долларовой ценой кубометра российского газа доборолся до $250 за тыс. кубов, Украина надолго оказалась в положении проигравшего. Это победителей не судят. Проигравших же имеют все, кому не лень.

России лень не было. Сначала Юлию Тимошенко на ночных переговорах с Владимиром Путины (не знаю, что он там ночью с ней делал) заставили отказаться от связки «цена газа – цена транзита» и начать декларировать «европейское ценообразование». Потом она подписывает на «их условиях» договор, где базой является цена в $450 за тыс. куб.м., а все скидки Украина должна заслуживать своим хорошим поведением.

Спустя год, в качестве подарка новоизбранному президенту Виктору Януковичу и одновременно – премии за уступчивость в связи с черноморским флотом в Харькове заключается одноименное соглашение.

Согласно ему Украина получает 30-процентную скидку на газ, если цена тысячи кубометров составляет менее $300. Если же цена превышает $300, то скидка фиксируется в размере 100 баксов за каждую тысячу кубов и все. Собственно в этом и есть несправедливость: при небольшой цене мы выигрываем больше, чем, когда цена резко возрастает.

Именно на «кривизну» формулы обратил внимание Владимира Путина его украинский коллега Николай Азаров. Путин в принципе согласился и поручил своему заместителю Игорю Сечину провести анализ ситуации и выдать заключение: идти ли на пересчет формулы, по которой формируется цена на газ, или нет?

Некоторые эксперты подсчитали, что при пересмотре формулы и ликвидации «100-долларового ограничения» Украина будет платить гораздо меньше. Насколько меньше, сказать трудно, поскольку цена на газ не является стабильной и меняется каждый квартал: в конце прошлого года мы платили по $225, в первом квартале 2011 года – уже по $264 за тыс. кубов, а во втором цены еще подросли.

Премьер-министр Украины Николай Азаров в Китае в интервью агентству «Блумберг» заявил, что справедливая цена на российский газ для Украины составляет около $200 за тысячу кубометров. Вполне возможно, это и есть та цена газа, которая получится после пересмотра формулы.

Впрочем, российские источники настаивают, что цены в $200 «просто так» не будет, ибо даже Беларусь, состоящая в Таможенном союзе (ТС), платит $230 за тыс. куб. м. «Украина не получит от России более дешевый газ, чем его получают страны-члены Таможенного союза. «Газпром» не может предложить Украине лучшие условия ценообразования на газ, чем для других субъектов ТС. Речь идет о поставках газа по довольно расплывчатой формуле равнодоходности, то есть к российской цене добавляется транспортная составляющая», — сказал в интервью журналистам ответственный секретарь комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев.

Так же не будут предметом торга на газовых переговорах и Таможенный союз и ГТС. Первый – потому, что это разные по глобальности вещи, второй – потому, что России наши трубы нужны меньше, чем нам самим (мы через них газ получаем, как для внутреннего потребления, так и транзитный).

«По большому счету, России не нужна наша ГТС. Они сейчас строят два обходных маршрута, они имеют договор о транзите нашего газа на 10 лет, подписанный предыдущим правительством», — правильно заметил недавно Николай Азаров.

По предположению информированных источников, Россия может согласиться на пересмотр формулы в обмен на широкомасштабное сотрудничество в атомной сфере. Об этом тоже говорил Николай Азаров, но – как-то вскользь. И широкого обсуждения тема не получила. А зря, поскольку проект строительства 10 атомных блоков за 10 лет – гораздо более политический, чем все остальные вопросы, включая Черноморский флот и Таможенный союз, вместе взятые.

«Согласие Украины на атомный проект «10 на 10» гарантирует России переключение главного вектора интеграции с Европы на Москву, — рассказывает хорошо информированный источник. – Дело даже не в экономике проекта, хотя 10 атомных энергоблоков – это миллиарды долларов, это российское оборудование, российское ядерное топливо. Это реакторы их конструкции, это, наконец, их ответственность. Затраты тут колоссальные, но Россия под такие проекты охотно дает товарные кредиты. Дело в другом: с российскими атомными энергоблоками Украину гарантировано не примут в Европейский союз. Всем странам «советского лагеря» атомные станции советской постройки пришлось закрыть. Литва пожертвовала Игналинской АЭС, Болгария закрыла АЭС с забавным именем "Козлодуй" и т.д. Для Украины никто не сделает исключения. Поэтому согласие строить новые АЭС на российской базе – это четко сформулированный прощальный поцелуй евроинтеграционной мечте. И одновременно – признание в любви России на несколько десятилетий, как минимум…».

Стоит ли газ таких уступок? Вопрос концептуальный. Нужно понимать (и Николай Янович, судя по его высказываниям, понимает), что Россия никому никаких скидок просто так не делает. Тем более – в ущерб себе.

Цена на газ для каждой страны индивидуальна. Она включает участие потребителя газа в других совместных проектах. Поэтому, когда говорят, что Германия получает газ дешевле чем Украина, приводят некорректное сравнение.

Да, дешевле. Но Германия в значительной мере финансирует строительство «Северного потока». Консорциум, который этим занимается, возглавляет бывший канцлер Герхард Шредер. Другими словами, бывший немецкий глава правительства пошел на работу к россиянам и строит им газопровод в Европу. Это крутая услуга. И она многого стоит.

Мы свою скидку уже получили. В обмен на соглашение по Черноморскому флоту. Других цен не будет. О чем совершенно недвусмысленно заявил Владимир Путин. «Все участники процесса должны понимать, что действующий контракт функционирует и должен выполняться», — подчеркнул премьер.

Правда, он допускает, что неправильную формулу могут пересмотреть. Если российская сторона согласиться с тем, что она неправильная. «Россия готова проверить какие-то неточности по контракту, если такие действительно существуют. Я обещал, что мы посмотрим характеристику ценообразования в стране. Если наши украинские друзья считают, что там есть какие-то неточности, мы готовы на это посмотреть», — сказал российский премьер.

Будет ли этот пересмотр только исправлением досадной ошибки? Или за новую формулу придется платить заново? Наши источники склонятся ко второму варианту. «Если Украина хочет понятной и комфортной цены на газ, ей придется заплатить России какой-то уступкой. Новая формула – это «формула любви». Мы доказываем свою любовь к соседу, он отвечает нам взаимностью. Других вариантов из серии «пожалели», «уступили» и т.д. просто не будет. Это не в характере Путина…», — уверены знающие люди.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам